Тип Членистоногие Классы: Ракообразные, Паукообразные
Проблемные вопросы
- Почему так называется данная группа животных?
- Какие животные относятся к данной группе животных ?
Общая характеристика Членистоногих Членистоногие (Arthropoda) – это крупнейший тип животных, объединяющий сегментированных высших беспозвоночных.
Тип Членистоногие
Членистоногие —самый многочисленный (более I ,5 млн. видов) тип царства Животные, далекими предками которого были кольчатые черви. Представители типа заселили не только морские и пресные водоемы, но и наземную поверхность, почву и воздушную среду. Животных этой группы имеют не только черты сходства между собой, но и отличительные признаки, поэтому тип подразделили на 3 класса: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые.
Тело Членистоногих снаружи имеет покров, образуемый из органического вещества – хитина . Он выделяется клетками кожи.
Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые
Общая характеристика
- Членистость ног.
- Двусторонне-симметричные животные
- Наружный покров пропитан особым органическим веществом- хитином .
- Рост животного осуществляется в период линьки.
- Хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых слуха.
- Членистоногие раздельнополые (лишь особи нескольких видов - гермафродиты)
- Развитие может происходить с превращением или без него.
Круглый панцирь сбит добротно
В глазках – злобные огни ,
По бокам прижались плотно
Две тяжелые клешни
Круглый панцирь сбит добротно , В глазках – злобные огни , По бокам прижались плотно Две тяжелые клешни
Класс Ракообразные
- Для речного рака характерно наличие нескольких пар конечностей, которые выполняют определённые функции.
Класс Ракообразные
- Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.
- Итак, тело речного рака состоит из двух отделов: головогруди (у него голова и грудь сливаются и образуют монолитную структуру) и брюшка. Первые пары конечностей у речного рака преобразованы в усики: короткие – антеннулы , длинные – антенны . Затем следует пара верхних и две пары нижних челюстей, следом три пары ногочелюстей, образующих ротовой аппарат. Речной рак имеет пять пар ходильных ног, причём первая пара ходильных ног заканчивается клешнями, служащими для захвата пищи, а также для обороны. Брюшные конечности, как правило, выполняют не сколько функций . Тело рака покрыто твёрдым хитином . Раки периодически линяют и во время линьки быстро растут.
- Нашел укрытие в цветке И в восемь глаз глядит, Заметив муху на листке, К ней в восемь ног спешит. Его собратья сети ткут - Тончайшая работа. А он, как волк: то там, то тут - На мух идет охота! (Бродячий паук – паук – волк.)
Класс Паукообразные
Внешнее строение паука
сс скорпионов, сенокосцев
- Класс паукообразных включает так же клещей, скорпионов, сенокосцев
- Всего известно ок. 30 000 видов пауков
Вероятно, самая интересная особенность пауков – строительство из паутины ловчих сетей. Формы их весьма разнообразны и часто очень красивы. Но многие пауки вообще не строят сетей и просто охотятся на добычу из засады. Это свойственно представителям таких семейств, как пауки-волки
Сенокосцы – примитивные клещи
Клещи – самостоятельный отряд класса паукообразные
я
Среди них много вредителей и паразитов.
Но есть и полезные – хищники, поедающие других членистоногих – вредителей культурных растений и почвенные, участвующие в почвообразовательном процессе, перерабатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых
Иксодовый (таёжный) клещ – Ixodes persulcatus - переносчик клещевого энцефалита.
Клещевой энцефалит оказывает
необратимое воздействие на нервную
систему, приводя к потере
слуха и зрения, параличам, сильным
приступам головной боли. Болезнь
передаётся через укус клещей. Существуют
четыре активных очага распространения:
восточно-европейский, приуральский, южно-
сибирский, дальневосточный
Что означают следующие цифры ?
глаза
1
2
3
головогрудь
брюшко
4
8
хвостовой
плавник
короткие усики
короткие усики
ходильные
ноги
7
6
5
клешни
длинные усы
19
Роль ракообразных в природе и их практическое значение.
- Ракообразные имеют большое значение в природе и хозяйстве человека. Бесчисленное множество ракообразных, населяющих морские и пресные воды, служат пищей для многих видов рыб, китообразных и других животных. Дафнии, циклопы, диаптомусы, бокогшавы — прекрасный корм для пресноводных рыб и их личинок. Многие мелкие ракообразные питаются фильтрационным способом, т. е. отцеживают грудными конечностями пищевую взвесь. Благодаря их пищевой деятельности осветляется природная вода и улучшается ее качество.
- Многие крупные ракообразные являются промысловыми видами, например омары, крабы, лангусты, креветки, речные раки. Морские ракообразные средних размеров используются человеком для приготовления питательной белковой пасты.
- Ряд ракообразных ведет паразитический образ жизни. Такова карповая вошь — кожный паразит карповых рыб. Многие жаб-роногие раки, например щитень, при массовом развитии наносят ощутимый урон молоди рыб, выращиваемой в прудовых хозяйствах. Некоторые виды циклопов являются промежуточным хозяином ленточных червей (лентец широкий).
Роль паукообразных в природе и их практическое значение.
- Прежде всего, они уничтожают огромное количество мух - переносчиков болезнетворных микробов.
- I. Звенья в цепи питания
- II. Уничтожают вредителей сельского хозяйства (пауки).
- III. Улучшают структуру почвы (почвенные клещи).
- IV. Ядовитые животные, наносят вред здоровью человека (каракурт, скорпион)
- V. Снижают урожай сельскохозяйственных растений (паутинный клещи). Паутинные клещи повреждают различные культурные растения. VI. Уничтожают запасы продовольствия (амбарный клещ) Амбарные клещи портят хранящиеся в зернохранилищах зерна культурных злаков.
- VII. Вызывают заболевания человека (чесоточный клещ).
- VIII. Являются переносчиками возбудителей заболеваний человека (таёжный клещ).
Домашнее задание
Домашняя работа
Выполнить к следующему уроку (23.04)
Класс Ракообразные
( В тетради, указать свои Ф.И. Класс, заполнить таблицу используя учебник или презентацию. )
Части тела и органы
Органы чувств
Органы дыхания
Приспособленность к образу жизни
Покров тела
прочность
Части тела, обеспечивающие передвижение
окраска
по дну
в толще воды
(Зеленым написано что указать. Переписывать эти две ячейки не надо)
Заполнив таблицу, отправлять прикрепленные фото с конспектом, исключительно только на эту электронную почту ( [email protected] )