СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространение организмов в Мировом океане

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Познакомиться с условиями жизни в океане, многообразием живых организмов и особенностями  их распространения, некоторыми обитателями Мирового океана;
  • Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, творческие способности обучающихся при подготовке  проекта, умений договариваться друг с другом.
  •  Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества при работе в парах.

Просмотр содержимого документа
«Распространение организмов в Мировом океане»

Открытый урок в 6 классе по теме « Распространение организмов в Мировом океане»

Цели урока:

  • Познакомиться с условиями жизни в океане, многообразием живых организмов и особенностями их распространения, некоторыми обитателями Мирового океана;

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, творческие способности обучающихся при подготовке проекта, умений договариваться друг с другом.

Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества при работе в парах.

Средства обучения: проектор, ноутбук, набор карточек с заданиями, экран, модель мирового океана ( ватман), набор океанических организмов ( вырезанные из бумаги , Физическая карта мира, бутылка, модели океанических организмов.

Тип урока: урок путешествие с элементами исследовательской и проектной деятельности.

Используемые технологии: технология проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ, исследовательская, здоровье сберегающая, проектная.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, игровой.

Методы познания: компьютерная презентация, наглядные примеры, проблемный, сравнение.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.

Метапредметные:

Коммуникативные: решают проблемные задачи, выделяют главное в тексте параграфа, организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: применяют методы информационного поиска, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Познавательные: умеют объяснять условия жизни в Мировом океане, распределяют живые организмы на основные группы –планктон, нектон, бентос.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Межпредметные связи: География, экология, физика, биология, музыка.



На уроке прослеживается системно-деятельностный подход: учащиеся 6 класса работают самостоятельно с применением информационно – коммуникационных технологий. На всех этапах урока идет работа с дополнительным материалом, учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы, выполняют проблемные задания.





Ход урока

I.Орг. момент. ( 1мин.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но я прошу вас не волноваться и вести себя как на обычном уроке.

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

- Давайте представим, что мы сейчас находимся не в школьном кабинете, а в уютной каюте на корабле, путешествующем по Мировому океану.

Для того чтобы отправиться в плавание, нужно получить допуск к управлению корабля. Сделать мы это сможем, разгадав кроссворд. А разгаданные ключевые 2 слова будут подсказкой к названию темы нашего урока.

Вопросы к кроссворду

По вертикали:

1.Это крупное животное с мощными бивнями-клыками, является ярким представителем арктических пустынь.(Морж)

2.Природная зона, расположенная в основном в Северном полушарии, представляет собой мир разнотравья, основная ее часть практически распахана.( степи)

3.Этим словом можно охарактеризовать наличие воды в зоне пустынь.(мало)

4.Хвойные леса, произрастающие в зоне холодного и континентального климата с суровой зимой.(тайга)

5Прыгающее животное с сумкой на животе, житель саванн Австралии.(кенгуру)

6. Это относительно не большие по размеру животные, но наиболее многочисленные по количеству видов, обитающие во всех природных зонах, к ним относятся мухи, комары.(насекомые)



По горизонтали:

1.Этим растением обвиты стволы деревьев в зоне влажных экваториальных лесов.(лиана)

2.Грызун, обитающий в зоне степей.(сурок)

3.Глыбы льда, плавающие у ледяных берегов Антарктиды и Гренландии. ( айсберг)

III. Мотивация и целеполагание.( 3мин.)

Ключевые слова разгаданы, и мы можем отправиться в исследовательскую экспедицию. В начале нашего путешествия всем хочется пожелать хорошего настроения и 7 футов под килем! Вперед за новыми знаниями!

Слайд 1.(Песня об океане)

- Почему, нас так притягивает океан? Все ли мы знаем о жизни в нем? А хотели бы узнать? А что нам для этого надо сделать? ( поработать с атласами, учебником, дополнительной литературой)

- Как мы назовем тему нашего путешествия, или урока?

«Распространение жизни в Мировом океане» тему открыть на доске.

(проектор . Слайд 2 –тема.)

-Какие цели мы поставим перед собой?

-Изучить условия, влияющие на живые организмы и познакомиться с разнообразием жизни в Мировом океане.

(проектор Слайд 3- цели)

Iv. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.( 3 мин.)

-К нашему кораблю прибило бутылку с каким-то письмом, давайте его прочитаем. Разворачивает.

«Мы жители Северо-восточного побережья Исландии , на нашем берегу каким-то образом оказался кит, срочно подскажите, какие условия ему необходимы, чтобы он не погиб? Ждем вашей помощи, наш номер «112»

v. «Открытие» новых знаний. ( 25 мин)

-Ребята можем ли мы сразу решить проблему, которую перед нами поставили? (-нет)

Чего нам не хватает ? (знаний).

