Алгоритм работы над сочинением ОГЭ – 15. 2. (На понимание смысла фрагмента текста).
Предварительная работа с текстом. |
1
2 | Анализ смысла предложения. | Прочитать предложение, которое нужно объяснить, подчеркнуть грамматическую основу. Найти это предложение в тексте, перечитать весь абзац. Записать на черновик свои размышления, продолжив предложение. | Смысл предложения в том, что… ( Это можно использовать в выводе) |
Анализ текста с подбором двух составляющих – аргументов. | Прочитать текст внимательно. Поделить текст на 3 – 4 части. Составить план – вопросник по тексту. Перечитайте текст по абзацам. Определите микротему каждого абзаца. Задайте вопрос по микротеме. Ответить на вопросы плана коротко, 1 – 2 предложениями своими словами (на черновике).Укажите номера предложений для примеров. | |
Композиция сочинения | Приемы работы по написанию сочинения. | Речевые клише. |
Часть первая. Вступление. | Тезис. | Выбрать из записанных ответов два, которые могут объяснить смысл предложения. Прописать тезис, используя клише. | Предложение (я) текста («цитата») говорит (ят) о том, что…. (первая составляющая) и о том, что…(вторая составляющая). |
Часть вторая. (Вторая и третья) | Доказательство | Приведите два аргумента, доказывающие вашу позицию. Аргументы должны быть из текста и проиллюстрированы примерами. Тезис пример 1 пример 2 аргумент аргумент вывод | Моя первая мысль подтверждается предложением (№ или цитата), из которого понятно, что…(микровывод – аргумент1) Во- вторых, предложение (№ или цитата) может проиллюстрировать мои рассуждения о том, что…(микровывод – аргумент 2) |
Часть третья. (Четвёртая) Заключение. | Вывод. Обобщение на новом уровне. | Перечитайте записанное вами на черновике предложение (Смысл предложения в том, что…), используйте его при написании вывода. | Таким образом, я прихожу к пониманию, что фразой («цитата») писатель хотел сказать, что…(пояснить, обратить наше внимание, на то, что…) |
Алгоритм работы над сочинением ОГЭ – 15. 3. (На толкование значения слова).
Предварительная работа с текстом. |
| Анализ текста с подбором аргументов. | Прочитайте текст внимательно. Поделите текст на части. Составьте план – вопросник по тексту. Перечитайте текст по абзацам. Определите микротему каждого абзаца. Задайте вопрос по микротеме. Ответьте на вопросы плана своими словами в 1- 2 предложениях. Прочитайте задание к сочинению. Толкование какому слову вас просят дать? Подумайте, как связано это слово - понятие с содержанием текста? |
Свои размышления можете прописать на черновик. |
Композиция сочинения | Приемы работы по написанию сочинения. | Речевые клише. |
Часть первая. Вступление. | Тезис. | Запишите толкование значения слова. Способы: Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Перечисление синонимов.
3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. | ПОНЯТИЕ - это … (синоним - существительное), которое….(признаки)… Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ПОНЯТИЕ - синоним, синоним, синоним. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. ПОНЯТИЕ - это … (глаголы) Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости. |
Прокомментируйте данное определение. | Я считаю, что… |
Часть вторая. (Вторая и третья) | Доказательство | Приведите два аргумента, доказывающие вашу позицию. Аргументы должны быть из текста и из жизненного опыта. Тезис пример 1 аргумент аргумент пример 2 вывод | Моя первая мысль подтверждается предложением (№ или цитата), из которого понятно, что…(микровывод – аргумент1) Во- вторых, я могу проиллюстрировать мои рассуждения о том, что…(микровывод – аргумент 2), примером из жизненного опыта. |
Часть третья. (Четвёртая) Заключение. | Вывод. Обобщение на новом уровне. | Перечитайте тезис. Сформулируйте вывод в соответствие с тезисом, но другими словами. | Таким образом, я прихожу к пониманию, что ПОНЯТИЕ - это….. |
15. 3. СЛОВАРЬ
СОЧУ́ВСТВИЕ-
1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преим. горестному, сострадание.
2. Одобрительное отношение к чьему-нибудь начинанию, к чьим-нибудь мыслям и настроениям, признание и поддержка чего-нибудь, чувство солидарности с чем-нибудь.
МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию.
Милосердый, Милосердный, добросердечный, жалостливый, милостивый (народн.:
милостливый), сердобольный, чувствительный.
Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.
Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения
Пример: Л. к родине. Материнская л. Горячая л. Взаимная л. Этот человек - ее первая л. (первый возлюбленный). Л. с первого взгляда (возникшая с первой встречи).
***
2. - склонность, пристрастие к чему-нибудь
Пример: Л. к музыке. Л. к искусству.
Любовь (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо-склонность, доброжелательство, предрасположение.
Ответственность -
1) Возлагаемое на кого-л. или взятое кем-л. обязательство отчитываться в каких-
л. своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.
2) Серьезность, важность чего-л.
Ответственность, ручательство, порука. В народе говорят: «Взять на себя ответственность». Значит, «ответственность» - это умение отвечать не только за свои поступки, но и за принятые решения. Ответственность — стремление выполнять взятые на себя обязательства, обещания, и готовность отвечать за результаты своих действий или бездействия.
Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.
Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром.