СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранняя профориентация детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья была написана для журнала"Дополнительное образование детей в Хабаровском крае".

Просмотр содержимого документа
«Ранняя профориентация детей с ОВЗ.»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа интернат №1»








Ранняя профориентация обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



из опыта работы мастерской

пряничного дела «Пряня»




воспитатель Мальцева Людмила Александровна





















Хабаровск 2022


Поучительная сказка, вместо предисловия.


Пряник и Колосок

Рано утром, до восхода солнца, взял Человек в карман белый Пряник и пошел в поле. В поле он ходил по посевам, любовался пшеницей. Сорвал Колосок, вынул из него зернышко, попробовал на зуб, улыбнулся. Спрятал Колосок в карман. Встретились Колосок и Пряник.

 - Кто ты такой? - спросил Пряник. - Я Колосок. - Ух, какой ты колючий. А для чего ты существуешь? Какая от тебя польза? Улыбнулся Колосок, пошевелил усами - остьями и отвечает: - Без меня не было бы ни хлеба, ни сухаря, ни тебя, Пряник. Удивился Пряник, с уважением посмотрел на Колосок, потеснился, уступил ему место. - Значит, - говорит Пряник, - все от тебя. Но кто же над тобой старший? - Труд, - ответил Колосок. - Он все создает. Но труд - в руках Человека. Труд и Человек - самое главное.

Вот такая сказка, над которой я предложила своим воспитанникам задуматься. Составили ее ученики четвертого класса. Однако, чтобы поднять детей на такую ступеньку творчества, педагогу надо было годы вкладывать в сердца детей свои чувства, мысли, убеждения - частицу своей души.

«Труд и Человек, Человек и Труд – вот мать и отец всех истин. В воспитании молодого поколения это исключительно важно – как входит истина в духовный мир Человека и как Человек, которого мы воспитываем, входит в мир истины».

В.А. Сухомлинский.

Вот такие простые истины, которые изложил в своих письмах «Сердце отдаю детям» замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «ТРУД И ЧЕЛОВЕК» мы стараемся донести до наших маленьких воспитанников - наших «Прянов».

Через игру к знаниям, через труд к совершенству, через творчество к познанию своего Я.

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и исходя из этого, направлена на организацию дополнительных занятий по интересам. «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» (Выдержка из концепции дополнительного образования).

Итак, очень важно и очень серьезно: «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство».

Кабинет социально-бытовой ориентировки, или проще говоря оборудованная кухня для воспитанников нашей школы и стала тем самым пространством, где мы

формируем мотивацию к познанию, творчеству, приобщаем к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народ.

В конкретном случае, в рамках возможностей нашей школы, интересов наших воспитанников и с учётом востребованности полученных знаний в рамках общешкольного проекта по профориентации «Тропинка в профессию» мы решили создать пряничную мастерскую, в которой дети, сохраняя традиции мастеров-пряничного дела на Руси, научатся выпекать и разрисовывать пряники, изучать историю пряничного дела и всё, что связано с этим кондитерским изделием ,постепенно мотивируя воспитанников на выбор профессии кондитера. Пока они маленькие, наши «прянички» и «прянчики», они воспринимают мир таким, каким мы, взрослые, им нарисуем. Важно, чтобы краски были яркие, эмоции положительные, мысли позитивные, и чтобы у них возникло желание увидеть в будущем прекрасные плоды своего труда.

Как возникла идея создать мастерскую пряничного дела? Задумались мы как-то с ребятами о настоящем деле, что бы было интересное и полезное. Перебрали много дел: столяром быть хорошо и слесарем тоже. Да и швейное дело пригодилось бы в жизни. Поваром быть - очень нужно людям! Парикмахером хорошо, а стряпать пряники ещё лучше и…вкуснее! На том и сошлись: пряников напекли, чаю напились и твёрдо решили: пряничной мастерской БЫТЬ! Воодушевившись прочитанной книгой «Пряничные истории», которую нам прислала сама пряничная фея Дана Баланская из страны Прянландии, мы начали создавать своё королевство пряничных человечков…

Мастерскую пряничного дела назвали «Пряня», а «подмастерья» в ней были «Прянички» и «Прянчики».

