27-28 урок, 9 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _________
Тема: Разбиение задачи на подзадачи
Цели: учащиеся имеют представление о методе последовательной детализации как об одном из основных методов структурирования алгоритма, знают назначение вспомогательного алгоритма и умеют его применять.
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
2. Проверка домашнего задания
Граф
Работа с текстом 13.2
3.Подготовка к основному этапу занятия
Сегодня и научимся, а также познакомимся с новым видом алгоритма, который называется вспомогательным. Разбиение задачи на подзадачи.
4. Усвоение новых знаний и способов действия
Существуют различные методы конструирования алгоритмов. Одним из них является – метод последовательного построения алгоритма.
Процесс последовательного построения алгоритма выглядит следующим образом.
Н а первом шаге достаточно определить исходные данные и результаты алгоритма, а сам алгоритм представить в виде единого предписания – постановки задачи.
Если исполнитель не обучен исполнять заданное предписание, то необходимо представить это предписание в виде совокупности более простых предписаний (команд).
Давайте запишем, что нужно сделать для последовательного построения алгоритма. (Слайд2. Учащиеся записывают этапы построения алгоритма, учитель объясняет каждый этап).
Э тот процесс продолжается до тех пор, пока все предписания не будут понятны исполнителю. Объединяя полученные команды в единую совокупность выполняемых в определенной последовательности команд, получаем требуемый алгоритм решения исходной задачи.
При построении алгоритмов нередко возникают ситуации, когда в разных местах алгоритма необходимо выполнение одной и той же последовательности шагов обработки данных. Для такой последовательности шагов создают отдельный алгоритм, называемый вспомогательным. В качестве вспомогательных могут использоваться алгоритмы, ранее разработанные для решения других задач.
Посмотрите на доску и запишите определение вспомогательного алгоритма (слайд 3).
Команда вызова вспомогательного алгоритма исполняется следующим образом (Учащиеся смотрят на доску (слайд 4), в это время учитель объясняет).
Ф ормальные входные данные вспомогательного алгоритма заменяются значениями фактических входных данных, указанных в команде вызова вспомогательного алгоритма;
Для заданных входных данных исполняются команды вспомогательного алгоритма;
Полученные результаты присваиваются переменным с именами фактических результатов;
Осуществляется переход к следующей команде основного алгоритма.
Р ебята, давайте рассмотрим пример построения алгоритма, в котором используется вспомогательный алгоритм (слайд 5).
Построим блок-схему этого алгоритма (Ребята совместно с учителем строят блок-схему, учитель на доске, учащиеся в тетради).
Давайте проверим, правильно ли у нас получилось (слайд 6).
5. Первичная проверка понимания (самостоятельная работа)
Сейчас ребята, мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу.
6 . Подведение итогов занятия
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
учить теорию