СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ракообразные и паукообразные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ракообразные и паукообразные»

Тип Членистоногие  Классы: Ракообразные, Паукообразные

Тип Членистоногие Классы: Ракообразные, Паукообразные

Проблемные вопросы Почему так называется данная группа животных? Какие животные относятся к данной группе животных ?

Проблемные вопросы

  • Почему так называется данная группа животных?
  • Какие животные относятся к данной группе животных ?
Общая характеристика Членистоногих  Членистоногие (Arthropoda) – это крупнейший тип животных, объединяющий сегментированных высших беспозвоночных.

Общая характеристика Членистоногих Членистоногие (Arthropoda) – это крупнейший тип животных, объединяющий сегментированных высших беспозвоночных.

Тип Членистоногие  Членистоногие —самый многочисленный (более I ,5 млн. видов) тип царства Животные, далекими предками которого были кольчатые черви. Представители типа заселили не только морские и пресные водоемы, но и наземную поверхность, почву и воздушную среду. Животных этой группы имеют не только черты сходства между собой, но и отличительные признаки, поэтому тип подразделили на 3 класса: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые.  Тело Членистоногих снаружи имеет покров,  образуемый из органического вещества –  хитина . Он выделяется клетками кожи.

Тип Членистоногие

Членистоногие —самый многочисленный (более I ,5 млн. видов) тип царства Животные, далекими предками которого были кольчатые черви. Представители типа заселили не только морские и пресные водоемы, но и наземную поверхность, почву и воздушную среду. Животных этой группы имеют не только черты сходства между собой, но и отличительные признаки, поэтому тип подразделили на 3 класса: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые.

Тело Членистоногих снаружи имеет покров, образуемый из органического вещества – хитина . Он выделяется клетками кожи.

Класс Ракообразные  Класс Паукообразные  Класс Насекомые

Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые

Общая характеристика   Членистость ног. Двусторонне-симметричные животные Наружный покров пропитан особым органическим веществом- хитином . Рост животного осуществляется в период линьки. Хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых слуха. Членистоногие раздельнополые (лишь особи нескольких видов - гермафродиты) Развитие может происходить с превращением или без него.

Общая характеристика

  • Членистость ног.
  • Двусторонне-симметричные животные
  • Наружный покров пропитан особым органическим веществом- хитином .
  • Рост животного осуществляется в период линьки.
  • Хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых слуха.
  • Членистоногие раздельнополые (лишь особи нескольких видов - гермафродиты)
  • Развитие может происходить с превращением или без него.
Круглый панцирь сбит добротно  В глазках – злобные огни ,  По бокам прижались плотно  Две тяжелые клешни Круглый панцирь сбит добротно , В глазках – злобные огни , По бокам прижались плотно Две тяжелые клешни

Круглый панцирь сбит добротно

В глазках – злобные огни ,

По бокам прижались плотно

Две тяжелые клешни

Круглый панцирь сбит добротно , В глазках – злобные огни , По бокам прижались плотно Две тяжелые клешни

Класс Ракообразные Для речного рака характерно наличие нескольких пар конечностей, которые выполняют определённые функции.

Класс Ракообразные

  • Для речного рака характерно наличие нескольких пар конечностей, которые выполняют определённые функции.

Класс Ракообразные Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.

