СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранняя коррекционная помощь дошкольникам с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы, создание речевой среды в семье, постоянное использование слуховых аппаратов являются обязательным условием и основой формирования навыков слухо-зрительного восприятия речи и её развитие.

Просмотр содержимого документа
«Ранняя коррекционная помощь дошкольникам с нарушением слуха»



РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ

ДОШКОЛЬНИКАМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Консультация для родителей

Попова Г.М, воспитатель

Обязательным условием воспитания детей с нарушениями слуха является раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы, создание речевой среды в семье, использование слуховых аппаратов, длительная работа по развитию речевого слуха как основы для формирования навыков слухо-зрительного восприятия речи и ее произносительной стороны, специальная работа по развитию письменной речи.

Особое значение имеет постоянное речевое общение с ребенком в семье. Общение в младенческом и раннем возрасте является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития понимания и использования речи. Речь должна сопровождать все ситуации ухода за ребенком, например кормление, купание: необходимо называть предметы и выполняемые действия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребенок научится быстрее их понимать.

В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некоторые специальные моменты. Он должен всегда хорошо видеть лицо взрослого и движения его губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так малыш будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять


звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.

Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Рекомендуется с детьми до года проводить три занятия по 3—5 мин; до двух лет — 2—3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Нужно определить места проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование.

Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов.

Этот период сензитивен для развития речи как слышащего, так и ребенка с нарушенным слухом. Хотя часто у глухих детей результаты в виде активной речи ребенка на этом этапе не видны.

Очень важно учить ребенка понимать значения глаголов, прежде всего в повелительном наклонении (дай, возьми, надень, ешь, беги и др.), так как это необходимо для понимания и использования фраз. Количество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания предметов и игрушек, рассматривания доступных ребенку картинок, рассказывания и инсценирования маленьких рассказов с использованием различных игрушек.

На втором году жизни ребенка, при условии проведения систематической коррекционной и развивающей работы, в обучении детей с нарушениями слуха

начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов начинают учить детей складывать слова из разрезной азбуки. Чаще всего этому учат детей старше двух - двух с половиной лет, у которых уже есть некоторый запас глобально воспринимаемых слов.

Первоначально дети учатся составлять слова из букв разрезной азбуки при наличии перед собой табличек с хорошо знакомыми им короткими и простыми по составу словами.

Произносительные навыки у глухих и слабослышащих малышей формируются прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Эти упражнения проводятся в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика — один из основных приемов работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста над их произношением. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, слов, фраз сочетается с определенными движениями. Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. Ознакомление с окружающим миром позволяет формировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям.

Не менее важно формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти.

Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и

элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др.

Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с обучением рисованию, лепке, аппликации. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам.

В работе с дошкольниками в семье большое значение имеет обучение чтению. При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами (Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова). Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем сами дети. Для закрепления структуры слова, уточнения звукобуквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти.

Список использованной литературы:

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение с нарушением слуха - М., 2001.

Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье - М., 1970.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…- М., 1995.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!