Сегодня вы будете сами добывать знания, чтобы помочь жителям Исландии.

А добывать вы их будете, посещая острова с расположенными на них лабораториями. Во время нашей экспедиции вы будете проводить свои исследования в парах. Перед вами лежат листы, это ваши судовые журналы. В них есть вопросы и задания, они разные по сложности, вы сами выбираете уровень сложности вопроса. Все открытия и ответы на вопросы вы будете заносить в свои судовые журналы во время посещения каждого из островов.



1.Остров Хо. Проектор (Слайд 4)

В лаборатории расположенной на нем называется «Условия обитания.»

Каждая из групп выберите для себя по 2 вопроса, на которые вы могли бы ответить. Напечатать задания на листах.

1.Какая сила делает тело кита в океане более легким и подвижным?

(Выталкивающая.)

Посмотрите на обычного речного рака. Он очень проворен в воде, но медленно ползает по берегу. Почему? На суше он стал тяжелее, ему труднее передвигаться: ведь сильнее на берегу, он не сделался Оказавшийся на берегу, кит живет совсем недолго. Он не может дышать на суше. Как и все млекопитающие, кит дышит легкими. Легкие - орган воздушного дыхания. Чтобы подышать, кит поднимается к поверхности воды. И вдруг на суше - как это ни странно - кит умирает от удушья! Сказался вес кита. Попав на берег, кит стал гораздо тяжелее. И вот под тяжестью тела кита сдавливаются его внутренние органы. Кит задыхается, сжатые легкие перестают работать. Громадина 120 тонн весом едва передвигалась бы на суше

2.Почему растениям, обитающим в океанах и морях не нужны корни?

( они поглощают кислород и питательные вещества всей поверхностью тела)

3.Где колебания температуры больше на суше или в морях и океанах?(на суше)

4.Чем дышат морские организмы? (растворенным в воде кислородом)

5. Что перемешивает воду в мировом океане?( Течения и волны)

2.Остров ЧУ (Слайд 5).


-Посмотрите ,к борту нашего корабля подплыл дельфин. Мне кажется, он что-то хочет нам показать. Действительно, у него записка.

«На какие 3 группы можно разделить все живые организмы в Мировом океане, к какой из них отношусь я?»

В Мировом океане действительно выделяют 3 группы организмов. В верхнем слое воды обитают микроскопические организмы , как они называются, из чего состоят?

-Ребята, давайте быстрее найдем ответ на вопрос на стр.150

Некоторые участники нашей экспедиции уже побывали в лаборатории этого острова под названием «Организмы» и получили ответы, какие еще 2 группы живых организмов можно выделить в Мировом океане? Давайте послушаем ответы на заданные вопросы.

Планктон

Представляет собой массу микроскопических растений и животных, не способных к самостоятельному передвижению и обитающих в приповерхностных хорошо освещенных слоях воды, где они образуют плавучие «кормовые угодья» для более крупных животных. Планктон состоит из фитопланктона (включающего такие растения, как диатомовые водоросли) и зоопланктона (медузы, криль, личинки крабов и пр.).

Нектон

это свободно плавающие в толще воды организмы, преимущественно хищные, и включает более 20 000 разновидностей рыб, а также кальмаров, тюленей, морских львов, китов, и дельфинов.

Бентос

Представлен животными и растениями, обитающими на дне океана или вблизи него, как на больших глубинах, так и на мелководье. Растения, представленные различными водорослями (например, бурыми), встречаются на мелководье, куда проникает солнечный свет. Из животных следует отметить губок, морских лилий , червей и некоторых глубоководных рыб.

Составление коллажа: К какой группе организмов относится дельфин? Давайте закрепим картинку с изображением дельфина на модели участка Мирового океана, чтобы он не забывал, где он обитает.

(Из набора организмов подберите характерные для каждого слоя, закрепите их на доске ( к модели океана) вместе с названием группы организмов (табличка).



3. Остров Все .

Лаборатория «Распространение организмов»

(Слайд 6)

Работа в парах

Прочтите текст на странице 150-151 и ответьте на вопросы.

1.Почему самые богатые жизнью области Мирового океана расположены у берегов материков?(достаточно света, тепла и кислорода)

2. На каких глубинах разнообразие жизни в Мировом океане больше и почему?(чем глубже, тем меньше жизни)

3.Какие приспособления к жизни на глубине имеются у донных организмов?(фонари на голове, отсутствие воздушных полостей, органы воспринимающие звуковые волны)

4. Чем питаются обитатели океанских глубин?(остатками организмов или поедают друг друга)

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА ПОД ЗВУКИ ПРИБОЯ

( СЛАЙД 7 )

4.Остров Знать

Лаборатория «Необычных организмов»

(Слайд 8)

В Мировом океане обитают уникальные и удивительные организмы, многие из них являются рекордсменами по обитанию на глубине, по весу и еще по многим критериям.

