Мастер-класс для родителей и педагогв образовательных учреждений
«Кем быть?»
Ранняя профориентация для детей с ОВЗ
Цель: мотивация родителей к решению проблемы профориентации детей младшего школьного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.
Задачи:
- формирование у родителей заинтересованности, активного творческого участия в образовательном процессе;
- побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье;
- создание условий способствующих выявлению факторов влияющих на формировании интересов детей и выборе будущей профессии;
-обучение родителей конкретным приёмам и методам развития ранних представлений о мире современных профессий у детей младшего школьного возраста
-включение родителей в моделирование развивающей предметно-пространственной среды;
-установление доверительных взаимоотношений между родителями воспитанников и педагогами в вопросах профориентации школьников.
Материалы: Памятки «Для детей и их родителей по выбору профессии», «Перечень медицинских противопоказаний и рекомендуемые профессии при различных нарушениях у детей с ОВЗ».
Оборудование: Мультимедийная установка и проектор. Игры про профессии. Музыкальная видеоигра «Песенка про профессии».
Ход мастер-класса:
На экране появляется Мультзаставка «Калейдоскоп профессий»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Звучит песня-танец «Кем стать?»
Выходят 6 детей.
1 р-к: Предлагаем вам мы тему,
Хоть немного знаем все мы:
2 р-к: Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
3 р-к: Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
4 р-к: Мы сейчас поговорим,
Нашу сценку посвятим.
5 р-к: Тема наша вам ясна?
6 р-к: О профессиях она!
Сценка (участвуют 6 детей).
Лежат мягкие игрушки, ведро, совок, машинка, кубики. Дети изображают, что они играют во дворе. В ходе выступления они строят из кирпичиков макет здания школы на магнитной доске.
1 Вед: Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Коля пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
2 Вед: Галка села на заборе, кот забрался на чердак.
И сказал ребятам Боря просто так…
Боря: Я мечтаю быть военным,
Быть красивым, здоровенным…
Боря ставит кирпичик с надписью «Военный».
1 Вед: И в ответ услышал Боря…
2 Вед: Приходи, научат в школе.
Коля: А я стану инженером, и во всем я буду первым.
Только надо не лениться и немного подучиться.
Коля ставит кирпичик с надписью «Инженер».
1 Вед: И в ответ услышал Коля…
2 Вед: Приходи, научат в школе.
Оля: Я…
1 Вед: Сказала Оля тихо.
Оля: Я мечтаю стать портнихой.
Много сшить пальто и шляп для мамочек и для ребят.
Оля ставит кирпичик с надписью «Портниха».
1 Вед: И в ответ сказали Оле.
2 Вед: Приходи, научат в школе.
Таня: А я мечтаю поваром стать.
И вкусные плюшки для всех выпекать.
Дайте повару продукты: мясо, птицу, сухофрукты.
Рис, картофель… И тогда ждет вас вкусная еда.
Таня ставит кирпичик с надписью «Повар».
1 Вед: А Танюшеньке в ответ…
2 Вед: Школа нужный даст совет!
Костя: А я хочу стать конструктором важным
И дом построить многоэтажный
На далекие планеты от Земли летят ракеты
Их конструктор разработал, день и ночь не спал, работал.
Костя ставит кирпичик с надписью «Конструктор».
1 Вед: Сказал громко Костя. И Косте в ответ…
2 Вед: В школе ты нужный получишь совет!
Даниил: Я буду спасателем смелым, отважным.
Делом он занят, нужным и важным.
Спасатель, там, где есть беда, придет на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин: спасать – работа для мужчин.
Даниил ставит кирпичик с надписью «Спасатель».
1 Вед: А Даниилу голос в ответ.
2 Вед: В школе научат. Сомнения нет!
На макете здания ведущие ставят крышу с надписью: «Школа профессий»
1 Вед: Профессий много есть на свете
Профессии нужны, важны,
Но чтобы выбрать, знайте, дети,
Мы очень много знать должны!
2 Вед: А пока мы подрастаем,
Мы в профессии играем!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Вед: Здравствуйте, уважаемые гости!
Тема нашей с вами встречи «Кем быть? Ранняя профориентация детей с ОВЗ». Думаю, все со мной согласитесь, что страна детства - удивительна, в ней дети мечтают о своём будущем, например, кем быть? Своей мечте воплотить в мир, сегодня ты врач, завтра банкир, и даже президент. Уже в возрасте 4 лет, ребёнок способен ответить на вопрос: Кем бы хотел быть? Поэтому младший школьный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе.
2 Вед: Начинать знакомить детей с разнообразным миром профессий необходимо с младшего школьного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас.
Перед нами взрослыми (педагогами и родителями) стоит очень сложная задача - с одной стороны заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой стороны - приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в полном городе на благо целого общества.