Класс Ракообразные

  • Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.
Итак, тело речного рака состоит из двух отделов: головогруди (у него голова и грудь сливаются и образуют монолитную структуру) и брюшка. Первые пары конечностей у речного рака преобразованы в усики: короткие – антеннулы , длинные – антенны . Затем следует пара верхних и две пары нижних челюстей, следом три пары ногочелюстей, образующих ротовой аппарат. Речной рак имеет пять пар ходильных ног, причём первая пара ходильных ног заканчивается клешнями, служащими для захвата пищи, а также для обороны. Брюшные конечности, как правило, выполняют не сколько функций . Тело рака покрыто твёрдым хитином . Раки периодически линяют и во время линьки быстро растут.
  • Итак, тело речного рака состоит из двух отделов: головогруди (у него голова и грудь сливаются и образуют монолитную структуру) и брюшка. Первые пары конечностей у речного рака преобразованы в усики: короткие – антеннулы , длинные – антенны . Затем следует пара верхних и две пары нижних челюстей, следом три пары ногочелюстей, образующих ротовой аппарат. Речной рак имеет пять пар ходильных ног, причём первая пара ходильных ног заканчивается клешнями, служащими для захвата пищи, а также для обороны. Брюшные конечности, как правило, выполняют не сколько функций . Тело рака покрыто твёрдым хитином . Раки периодически линяют и во время линьки быстро растут.
Нашел укрытие в цветке  И в восемь глаз глядит,  Заметив муху на листке,  К ней в восемь ног спешит.  Его собратья сети ткут -  Тончайшая работа.  А он, как волк: то там, то тут -  На мух идет охота!  (Бродячий паук – паук – волк.)
  • Нашел укрытие в цветке И в восемь глаз глядит, Заметив муху на листке, К ней в восемь ног спешит. Его собратья сети ткут - Тончайшая работа. А он, как волк: то там, то тут - На мух идет охота! (Бродячий паук – паук – волк.)
Класс Паукообразные

Класс Паукообразные

Внешнее строение паука

Внешнее строение паука

сс скорпионов, сенокосцев   Класс паукообразных включает так же клещей, скорпионов, сенокосцев  Всего известно ок. 30 000 видов пауков

сс скорпионов, сенокосцев

  • Класс паукообразных включает так же клещей, скорпионов, сенокосцев

  • Всего известно ок. 30 000 видов пауков
Вероятно, самая интересная особенность пауков – строительство из паутины ловчих сетей. Формы их весьма разнообразны и часто очень красивы. Но многие пауки вообще не строят сетей и просто охотятся на добычу из засады. Это свойственно представителям таких семейств, как пауки-волки

Вероятно, самая интересная особенность пауков – строительство из паутины ловчих сетей. Формы их весьма разнообразны и часто очень красивы. Но многие пауки вообще не строят сетей и просто охотятся на добычу из засады. Это свойственно представителям таких семейств, как пауки-волки

Сенокосцы – примитивные клещи

Сенокосцы – примитивные клещи

Клещи – самостоятельный отряд класса паукообразные  я Среди них много вредителей и паразитов. Но есть и полезные – хищники, поедающие других членистоногих – вредителей культурных растений и почвенные, участвующие в почвообразовательном процессе, перерабатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых

Клещи – самостоятельный отряд класса паукообразные

я

Среди них много вредителей и паразитов.

Но есть и полезные – хищники, поедающие других членистоногих – вредителей культурных растений и почвенные, участвующие в почвообразовательном процессе, перерабатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых

Иксодовый (таёжный) клещ – Ixodes persulcatus - переносчик клещевого энцефалита.     Клещевой энцефалит оказывает  необратимое воздействие на нервную  систему, приводя к потере  слуха и зрения, параличам, сильным  приступам головной боли. Болезнь  передаётся через укус клещей. Существуют  четыре активных очага распространения:  восточно-европейский, приуральский, южно-  сибирский, дальневосточный

Иксодовый (таёжный) клещ – Ixodes persulcatus - переносчик клещевого энцефалита.

Клещевой энцефалит оказывает

необратимое воздействие на нервную

систему, приводя к потере

слуха и зрения, параличам, сильным

приступам головной боли. Болезнь

передаётся через укус клещей. Существуют

четыре активных очага распространения:

восточно-европейский, приуральский, южно-

сибирский, дальневосточный

Что означают следующие цифры ?  глаза  1   2  3 головогрудь  брюшко   4  8 хвостовой  плавник короткие усики  короткие усики ходильные ноги  7 6  5 клешни длинные усы 19

Что означают следующие цифры ?

глаза

1

2

3

головогрудь

брюшко

4

8

хвостовой

плавник

короткие усики

короткие усики

ходильные

ноги

7

6

5

клешни

длинные усы

19

Роль ракообразных в природе и их практическое значение.

