СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Растем вместе с Республикой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка первого урока в 4 классе по теме "Растем вместе с Республикой"

Просмотр содержимого документа
«"Растем вместе с Республикой"»

«Растём вместе с Республикой» , 4 класс

Да здравствует республика!

Да здравствует народ!

Раскроем свои души и объятья.

Мы - земляки, мы чтим свой славный род.

Донбасс - отец, мы сестры все и братья.

Тип урока: урок-путешествие, интерактивный

Цели урока: способствовать пониманию исторической роли образования Донецкой Народной Республики, развивать интерес к историческому прошлому своей Родины, своего народа, формировать устойчивую активную гражданскую позицию, укреплять в учащихся чувство гордости за свою Родину; воспитывать уважение к государственной символике Донецкой Народной Республики, патриотизм, духовно-нравственные качества личности, любовь к своему Отечеству.

Оборудование: презентация по теме урока; изображение флага ДНР, герба; видеоролик о Донецке, фотографии памятных мест и рисунки учащихся, шаблоны для раскрашивания, карты ДНР и раздаточный материал для работы в группах, лист формата А2 с надписью в центре «С днем рождения, Донецк!», таблички с названиями остановок, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вот и пролетели летние каникулы, и мы снова собрались все вместе на первый урок в новом учебном году. Дорогие ребята, разрешите вас поздравить с началом нового учебного года, с Днём знаний! Для нас с вами это учебный год будет знаменательным. Вы заканчиваете начальную школу. А впереди новые взлёты, новые открытия, новые мечты. Сделаем этот учебный год с вами ярким и запоминающимся.

Ребята, вы разделились на 4 группы, но помните, что вы - единое целое: от работы каждого зависит общее дело, его результативность

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы - и ты, и я:

Вместе – дружная семья!

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока.

Ребята, мы начинаем наш учебный год с очень важной темы. Давайте вместе определим тему нашего урока, разгадав кроссворд и прочитав ключевое слово. (презентация)


р

о

д

а

н

1.Население государства, жители.

е

г

р

б

2.Государственный символ, эмблема.

с

т

и

н

о

к

т

у

ц

и

я

3.Основной закон государства.

п

а

т

р

и

о

т

4.Человек, любящий свою Родину.

5. «Черное золото».

у

ь

л

г

о

6. Название нашего края.

б

а

с

с

д

о

н

7. Государственный символ из ткани.

л

ф

а

г

8. Главная торжественная песня государства

и

г

м

н

9. Столица ДНР.

10. Обычай народа, передающийся из

к

ц

е

н

о

д

поколения в поколение.

а

и

д

р

т

ц

и

я

Итак, наш урок-путешествие посвящён сегодня нашей Родине, нашей Республике. На пути вас ожидают интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут внимательность, находчивость и смекалка.

Сегодня во всех уголках нашей республики проходит Единый урок «Растём вместе с Республикой». Все мы с вами живем в еще очень молодой Донецкой Народной Республике. Она, как и вы, развивается и крепнет с каждым годом. 5 лет назад,12 мая 2014 года решилась судьба нашего Донбасса. Люди, которые неравнодушны к судьбе своей Родины, вышли на референдум и изъявили свое желание жить в свободной республике.

С тех пор прошло 5 лет. Наша Донецкая Народная Республика восстанавливается, растёт и развивается. Работают восстановленные промышленные предприятия, транспорт, школы, больницы, учреждения культуры, развивается банковская система. Есть свой мобильный оператор.

В нашем Буденновском районе работают такие крупные предприятия как: «Донецкий завод высоковольтных опор» - изготавливает опоры линий электропередач; завод « Коксохимоборудование» - комплектующие коксовых батарей; ООО «Донвентилятор» - производит промышленное вентиляционное оборудование. Предприятия сельскохозяйственной сферы ООО «Тепличный», «Буденновский АПК «Авангард», «Агропромышленный комплекс «Бекон» обеспечивают продуктами питания жителей Республики. Ну а продукцию компании «Четыре сезона» вы можете увидеть у себя в ванной. Предприятие выпускает более 70 видов мыла.

Нам под силу многое, потому что мы едины в своем стремлении вырастить из нашей молодой Республики сильное, процветающее, справедливое государство. Мы растем вместе с ней. Набираемся знаний и опыта, ставим перед собой цели, и прилагаем все усилия, чтобы совершенствоваться самим и шаг за шагом идти к общей мечте – сделать жизнь лучше. Ребята, а что вы можете для этого сделать? (ответы детей). Конечно, ваша главная задача - получать знания, хорошо учиться. Стране всегда нужны образованные люди, хорошие специалисты своего дела.

