Рабство в Древнем Риме
Гаджимагомедов Иманшапи Ахмедович
учитель истории Комсомольской СОШ
План урока
- Источники рабства
- Рабы в имении
- Рабы в богатом доме
- Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян
Вспомните, какие источники рабства вы знаете?
По приговору суда
Дети рабынь
военнопленные
Рабство за долги
Попавшие в плен к пиратам
Подумайте какой источник рабства был главным в Древнем Риме? Почему?
Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.
Имение – земельное владение богатого человека.
Хозяева называли рабов «говорящими орудиями»
Подумайте, о чём говорит это название?
Чем занимались рабы в имении?
Выращивали оливки, Плели корзины, верёвки.
виноград
Содержание рабов обходилось очень дёшево : - раз в год рабам выдавали рубаху - раз в два года плащ и деревянные сандалии.
Безнадёжно больных рабов отвозили на остров на реке Тибр, оставляя их там умирать.
За малейшие провинности рабов наказывали: пороли, держали в оковах.
САМЫХ НЕПОСЛУШНЫХ ОТПРАВЛЯЛИ В КАМЕНОЛОМНИ И РУДНИКИ.
Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты.
В домах богатых людей рабов было очень много.
Подумайте чем могли заниматься рабы в доме?
- Убирали помещение
- Готовили пищу
- Прислуживали за столом
- Пели, танцевали, развлекали
- Раб-врач
- Раб-библиотекарь
- Раб-секретарь
Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
Гладиаторы- сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах.
Амфитеатр- специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены.
КОЛИЗЕЙ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА.
Гладиаторы бились до полной победы. Раненый и обессиленный боец бросал оружие и поднимал левую руку, моля о пощаде.
СУДЬБУ ПОБЕЖДЁННОГО РЕШАЛИ ЗРИТЕЛИ. ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ ПОДНИМАЛИ КВЕРХУ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, РАНЕНОМУ СОХРАНЯЛАСЬ ЖИЗНЬ. ЕСЛИ ОПУСКАЛИ ПАЛЕЦ ВНИЗ - ДОБИВАЛИ ПОБЕЖДЁННОГО.
Фрагмент из художественного фильма «Спартак»
Режиссер С. Кубрик. 1960 г.
Для просмотра кликните на картинке
ФРАГМЕНТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СПАРТАК» РЕЖИССЕР С. КУБРИК. 1960 Г.
Подумайте и объясните римскую пословицу:
«Сколько рабов, столько врагов».
К ЧЕМУ ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОГЛО ПРИВЕСТИ?
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я - УЗНАЛ(А)… - ВЫЯСНИЛ(А)… - ПОНЯЛ(А)…
Домашнее задание:
- Прочитать § 49.
- Индивидуальные карточки
Ресурсы интернета
HTTP://LA-GATTA-CIARA.DREAMWIDTH.ORG/9038.HTML HTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/RABSTVO-V-RIME/021-V-RIMSKOM-AMFITEATRE.HTML HTTP://BELORYS-KH.LIVEJOURNAL.COM/1583183.HTML HTTP://KOMI.MOVE.SU/ARTICLES/198/ HTTP://MUSEUM-RU.LIVEJOURNAL.COM/6609.HTML HTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/VOSSTANIE-SPARTAKA/009-PRICHINY-VOSSTANIJA.HTML HTTP://WWW.E-READING.ORG.UA/CHAPTER.PHP/144987/18/MIRONOV_-_DREVNIII_RIM.HTML HTTP://VISARUN.NET/EVROPA/11-KOLIZEJ-RIM-ITALIYA.HTML HTTP://WWW.GOLOS.COM.UA/ARTICLE.ASPX?ID=246192 HTTP://RU.WIKIPEDIA.ORG/WIKI/%CA%EE%EB%E8%E7%E5%E9 HTTP://DIC.ACADEMIC.RU/DIC.NSF/MICHELSON_NEW/9802/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE