Управление образования Администрация Северодвинска муниципальный конкурс «Экология глазами детей: Растительный мир северного края»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Растительные мотивы пермогорской и борецкой росписей»
Работу выполнила:
Бочарова Анна Сергеевна
Ученица 7А класса
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №5»
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
во-первых больше узнать о традициях северного искусства и народа;
во-вторых тема исследования предоставляет интерес для подрастающего поколения, так как она является частью нашей древнерусской культуры, несет духовные корни и имеет свои интересные традиции.
Целью нашего исследования было узнать есть ли сходство и различие у растительных орнаментов борецкой и пермогорской росписей.
Величко Н .
«Роспись.
Техника.
Приемы.
Изделия»
Изместьева Л.А.
«Борецкая роспись»
Соколова М.С. «Художественная
роспись по дереву»
История и современность северодвинских росписей
Владимир Николаевич Бурчевский
Обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, а иногда - на дому.
Пермогорская роспись История возникновения
Набируха. XIX в.
Бурак. Начало ХХ в.
Прялка. Вторая половина XIX в.
Борецкая роспись История возникновения
Марфа Борецкая
Прялка XX в
Сходство растительных мотивов росписей
- Древо Жизни;
- трилистники;
- цветы;
- «приписки», мелкие растительные элементы помогающие заполнить пространство - листочки, ягодки, «огурчики»
Различие растительных мотивов росписей
Пермогорское Древо Жизни
Борецкое Древо Жизни
Трилистники
Пермогорские
трилистники
Борецкие
трилистники
Цветы
Борецкие тюльпаны
Пермогорские тюльпаны
«Приписки» пермогорские
мелкие растительные элементы помогающие заполнить пространство - листочки, ягодки, «огурчики»
«Приписки» борецкие
Цвета и фон пермогорской и борецкой росписей
Для мастеров борецкой росписи
- сусальное золото,
- красный,
- зелёный,
- коричневый,
- оранжевый,
- жёлтый, чёрный.
Для мастеров пермогорской росписи основными цветами являлись
- красный основной,
- жёлтый,
- зелёный,
- чёрный,
- редко синий.
Фон белый
В ходе проведённого исследования было выявлено, что изученные и рассмотренные растительные мотивы росписей имеют сходство и различия. Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующее:
- каждое исполнение растительного мотива имеет свой почерк, и если знать традиции исполнения растительных мотивов и не только, то ошибиться будет невозможно. Кроме сходств и различий растительных мотивов росписей рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить в целом их сходство и различия, учитывая бытовые сценки, композиции и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и интернет ресурсы
1. Величко Н. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. Москва АСТ-ПРЕСС 1999.-81
2. Изместьева Л.А. Борецкая роспись. М.: Просвещение, 1994.- 51 с.
3. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов [Текст] / М.С. Соколова. - М., 2005.
4. http://dvinovaje.ru/blog/vozrozhdenie_boreckoj_rospisi/2012-11-12-17 (13.03.2017)
5.https://sites.google.com/site/venekunst/(15.04.2017)
Спасибо за внимание!
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.