  • Ракообразные имеют большое значение в природе и хозяйстве человека. Бесчисленное множество ракообразных, населяющих морские и пресные воды, служат пищей для многих видов рыб, китообразных и других животных. Дафнии, циклопы, диаптомусы, бокогшавы — прекрасный корм для пресноводных рыб и их личинок. Многие мелкие ракообразные питаются фильтрационным способом, т. е. отцеживают грудными конечностями пищевую взвесь. Благодаря их пищевой деятельности осветляется природная вода и улучшается ее качество.               
  • Многие крупные ракообразные являются промысловыми видами, например омары, крабы, лангусты, креветки, речные раки. Морские ракообразные средних размеров используются человеком для приготовления питательной белковой пасты.
  • Ряд ракообразных ведет паразитический образ жизни. Такова карповая вошь — кожный паразит карповых рыб. Многие жаб-роногие раки, например щитень, при массовом развитии наносят ощутимый урон молоди рыб, выращиваемой в прудовых хозяйствах. Некоторые виды циклопов являются промежуточным хозяином ленточных червей (лентец широкий).
Роль паукообразных в природе и их практическое значение. Прежде всего, они уничтожают огромное количество мух - переносчиков болезнетворных микробов. I. Звенья в цепи питания II. Уничтожают вредителей сельского хозяйства (пауки). III. Улучшают структуру почвы (почвенные клещи). IV. Ядовитые животные, наносят вред здоровью человека (каракурт, скорпион) V. Снижают урожай сельскохозяйственных растений (паутинный клещи). Паутинные клещи повреждают различные культурные растения.   VI. Уничтожают запасы продовольствия (амбарный клещ) Амбарные клещи портят хранящиеся в зернохранилищах зерна культурных злаков. VII. Вызывают заболевания человека (чесоточный клещ). VIII. Являются переносчиками возбудителей заболеваний человека (таёжный клещ).

Роль паукообразных в природе и их практическое значение.

  • Прежде всего, они уничтожают огромное количество мух - переносчиков болезнетворных микробов.
  • I. Звенья в цепи питания
  • II. Уничтожают вредителей сельского хозяйства (пауки).
  • III. Улучшают структуру почвы (почвенные клещи).
  • IV. Ядовитые животные, наносят вред здоровью человека (каракурт, скорпион)
  • V. Снижают урожай сельскохозяйственных растений (паутинный клещи). Паутинные клещи повреждают различные культурные растения.  VI. Уничтожают запасы продовольствия (амбарный клещ) Амбарные клещи портят хранящиеся в зернохранилищах зерна культурных злаков.
  • VII. Вызывают заболевания человека (чесоточный клещ).
  • VIII. Являются переносчиками возбудителей заболеваний человека (таёжный клещ).
Домашнее задание

Домашнее задание

Домашняя работа Выполнить к следующему уроку (23.04) Класс Ракообразные ( В тетради, указать свои Ф.И. Класс, заполнить таблицу используя учебник или презентацию. ) Части тела и органы  Органы чувств Органы дыхания Приспособленность к образу жизни  Покров тела прочность Части тела, обеспечивающие передвижение окраска по дну в толще воды (Зеленым написано что указать. Переписывать эти две ячейки не надо) Заполнив таблицу, отправлять прикрепленные фото с конспектом, исключительно только на эту электронную почту ( biology_7_class@mail.ru  )

Домашняя работа

Выполнить к следующему уроку (23.04)

Класс Ракообразные

( В тетради, указать свои Ф.И. Класс, заполнить таблицу используя учебник или презентацию. )

Части тела и органы

Органы чувств

Органы дыхания

Приспособленность к образу жизни

Покров тела

прочность

Части тела, обеспечивающие передвижение

окраска

по дну

в толще воды

(Зеленым написано что указать. Переписывать эти две ячейки не надо)

Заполнив таблицу, отправлять прикрепленные фото с конспектом, исключительно только на эту электронную почту ( [email protected] )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!