СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения как объект технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Растения как объект технологии»

Технология.5 класс

ТЕМА: Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека.

Цель: сформировать представление о технологиях растениеводства, агротехнологиях, селекции, биотехнологиях.

Задачи:

- сформировать представление об основных агротехнологических приёмах выращивания культурных растений;

- познакомить с профессиями: селекционер, агроном, фермер, тракторист-машинист, механизатор; полевод, овощевод, садовод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности.

2.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

1.Сформировать умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственные связи.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные УУД:

1.Сфорировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные УУД: сформировать умение производить проверку и взаимопроверку работы

Ход урока

  • Актуализация знаний. Просмотреть видео-загадки. Как этот мультфильм связан с темой урока? что будем изучать сегодня на уроке? (Растения)

О каких растениях пойдет речь? Задание «Калейдоскоп»: соберите из предложенных букв слово сель нные ско яйс тве хоз

Сельскохозяйственные растения. Человек научился выращивать огромное количество самых разных сельскохозяйственных растений.

Рассмотрим на уроке:

  1. Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.

  2. История окультуривания растений.

Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности

  • Теоретический материал для самостоятельного изучения

Растения – основа питания людей, из растений люди производят одежду, украшают дома.

Начало целенаправленного использования растений человеком уходит в глубину тысячелетий.

Первобытные люди целиком зависели от природы: они собирали коренья, плоды, зёрна, которые вырастали в дикой природе, охотились на диких животных. Людям постоянно приходилось заботиться о своём пропитании. Если растения погибали от засухи, случался неурожай, то люди кочевали в другие места, погибали от голода и болезней.

Со временем люди стали понимать, что если начать ухаживать за растениями, поливать их в засушливое время, рыхлить почву, убирать ненужные растения (сорняки), то зёрен и плодов становится больше и урожай стабильнее.

Первобытные люди сменили кочевой образ жизни на осёдлый и стали окультуривать хлебные злаки, зерновые бобовые, корнеплоды, бахчевые и другие растения.

Одно из первых окультуренных растений – пшеница, ее обнаружилиученые в захоронениях Древнего Египта, которым уже более 6 тысяч лет.

Без растений невозможна жизнь на планете и жизнь людей. Благодаря растениям атмосфера планеты содержит необходимое количество кислорода, которым люди дышат.

Люди научились использовать многие растения для обеспечения своей жизнедеятельности: для приготовления пищи, в качестве сырья для различных отраслей промышленности, лекарственных средств в медицине, для озеленения помещений, Дикорастущие растения не всегда удовлетворяют запросам людей, большинство используемых растений люди окультурили –стали разводить специально для своей хозяйственной деятельности.

При выращивании культурных растений учитывается привычный им климат: температура воздуха, влажность, продолжительность светового дня. Поэтому чаще всего растения выращивают там, где они встречаются в дикорастущем виде, но с развитием агротехнологий, растения стали выращивать в других климатических зонах.

Культурные растения играют важную роль в углеводном и белковом питании человека.

Традиционно растения используются людьми для лечения многих заболеваний. В настоящее время лекарственные растения специально выращиваются, например, это ромашка лекарственная, валериана, ревень, солодка, алоэ, хинное дерево, женьшень, календула и другие.

Наибольшим числом видов (более 10 тыс.) представлены декоративные культурные растения.

Среди них – парковые деревья, многочисленные цветочные и декоративно-лиственные, газонные культуры. Жизнь человечества уже давно нельзя представить без кипарисов, роз, тюльпанов, лилий, ирисов и мн. др. растений, которые радуют жителей сёл и городов.

  • Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между названием культурных растений и названием отрасли.

Правильный вариант ответа:

Пояснение:

К овощеводству (тюльпаны, наструции, аквилегии, фиалки – декоративно цветущие растения – отрасль – декоративное цветоводство.

Задание 2.

Какие виды работ не относятся к агротехнологическим приёмам?

Выберите несколько верных ответов.

Варианты ответа:

1. Подготовка почвы к посеву

2. Подготовка семян к посеву

3. Составление букетов

4. Покупка семян

Правильный вариант ответа:

3,4

Пояснение: Агротехнологические приёмы – это мероприятия по выращиванию растений, составление букетов относится к флористике, покупка семян также не относится к мероприятиям по уходу за растениями.

Овощеводство

Декоративное садоводство

Капуста, морковь, репа, редис, укроп

Полеводство

Роза, лаванда

Рожь, пшеница, рис

Задание 3. Уход за яблоневым садом. Выделите цветом, что нужно для того, чтобы яблоневый сад хорошо рос и деревья давали большой урожай.

Никогда не поливать

Отборные сорта яблонь

Посадить среди камней

Использовать удобрения

Обрезать засохшие ветки

Подведении итогов ответьте на вопросы:

-какие растения мы можем назвать культурными ?

-назовите одно из первых окультуренных растений.

-какие лекарственные растения используют люди для лечения многих заболеваний?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!