Методические материалы Закаменных В. Ф.
Методы обучения | При каком содержа-нии материала рацио-нально применять метод? | При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно? | При каких особен-ностях учащихся рационально применять метод | Какие возможности должен иметь учи-тель для использова-ния этого метода? |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Словесные | Когда материал носит теоретико-информационный характер | При формировании теоретических и практических знаний и решении всех других задач обучения | Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов | Когда учитель владеет соответствующими словесными методами лучше, чем другими методами |
Наглядные | Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде | Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам | Когда имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам | Когда учитель располагает необходимыми пособиями или может изготовить их сам |
Практи-ческие | Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов | Для развития практических умений и навыков | Когда ученики готовы к выполнению практических заданий такого характера | Когда учитель располагает пособия-ми, дидактическими материалами для организации этих практических упражнений |
Репродук-тивные | Когда содержание слишком сложное или простое | Для формирования знаний, умений и навыков | Когда ученики готовы к проблемному изучению данной темы | Когда у учителя нет времени для проблемного изучения этого материала |
Проблемно-поисковые | Когда содержание материала имеет средний уровень сложности | Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу | Когда ученики подготовлены к проблемному изучению материала | Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет методами |
Индуктивные | Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно | Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему) | Когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных рассуждениях | Когда учитель лучше владеет индуктивными методами обучения |
Самостоя-тельная работа | Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно | Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда | Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы, располагают необходимыми знаниями и умениями | Когда имеются дидактические материалы для самостоятельной работы учеников, время и учитель умеет правильно организовать ее. |