СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом. сочинение 9.2 огэ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПИСАНА РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом. сочинение 9.2 огэ»

Работа с текстом.  Сочинение 9.2

Работа с текстом. Сочинение 9.2

  Задание 9.2      Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».  Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Задание 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Оценивание сочинения 9.2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

К 1 Понимание смысла фрагмента текста.

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет - 2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации - 1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует - 0

К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента- 3

Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента - 2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста - 1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть - 0

К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста- 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста - 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста - 0

К 4 Композиционная стройность работы.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет - 2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста - 1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста- 0

Мах- 9 баллов

Второй пример из текста Первый пример из текста  Толкование высказывания 9.2  Композиция сочинения Вывод

Второй пример из текста

Первый пример из текста

Толкование высказывания

9.2 Композиция сочинения

Вывод

Шаг 5. Пишу основную часть  Шаг 4. Пишу вступление  Шаг 3. Перечитываю текст  Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с проблемой, вопросом  Шаг 1. Внимательно читаю высказывание   Правило шести шагов Шаг 6. Пишу заключение

Шаг 5. Пишу основную часть

Шаг 4. Пишу вступление

Шаг 3. Перечитываю текст

Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с проблемой, вопросом

Шаг 1. Внимательно читаю высказывание

Правило шести шагов

Шаг 6. Пишу заключение

Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну: — Посмотри, как солнце играет! За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (5) Детская душа моя ликовала . (6) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца . (7)В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. (8) Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. (9)На траве лежит роса. (10)Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром смолою пахнет в густом лесу. Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной лёгкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Веё выше поднимается солнце. Прохладная прозрачная роса на лугах сверкает алмазной россыпью. Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев лёгкий морозный иней. Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками. Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. И всё вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку! Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. Но в живом мире природы всё пробуждается. На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды. Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю, — знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь. Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарёю. Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце . В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается. (По И. С. Соколову-Микитову*) * Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892-1975) — русский советский писатель и журналист, натуралист, путешественник.

Разбираем текст. Читаем внимательно

Разбираем текст. Читаем внимательно

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается ».
  • Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается ».
(5) Детская душа моя ликовала . (6) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. ( С детских лет любил природу, восхищался ей. Наблюдательность героя (6)помогла сохранить воспоминания о близком человеке, о матери ) (8)Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. (9)На траве лежит роса. (10) Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. (11)Чист и прозрачен воздух. (12)Росистым утром смолою пахнет в густом лесу. (Описание восхода солнца в лесу. Важно: если автор чему-то уделяет много внимания, детально ярко что-то описывает, то это для него очень важно, ценно. Этим он привлекает внимание читателя. В этом фрагменте автор привлекает внимание к деталям восхода, к его красоте.)
  • (5) Детская душа моя ликовала . (6) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. ( С детских лет любил природу, восхищался ей. Наблюдательность героя (6)помогла сохранить воспоминания о близком человеке, о матери )
  • (8)Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. (9)На траве лежит роса. (10) Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина. (11)Чист и прозрачен воздух. (12)Росистым утром смолою пахнет в густом лесу. (Описание восхода солнца в лесу. Важно: если автор чему-то уделяет много внимания, детально ярко что-то описывает, то это для него очень важно, ценно. Этим он привлекает внимание читателя. В этом фрагменте автор привлекает внимание к деталям восхода, к его красоте.)
  • (13)Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. (14)В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. (15)На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (16)Как бы в парной лёгкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (17)Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (18)Всё выше поднимается солнце. (19)Прохладная прозрачная роса на лугах сверкает алмазной россыпью .(Если в предыдущем абзаце автор описывал восход солнца в лесу, то здесь описывается восход солнца над родными полями. Т.Е. автор описывает родину, то место где он родился. Мы понимаем, что пробуждение, восход играют очень важную роль. Автор специально сопоставляет )
  • (21)Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками. (22)Особенно хорош восход солнца над океаном. (Здесь появляется глагол «любовался». Это оценка. Автор уже открыто говорит о своем восторге. Ему нравится восход везде. Т.Е. текст посвящен восходу, началу дня.
  • Предложения 23-27 вновь о восходе, это вновь красочное описание того, что происходит с землей, с окружающим миром, когда встает солнце.)
(28)Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. (29)Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля.  (30)Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце . (31)Рождается новый день! (32)Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку! (это воспоминания. Автор объясняет, почему сердце наполняется несказанной радостью. Сердце радуется новому дню, возможностям, которые открываются. )
  • (28)Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. (29)Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. (30)Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце . (31)Рождается новый день! (32)Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку! (это воспоминания. Автор объясняет, почему сердце наполняется несказанной радостью. Сердце радуется новому дню, возможностям, которые открываются. )