-Лабораторию «Организмы» вы посетили самостоятельно и все знаете о некоторых из этих организмов, и подготовили о них проекты.

Алина- Синий Кит

Люда- Атлантический Большеголов.

Катя- Глубоководный Удильщик.

Леня- рыба-Капля

vI. Подведение итогов. Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации. (5-7 мин.)

Какие мы острова посетили? (ХО-ЧУ-ВСЕ-ЗНАТЬ) Что мы узнали, какие же условия нужны киту для того, чтобы он не погиб? Смогут ли жители Исландии помочь киту?

( Смогут, если в течение короткого времени опустят его в воду) У вас на партах лежат сотовые телефоны, быстро отошлем смс жителям Исландии по поводу кита. Ура, наш кит спасен!

( на суше он быстро погибнет под массой собственного веса, он обитатель средне глубинных зон океана)

Тестирование

Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.

1. К условиям существования в водной среде не относятся:

а) резкие колебания температуры воды в течение суток;

б) соленость воды;

в) количество кислорода в воде;

г) свет.

2. Источником кислорода в морской воде являются:

а) планктон;

б) нектон

в) бентос

3. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:

а) нектон;

б) бентос;

в) планктон.

4. Какая часть океана наиболее богата организмами?

а) шельф;

б) глубоководные желоба;

в) центральные части океана.

5. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?

а) вода;

б) воздушные полости;

в) «фонари» на голове.

6. Обитатели глубин питаются:

а) планктоном;

б) поедают друг друга;

в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды.

Взаимопроверка по ответам на (Слайде 9 )





Рефлексия.( 5 мин.)

Давайте снова обратимся к нашим сотовым телефонам. На экране напишите свои впечатления об уроке. Что вам понравилось или не понравилось. Кого вы хотели бы поблагодарить и за что.

Кто оказался самым активным участником нашего путешествия? Чьи знания оказались для нас самыми ценными? Где эти знания пригодятся в жизни?

Выставление оценок.(самооценка)

Домашнее задание.(1 мин)

(Слайд 10 )

Записано на доске : п.48, *составить кроссворд «Организмы Мирового океана»

(Слайд 11- спасибо за внимание )





ПРИЛОЖЕНИЯ





















СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

1.Остров Хо.

Лаборатория «Условия обитания»

Вопросы

Ответы

1. Какая сила делает тело кита в океане более легким и подвижным?




2.Почему растениям, обитающим в океанах и морях не нужны корни?




3.Где колебания температуры больше на суше или в морях и океанах?




4.Чем дышат морские организмы?




5. Что перемешивает воду в Мировом океане?








2. Остров ЧУ

Лаборатория « Организмы»



Вопросы

Ответы

1.Какие организмы в Мировом океане относят к первой группе, как она называется (примеры организмов)?




2.Какие организмы в Мировом океане относятся ко второй группе, как она называется. (примеры организмов)?




3.Какие организмы в Мировом океане относятся к 3 группе, как она называется? (примеры организмов)?




3.Остров Все

Лаборатория «Распространения организмов»

Работа в парах. Прочтите текст учебника на странице 150-151 и ответьте на вопросы.

Вопросы

Ответы

1.Почему самые богатые жизнью области Мирового океана расположены у берегов материков?






2.На каких глубинах разнообразие жизни в Мировом океане больше и почему?






3. Какие приспособления к жизни на глубине имеются у донных организмов?






4. Чем питаются обитатели океанских глубин?




















2









4.Остров Знать

Лаборатория «Необычных организмов»

Название организма

Приспособления к жизни на дне, чем интересен организм.










































3

ТЕСТ

Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.

1. К условиям существования в водной среде не относятся:

а) резкие колебания температуры воды в течение суток;

б) соленость воды;

в) количество кислорода в воде;

г) свет.

2. Источником кислорода в морской воде являются:

а) планктон;

б) нектон

в) бентос

3. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:

а) нектон;

б) бентос;

в) планктон.

4. Какая часть океана наиболее богата организмами?

а) шельф;

б) глубоководные желоба;

в) центральные части океана.

5. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?

а) вода;

б) воздушные полости;

в) «фонари» на голове.

6. Обитатели глубин питаются:

а) планктоном; б) поедают друг друга; в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды. 4

5

ОТВЕТЫ:1-А, 2-А, 3-В, 4-А, 5-Б , 6-Б,В.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!