1 Вед: Для того, чтобы максимально разнообразить впечатления профессий и закрепить полученные знания о профориентации младших школьников, в классах нашего ОУ создана предметно пространственная развивающая среда с учётом игровой и продуктивной деятельности детей. В кабинетах оборудованы мини-центры детской активности профессиональной ориентации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определенные сведения о мире профессий, используются для передачи детям накопленного социального опыта.
Для ознакомления детей с трудом взрослых учителя применяют традиционные методы обучения и воспитания:
• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
2 Вед: В процессе ознакомления с художественной литературой о профессиях и орудиях труда, трудолюбии, мастерстве, проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки дети в непринужденной форме получают новую информацию о профессиях и закрепляют ранее полученные знания.
В процессе дидактических и настольно-печатных игр у детей формируются элементарные представления об обязанностях, необходимых инструментах, элементах одежды. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к профессиям, воспитывается уважение к труду.
В домашних условиях можно посмотреть мультфильмы о профессиях, использовать дидактические, настольные и интерактивные игры. Предлагаем вашему вниманию интерактивные игры: «Кому что нужно для работы?» и «Барбоскины. Игры про профессии».
Показ интерактивных игр.
1 Вед: Одним из основных видов игры является с/р игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной' деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: лидерство, ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, справедливо решать спорные вопросы.
Сюжетно - ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, инициативность и самостоятельность, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, расширяет знания детей о различных профессиях, помогает в социальной адаптации.
2 Вед: В младшем школьном возрасте мы знакомим детей с рядом профессий из «ближнего окружения» т. е. трудом тех людей, которые окружают ребенка (воспитатель, няня, повар, медсестра, постоянно подчеркивая их заботу о детях. Главная задача вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать посильную помощь.
В среднем звене добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знания о профессиях родителей. В старших группах детям показываем результат труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, связи, торговли, знакомим с трудом творческих профессий: художник, писатель и т. д.
Предлагаем сейчас разобрать несклько ситуаций:
Родители разыгрывают ситуации:
Диалог 1
Мама: Дочка, собирайся, у тебя через полчаса занятие по танцам.
Дочка: Мама, я не хочу идти, у меня там ничего не получается. Да и вообще, танцы – не моё.
Мама: Ты что, думаешь, без регулярных занятий ты поступишь на хореографическое отделение в институт? Я в твоё время так мечтала стать балериной!
Дочка: А я и не собираюсь! Я дизайнером хочу быть.
*Вывод: Самая опасная родительская позиция - воплощать свои несбывшиеся мечты в ребенке.
Диалог 2
Папа: Ну, сын, куда собираешься поступать после школы?
Сын: Знаешь, я мечтаю стать актёром, как Сергей Безруков.
Папа: Какой из тебя актёр? Шут гороховый, разве что! Этих актёров развелось!
Сын: Но я в театральном кружке занимаюсь и у меня, говорят, получается.
Папа: Мужик должен деньги в дом приносить, а не дурака валять!
*Вывод: Нельзя брать кувалду в руки и разбивать настоящие мечты. Опасность в том, что если это действительно мечта и осознанный выбор, то после запрета возможна такая ситуация. Он покорно соглашается и идет учиться туда, куда хочет отец. Через какое-то время понимает: эта специальность не его. Возникает раздражение - родитель погубил мечту, а время упущено. Не факт, что он был бы счастлив, поступив на юридический. Но он вряд ли в такой ситуации отдает себе в этом отчет. Главное - будет расти обида на отца. И на свою «несостоявшуюся» жизнь.
Диалог 3
Родитель (мама или папа): Куда после школы поступать будешь?
Сын (пожимая плечами): Куда-нибудь.
- Ну, а кем работать хотел бы?
- Понятия не имею. Где деньги платят.
- А в школе какой предмет нравиться?
- Никакой.
- Да ты вообще в институт-то будешь поступать?
- Ну, да, ведь надо.
*Вывод: В этом случае стоит предложить вариант, более или менее подходящий, на родительский взгляд.
1 Вед: Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Какие действия родителей, на ваш взгляд, могут помочь расширить знания учащихся о профессиях? (Родители перечисляют возможные совместные мероприятия: поездка на день открытых дверей вместе с ребёнком, экскурсия на предприятие родителей, поиск информации в интернете, беседа с человеком данной профессии)
2 Вед: Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны и актуальны, и нужны. Внимание на экран!
На экране появляется Мультзаставка «Все профессии важны»
1 Вед: Подводя итог нашей встрече, хочется сказать: «Уважаемые папы и мамы и педагоги! Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии, поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась!»
Спасибо за внимание, до новых встреч!