Они разные-наши Прянички и Прянчики: весёлые, и не очень, задиристые, любознательные, по- разному говорят, по-разному слышат… С ними легко и одновременно очень трудно. Когда мы решили заниматься пряниками, они были совсем ещё маленькие-в первом классе. Сейчас уже в четвёртом, но интерес к пряничному творчеству у них не пропал, и они с удовольствием продолжают стряпать и расписывать пряники, и уже достигли неплохих результатов. Но вначале были масса проблем и очень много вопросов.

Как заставить глухого ребёнка учиться, если 90% всего учебного материала в силу своих особенностей просто не понимает?  А дети с ЗПР или СДВГ?

После 10 минут урока они вскакивают с места и начинают бегать вокруг парт, дёргая всё и каждого, кто попадёт под руки. А теперь представьте этого же ребёнка, сидящего вместе со всеми детьми за длинным столом, и старательно вдавливающего сырое тесто в формочки разных фигурок, ликующего от радости, когда из куска теста выскакивают собачки, кошки, бабочки, девочки и мальчики, потом терпеливо ждущего, когда подрумянившиеся в духовке фигурки наконец-то лягут на стол и пока остывают, слушает педагога, который рассказывает как красиво фигурки пряников расписать. Проходит час...ребенок увлечен работой. Он расписывает пряник. Свой собственный пряник! Он очень старается. Потом бежит всем показывать и гордится: «Это я сам сделал!»  В этот момент он чувствует себя героем-победителем. Мы тоже радуемся его первому успеху, побуждая идти к новым знаниям «не кнутом, а пряником».

Какие знания получают учащиеся в мастерской «Пряня»? 1. Наши воспитанники учатся работать с тестом, развивая свои творческие способности, фантазию, профессиональные качества кондитера 2. Вырабатывают привычки к дисциплине, гигиене, аккуратности и технике безопасности при работе с острыми, колющими, режущими инструментами работе с электрическими приборами.

3. Приобретают навыки работы с пищевым оборудованием, с компьютером, пищевым принтером. 4.На занятиях по пряничному мастерству ребята расширяют знания по разным учебным предметам: изобразительному искусству (рисунки на пряниках, знания о художниках, в чьих произведениях воспеваются пряники и профессию пряничников), истории (культура и традиции русского народа, история пряника), химии и биологии (рецептура теста, химическое взаимодействие продуктов в составе теста, природные компоненты), литературе (пряник в литературных произведениях, поэзии и песнях) и даже математике и финансовой грамотности (предпринимательство). 5. Приобретаются широкие знания о качестве и пользе продуктов питания.

Когда появляется возможность, мы стараемся выйти на экскурсии в профильные предприятия, такие как хлебозавод, кондитерская фабрика. Иногда нам удаётся даже поучаствовать в процессе изготовления кондитерских изделий, что ещё больше воодушевляет ребят на занятия творческой работой.

Очень нравится нашим «Прянам» самим обучать малышей расписывать пряники. Нередко мы посещаем детские сады и организуем там мастер-классы. Ну и конечно проводятся всеми любимые праздники народного пряника, конкурсы и выставки. Все эти формы и направления профориентационной работы несомненно положительно влияют на адаптацию и социализацию наших воспитанников в социуме.

На любой проект, каким-бы он не был, требуются деньги… но где же их взять?

1.Привлечь родителей стать спонсорами (но родители моих воспитанников финансово не обеспечены).

2.Подать заявку на гран (не так-то просто получить грант).

3 Обратиться к фандрайзингу (что и было сделано).

Проект я загрузила на краундфандинговую площадку, где смогла собрать средства на пищевой принтер и расходные материалы к нему. И теперь мы можем расписывать пряники не только вручную, но и печатать красивые рисунки с помощью пищевого принтера на сахарной бумаге.

Краундфандинг-замечательный способ для тех, кто ищет средства на реализацию своего проекта!

Наша Тропинка в профессию, по которой мы ведём своих «Прянов» из года в год становится всё ровнее и всё шире. И по ней уже легче идти. Очень надеюсь, что она ведёт нас в правильном направлении и мои воспитанники своими стараниями приобретут билет в светлое будущее.


Автор проекта «Творческая мастерская ПРЯНЯ» по ранней профориентации воспитанников краевой школы-интерната города Хабаровска для детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитатель КГБОУ ШИ №1, Мальцева Людмила Александровна.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!