СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для родителей и педагогов образовательных учреждений «Кем быть?» Ранняя профориентация для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

О мотивации родителней к решению проблемы профоринтации детей с ОВЗ в начальном звене.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей и педагогов образовательных учреждений «Кем быть?» Ранняя профориентация для детей с ОВЗ»

Мастер-класс для родителей и педагогв образовательных учреждений

«Кем быть?»

Ранняя профориентация для детей с ОВЗ



Цель: мотивация родителей к решению проблемы профориентации детей младшего школьного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.


Задачи:


- формирование у родителей заинтересованности, активного творческого участия в образовательном процессе;

- побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье;

- создание условий способствующих выявлению факторов влияющих на формировании интересов детей и выборе будущей профессии;

-обучение родителей конкретным приёмам и методам развития ранних представлений о мире современных профессий у детей младшего школьного возраста

-включение родителей в моделирование развивающей предметно-пространственной среды;

-установление доверительных взаимоотношений между родителями воспитанников и педагогами в вопросах профориентации школьников.


Материалы: Памятки «Для детей и их родителей по выбору профессии», «Перечень медицинских противопоказаний и рекомендуемые профессии при различных нарушениях у детей с ОВЗ».


Оборудование: Мультимедийная установка и проектор. Игры про профессии. Музыкальная видеоигра «Песенка про профессии».



Ход мастер-класса:

На экране появляется Мультзаставка «Калейдоскоп профессий»


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Звучит песня-танец «Кем стать?»

Выходят 6 детей.


1 р-к: Предлагаем вам мы тему,

Хоть немного знаем все мы:

2 р-к: Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

3 р-к: Вот о тех, кто создаёт,

Строит, учит иль поёт,

4 р-к: Мы сейчас поговорим,

Нашу сценку посвятим.

5 р-к: Тема наша вам ясна?

6 р-к: О профессиях она!


Сценка (участвуют 6 детей).

Лежат мягкие игрушки, ведро, совок, машинка, кубики. Дети изображают, что они играют во дворе. В ходе выступления они строят из кирпичиков макет здания школы на магнитной доске.


1 Вед: Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

Коля пел, Борис молчал, Николай ногой качал.

2 Вед: Галка села на заборе, кот забрался на чердак.

И сказал ребятам Боря просто так…

Боря: Я мечтаю быть военным,

Быть красивым, здоровенным…

Боря ставит кирпичик с надписью «Военный».

1 Вед: И в ответ услышал Боря…

2 Вед: Приходи, научат в школе.

Коля: А я стану инженером, и во всем я буду первым.

Только надо не лениться и немного подучиться.

Коля ставит кирпичик с надписью «Инженер».

1 Вед: И в ответ услышал Коля…

2 Вед: Приходи, научат в школе.

Оля: Я…

1 Вед: Сказала Оля тихо.

Оля: Я мечтаю стать портнихой.

Много сшить пальто и шляп для мамочек и для ребят.

Оля ставит кирпичик с надписью «Портниха».


1 Вед: И в ответ сказали Оле.

2 Вед: Приходи, научат в школе.

Таня: А я мечтаю поваром стать.

И вкусные плюшки для всех выпекать.

Дайте повару продукты: мясо, птицу, сухофрукты.

Рис, картофель… И тогда ждет вас вкусная еда.

Таня ставит кирпичик с надписью «Повар».


1 Вед: А Танюшеньке в ответ…

2 Вед: Школа нужный даст совет!

Костя: А я хочу стать конструктором важным

И дом построить многоэтажный

На далекие планеты от Земли летят ракеты

Их конструктор разработал, день и ночь не спал, работал.

Костя ставит кирпичик с надписью «Конструктор».

1 Вед: Сказал громко Костя. И Косте в ответ…

2 Вед: В школе ты нужный получишь совет!

Даниил: Я буду спасателем смелым, отважным.

Делом он занят, нужным и важным.

Спасатель, там, где есть беда, придет на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин: спасать – работа для мужчин.

Даниил ставит кирпичик с надписью «Спасатель».

1 Вед: А Даниилу голос в ответ.

2 Вед: В школе научат. Сомнения нет!

На макете здания ведущие ставят крышу с надписью: «Школа профессий»


1 Вед: Профессий много есть на свете

Профессии нужны, важны,

Но чтобы выбрать, знайте, дети,

Мы очень много знать должны!

2 Вед: А пока мы подрастаем,

Мы в профессии играем!


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1 Вед: Здравствуйте, уважаемые гости!

Тема нашей с вами встречи «Кем быть? Ранняя профориентация детей с ОВЗ». Думаю, все со мной согласитесь, что страна детства - удивительна, в ней дети мечтают о своём будущем, например, кем быть? Своей мечте воплотить в мир, сегодня ты врач, завтра банкир, и даже президент. Уже в возрасте 4 лет, ребёнок способен ответить на вопрос: Кем бы хотел быть? Поэтому младший школьный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе.