За три года учебы вы уже многого достигли, показали себя трудолюбивыми, любознательными, настойчивыми учениками, представляющими нашу гимназию на уровне района и Республики. Давайте, ребята, вспомним, ваши достижения. Домашенко Родион занял II место в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Первые шаги в науку» в номинации «Зеленый мир вокруг нас». В мае этого года ребята нашего класса в составе сборной команды гимназии заняли первое место в соревнованиях «Веселые старты» среди третьеклассников Буденновского района. А старшеклассники принесли победу нашей гимназии, заняв второе место в Республиканском конкурсе «Познай себя и будь здоров!». Учащиеся гимназии стали победителями конкурса творческих работ, посвященного 150-летию со дня основания города Донецка «Родной город: экскурсия в прошлое» – заняли III место.

Ребята, я надеюсь, что наш первый урок задаст нам правильный курс на весь учебный год. Желаю вам в новом учебном году интересных открытий, крепких знаний, хороших отметок. Итак, отправляемся в путешествие.










ІІІ. Работа по теме урока


1-я остановка «Географическая»



Практическая работа с картой ДНР.


У каждой страны есть свои границы и главный город – столица. Давайте рассмотрим карту и найдем Донецк. Численность населения Донецкой Народной Республики составило 2,3 миллиона человек. При этом население столицы составляет более 900 тысяч жителей.

К наиболее крупным городам относятся Донецк, Макеевка, Горловка, Енакиево и Харцызск.
- Какие города расположены на севере нашей Республики?
- Какой город получил свое название от российской императрицы Екатерины II, которая, проезжая в этих краях, воскликнула «Какое снежное место!». Где он находится?

-В каких городах ДНР вы бывали?





2-я остановка «Символичная»

У каждого государства, есть свои три обязательных символа, по ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. О каких символах мы сейчас поговорим? (на доске). Государственная символика Донецкой Народной Республики регламентируется Конституцией и действующим законодательством.

Загадка:

На свете много песен разных, Она, как символ государства,

Но эта нам важней всего, Известна всем до одного. (Гимн)

Гимн – музыкальный символ, торжественная песня Республики. С 9 мая 2015 г. официально в качестве гимна используется песня «Великий Донбасс, честь и гордость народа». Сегодня на линейке звучал гимн. В каких случаях еще можно услышать музыку гимна?

Отгадайте загадку:

У него названий много: С ветром гонит прочь тревоги

Знамя, триколор и стяг - Черно-сине-красный … (флаг)

Флаг – это национальная святыня. Главные части любого флага – это древко и полотнище. 27 февраля 2018 года Верховный Совет ДНР утвердил официальный флаг. Он представляет собой черно-сине-красное полотнище без дополнительных символов.

- Что символизируют цвета нашего флага?

– Когда поднимают флаг?
– Где устанавливают флаг? 
И следующий символ. Отгадайте загадку:

Он дополняет гимн и флаг, В ДНР тот знак особый

Любой страны то главный знак. Ты назвать его попробуй. (Герб)

Герб – это эмблема государства, изображаемая на монетах, печатях, государственных документах.



Д инамическая игра «Герб ДНР»

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)

Стоит Архистратиг прекрасный (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)

С золотым щитом в руке. (поставить руки, как щит)

Развевается плащ чёрный (плавные покачивания рук вправо-влево)

И копьё в руке блестит.


-Ребята, зачем нам всем нужно знать о символике государства?


3-я остановка «Патриотическая»

-Кто такой патриот? (дети высказывают предположения)

Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов свой Родины.(« Толковый словарь русского языка»под ред. Д.Н.Ушакова)

В праздник, который будем отмечать в воскресенье, мы вспомним тех, кто, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, пожертвовал своей жизнью. Какой это праздник? (8 сентября – День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков).

Дополните предложения.

Патриот – это тот гражданин, который:

любит ____________________________________________________

хранит ____________________________________________________

уважает ___________________________________________________

переживает _______________________________________________

гордится __________________________________________________

помогает __________________________________________________

Группы зачитывают свои ответы.

Патриотизм – одно из самых глубоких чувств, закрепленное веками тысячелетиями. Чувство родины проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим, это чувство пронизывает всю нашу жизнь. Это состояние души, чувство долга и ответственности перед родной землей, где ты родился, вырос, где прошло твое детство. Патриотизм – это и уважение к своей стране, языку, флагу, народу. Страна с патриотами – это процветающая страна.


Составление синквейна «Республика»

Республика

Молодая, любимая

Живет, растет, сражается

Я люблю свой край.

Родина

Каждая группа представляет всем свои синквейны.

Учитель: Молодцы! Вы подобрали очень точные и правильные слова.

Да здравствует республика!

Да здравствует народ!

Раскроем свои души и объятья.

Мы - земляки, мы чтим свой славный род.

Донбасс - отец, мы сестры все и братья.

Да здравствует республика!

Для будущих веков,

Ее мы своей кровью отстояли,

Где будет хлеб и уголь горняков,

И наша мощь в упругом блеске стали А.Малышев


4-я остановка «Народная мудрость»

Каждая группа получает пословицу из карточек с одним словом на каждой. Нужно собрать пословицу и объяснить её смысл.

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  2. Человек без Родины, что соловей без песни.