(33)Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. Но в живом мире природы всё пробуждается. На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды .(Этот фрагмент о том, что происходит с природой, когда начинается восход.) Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю, — знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь .(А здесь автор говорит об определенной категории людей, сердца которых наполняются несказанной радостью во время восхода солнца: они понимают величие этого мига в природе.) (44)Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарёю. Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце . В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается . (В этом фрагменте автор дает совет читателю полюбоваться восходом, т.е. вновь привлекает наще внимание. Слова о несказанной радости уже встречались в 30 предложении. Если автор несколько раз повторяет одну мысль, то это и есть основная мысль текста. Это те предложения, которые приведут к примерам-иллюстрациям. 43 предложение- это субъективное суждение. Это вновь акцент на прелести восхода, на том, что мир прекрасен)

Вопросы, на которые необходимо дать себе ответ при написании сочинения по тексту. 1. Как я это оформлю? (цитирование, пересказ, цитирование + пересказ). 2.Как я это проанализирую? (Мы подразумеваем мини-выводы, т.е. на чем будет строится анализ, что вы поняли благодаря этому примеру). 3. Как я это свяжу? (представленный фрагмент) Если вы ответили на все эти вопросы, у вас получится полноценное сочинение

Вопросы, на которые необходимо дать себе ответ при написании сочинения по тексту.

1. Как я это оформлю? (цитирование, пересказ, цитирование + пересказ).

2.Как я это проанализирую? (Мы подразумеваем мини-выводы, т.е. на чем будет строится анализ, что вы поняли благодаря этому примеру).

3. Как я это свяжу? (представленный фрагмент)

Если вы ответили на все эти вопросы, у вас получится полноценное сочинение

Варианты вступления  Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так … Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст (автор) заканчивается словами:

Варианты вступления

Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так …

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

Текст (автор) заканчивается словами: "…".

Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем … .

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Переходные фразы-связки Докажу своё суждение примерами из текста (автор).  Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор).

Переходные фразы-связки

Докажу своё суждение примерами из текста (автор).

Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор).

Вывод  должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанному и формулировать какое-либо нравственное правило, справедливое для большинства людей. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Вывод  должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанному и формулировать какое-либо нравственное правило, справедливое для большинства людей.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно  вводными словами (значит, итак, следовательно, таким образом) или речевым клише (мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. )

Начать заключение можно

вводными словами

(значит, итак, следовательно, таким образом)

или речевым клише

(мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. )

Помните, что у вас должен получиться красивый связный текст. И объем вашего сочинения должен составлять не менее 70 слов ( РЕКОМЕНДУЮ- 100 СЛОВ)

Помните,

что у вас должен получиться красивый связный текст.

И объем вашего сочинения должен составлять не менее 70 слов ( РЕКОМЕНДУЮ- 100 СЛОВ)

ПРОЧИТАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ,  ОЦЕНИТЕ ПО КРИТЕРИЯМ

ПРОЧИТАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ, ОЦЕНИТЕ ПО КРИТЕРИЯМ

Сочинение (интернет)

Смысл финала текста И.С. Соколова-Микитова я понимаю так: с восходом солнца на Земле все живое пробуждается, освещается и согревается его лучами. И пейзажи раннего утра на фоне нежно-розовой зари особенно красивы. Свою жизнь Соколов-Микитов связывает с матерью, а матерью человечества считает Землю; он говорит о ее «материнском дыхании».

 

Писатель предается своим детским воспоминаниям, когда он впервые созерцал это уникальное, сказочное явление, любуясь удивительной красотой природы в этот час. Его мама тоже обращала его внимание на эти чудесные мгновения. Об этом говорится в предложениях 2 – 6.

 

Также автор говорит нам о том, что большинство людей редко любуются ранними утренними часами, когда все просыпается. А ведь именно в такие минуты сердце человека наполняется радостью и счастьем. Об этом повествуется в предложениях 40 – 42.

 

Исходя из сказанного, можно подвести итог, что восход солнца, закат и другие красоты природы могут вдохновлять людей, наполнять энергией, пробуждать к жизни. Поэтому нужно чаще отвлекаться от повседневных забот, проблем и любоваться прелестью утренних пейзажей, особенно восходом солнца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!