2 Вед: Начинать знакомить детей с разнообразным миром профессий необходимо с младшего школьного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас.

Перед нами взрослыми (педагогами и родителями) стоит очень сложная задача - с одной стороны заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой стороны - приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в полном городе на благо целого общества.


1 Вед: Для того, чтобы максимально разнообразить впечатления профессий и закрепить полученные знания о профориентации младших школьников, в классах нашего ОУ создана предметно пространственная развивающая среда с учётом игровой и продуктивной деятельности детей. В кабинетах оборудованы мини-центры детской активности профессиональной ориентации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определенные сведения о мире профессий, используются для передачи детям накопленного социального опыта.


Для ознакомления детей с трудом взрослых учителя применяют традиционные методы обучения и воспитания:

• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).


2 Вед: В процессе ознакомления с художественной литературой о профессиях и орудиях труда, трудолюбии, мастерстве, проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки дети в непринужденной форме получают новую информацию о профессиях и закрепляют ранее полученные знания.

В процессе дидактических и настольно-печатных игр у детей формируются элементарные представления об обязанностях, необходимых инструментах, элементах одежды. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к профессиям, воспитывается уважение к труду.

В домашних условиях можно посмотреть мультфильмы о профессиях, использовать дидактические, настольные и интерактивные игры. Предлагаем вашему вниманию интерактивные игры: «Кому что нужно для работы?» и «Барбоскины. Игры про профессии».


Показ интерактивных игр.


1 Вед: Одним из основных видов игры является с/р игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной' деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: лидерство, ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, справедливо решать спорные вопросы.

Сюжетно - ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, инициативность и самостоятельность, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, расширяет знания детей о различных профессиях, помогает в социальной адаптации.


2 Вед: В младшем школьном возрасте мы знакомим детей с рядом профессий из «ближнего окружения» т. е. трудом тех людей, которые окружают ребенка (воспитатель, няня, повар, медсестра, постоянно подчеркивая их заботу о детях. Главная задача вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать посильную помощь.

В среднем звене добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знания о профессиях родителей. В старших группах детям показываем результат труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, связи, торговли, знакомим с трудом творческих профессий: художник, писатель и т. д.

Предлагаем сейчас разобрать несклько ситуаций:


Родители разыгрывают ситуации:

Диалог 1


Мама: Дочка, собирайся, у тебя через полчаса занятие по танцам.

Дочка: Мама, я не хочу идти, у меня там ничего не получается. Да и вообще, танцы – не моё.

Мама: Ты что, думаешь, без регулярных занятий ты поступишь на хореографическое отделение в институт? Я в твоё время так мечтала стать балериной!

Дочка: А я и не собираюсь! Я дизайнером хочу быть.


*Вывод: Самая опасная родительская позиция - воплощать свои несбывшиеся мечты в ребенке.


Диалог 2


Папа: Ну, сын, куда собираешься поступать после школы?

Сын: Знаешь, я мечтаю стать актёром, как Сергей Безруков.

Папа: Какой из тебя актёр? Шут гороховый, разве что! Этих актёров развелось!

Сын: Но я в театральном кружке занимаюсь и у меня, говорят, получается.

Папа: Мужик должен деньги в дом приносить, а не дурака валять!


*Вывод: Нельзя брать кувалду в руки и разбивать настоящие мечты. Опасность в том, что если это действительно мечта и осознанный выбор, то после запрета возможна такая ситуация. Он покорно соглашается и идет учиться туда, куда хочет отец. Через какое-то время понимает: эта специальность не его. Возникает раздражение - родитель погубил мечту, а время упущено. Не факт, что он был бы счастлив, поступив на юридический. Но он вряд ли в такой ситуации отдает себе в этом отчет. Главное - будет расти обида на отца. И на свою «несостоявшуюся» жизнь.

Диалог 3


Родитель (мама или папа): Куда после школы поступать будешь?

Сын (пожимая плечами): Куда-нибудь.

- Ну, а кем работать хотел бы?

- Понятия не имею. Где деньги платят.

- А в школе какой предмет нравиться?

- Никакой.

- Да ты вообще в институт-то будешь поступать?

- Ну, да, ведь надо.


*Вывод: В этом случае стоит предложить вариант, более или менее подходящий, на родительский взгляд.


1 Вед: Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Какие действия родителей, на ваш взгляд, могут помочь расширить знания учащихся о профессиях? (Родители перечисляют возможные совместные мероприятия: поездка на день открытых дверей вместе с ребёнком, экскурсия на предприятие родителей, поиск информации в интернете, беседа с человеком данной профессии)


2 Вед: Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны и актуальны, и нужны. Внимание на экран!

На экране появляется Мультзаставка «Все профессии важны»


1 Вед: Подводя итог нашей встрече, хочется сказать: «Уважаемые папы и мамы и педагоги! Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии, поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась!»


Спасибо за внимание, до новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!