  3. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  4. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5-я остановка «Фотографическая»

Г руппы получают фотографии памятных мест Донецка, разрезанные на фрагменты. Нужно собрать изображение, назвать достопримечательность и рассказать о ней.



  1. Оранжерея ботанического сада

  2. Пальма Мерцалова

  3. Памятник «Слава шахтерскому труду»

  4. Монумент «Твоим освободителям, Донбасс»


6-я остановка «Поэтическая».

Сейчас послушаем стихотворения о нашем крае, ведь поэты наделены талантом объяснять сложное простыми и душевными словами. Дети читают стихи.


Я рад всей душой, что рожден на Донбассе! Мой край родной! Донецк любимый!

Среди терриконов и чистых полей! И лучше края в целом мире нет!

Где лица шахтерские уголь окрасил, Столица металлургов и шахтёров,
Где нет слабых духом обычных людей. Вливающая в мир тепло и свет!

Люблю твои в деревьях терриконы, В бутонах нежных влага серебрится,

Широкие бескрайние поля. Фонтан вздымает брызжущий венец.

Все уголки мне так твои знакомы, Как хороша шахтёрская столица,

Донецк мой милый, Родина моя. Как ты прекрасен, город мой, Донецк!



Люблю ли я тебя, моя земля? Прославленный навечно горняками,

Да что, скажи, я без тебя бы значил! Ты честь свою всегда, как знамя, нёс,

Ты есть — в тебе поэзия моя! Лучистый город солнечного камня,

Ты есть — и я с тобой стократ богаче. Цветущий город миллиона роз.


 

Люблю тебя, родной Донецкий край, Шахтёрский, трудовой, индустриальный,

Прошла здесь через сердце жизни трасса. Талантливый, учёный, молодой,

И где бы ни был ты, не забывай, Студенческий, спортивный, театральный,

Что мы с тобою родом из Донбасса. Ты - лучший в мире, город мой родной!

7-я остановка «Творческая»

Нужно найти и выделить 7 слов на картинке. Затем по опорным словам составить и записать небольшой текст о нашей Республике.

- Какая главная мысль ваших текстов? О чем мы должны всегда помнить?

8-я остановка «Поздравительная»

Донецк – столица нашей молодой Донецкой Народной Республики, город-герой. 1869 год принято считать годом основания города Донецка, тогда еще Юзовки. День рождения города принято отмечать в последнее воскресенье августа. В этом году у города был юбилей – 150 лет. (Просмотр видеоролика «Мой родной Донецк»)

- На каких праздничных мероприятиях ко Дню города побывали вы?

Р ебята, на день рождения принято дарить цветы и высказывать добрые и приятные пожелания имениннику. Так поступим и мы.

-Какой цветок является символом Донецка? (роза).

Коллективная работа «Поздравительная открытка »

У вас на партах лежат вырезанные шаблоны роз. Раскрасьте розу и напишите краткое пожелание нашему любимому городу-юбиляру. Потом приклейте ваши розы на нашу общую большую открытку.

Посмотрите, какая прекрасная получилась открытка! Хорошо, что такие пожелания вы говорите от чистого сердца. Я верю, вы не оставите свой город в беде, будете заботиться о нем, ведь мы – граждане Республики, мы – патриоты родного края.

ІV. Итог урока. Рефлексия.

- Подводя итог нашего урока, начните свои высказывания с ключевой фразы:

- Я узнал … - Я убедился …

- Я понял … - Я задумался …

Вот и подошел к концу наш первый урок. А я еще раз хочу пожелать вам мира, любви, терпения, сил, творческих успехов в новом учебном году.

Людям Донбасса-неба без тучек!

 Людям Донбасса-солнышка лучик!

Людям Донбасса  - Мира, Добра!

 ПУСТЬ ПРЕКРАТИТСЯ ЭТА ВОЙНА!!!


Василевская Оксана Юрьевна,

учитель высшей категории, старший учитель

МОУ «Профильная гимназия № 122 города Донецка»









Использованная литература

  1. Донецкий край, в стихах воспетый: сборник лучших стихотворений участников открытого конкурса поэтического творчества «Донецкий край, в стихах воспетый» сост. И. А. Пилипенко.- Донецк,2017.-152с.

  2. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие 1,2,3,4 кл./сост. Грабовая Г. С., Полищук Е. Е., Седова Н. Н., Калафат О. В. – Донецк: Истоки,2017





Интернет-ресурсы



http://www.lib-dpr.ru/docs/slider/oblojka.pdf стихотворения

https://kompasdn.ucoz.net/load/uroki_grazhdanstvennosti/ot_rozhdenija_do_nashikh_dnej/3-2 видео

https://dnr-online.ru/goroda-i-rajony-donetskoj-narodnoj-respubliki/ карта ДНР

http://kopilo4ka.ucoz.net/load/vs_dlja_uchitelja/k_urokam_grazhdanstvennosti/podarok_pervoklassniku_2018_doneck_gorod_geroj/50-1-0-1296

http://gorod-donetsk.com/images/docs/21.06.19.pdf каталог производителей товаров и услуг города Донецка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!