СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом: признаки текста, структура, типы текстов: повествование и описание, рассуждение, смешанный тип текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом: признаки текста, структура, типы текстов: повествование и описание, рассуждение, смешанный тип текста

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом: признаки текста, структура, типы текстов: повествование и описание, рассуждение, смешанный тип текста»

Работа с текстом: признаки текста, структура, типы текстов: повествование и описание, рассуждение, смешанный тип текста


Предлагаю вашему вниманию текстовые упражнения, при выполнении которых активно формируется логическое мышление. К ним можно отнести упражнения на восстановление текста по причинно-следственным связям входящих в него предложений и установлению последовательности происходящих в них действий.

Упражнение 1

Прочитай группы предложений.

Из крапивы получают краску, производят тесьму, веревки, нитки.

Крапива – полезное для человека растение.

Кокосовая пальма хорошо растет на песке морского побережья.

Она любит свет, тепло и влагу.

Лотос произрастает в мутной воде и иле, но не загрязняется ими.

С лотосом сравнивают людей, ничем себя не запятнавших, не

покорившихся злу и тяжелой судьбе.


1.Установи причинно-следственные связи в каждой паре предложений.

2. Запиши ту пару, в которой оба предложения соответствуют теме урока.

3.Сделай синтаксический разбор предложения, в котором меньшее количество имен существительных.

4. Найди глагол, в котором такое же количество приставок, сколько букв в окончании.


Упражнение 2

Прочитай предложения. Раздели их на две группы по двум признакам одновременно. Причём на начальном этапе таких упражнений признаки учитель называет сам, а затем их формулируют сами ребята.

У животных прекрасный слух.

Носом животные чуют запах еды и врагов, добывают пищу.

Медуза за 15 часов слышит приближение бури!

Свинья своим носом роет землю, ищет корешки растений.

Дикие куры не только клюют носом, но и с его помощью измеряют

температуру песка, в котором закопаны яйца.

Летучая мышь видит ушами в полной темноте.

Слон хоботом ест, принимает душ, берет вещи, нюхает их.


1.Запиши текст, который соответствует теме урока.

2.Озаглавь его.

3.В предложении с наибольшим количеством однородных членов найди грамматическую основу


Упражнение 3.

Прочитай. Запиши предложения в порядке увеличения в них количества имен существительных во множественном числе в родительном падеже.


Они помогают перемалывать блюда из жестких трав и кустарников. Страусы питаются в основном растениями, лакомятся ящерицами

и черепашками. Поэтому домашние страусы охочи до болтов, гвоздей, жестянок и даже банок с краской. Но оказывается, домашним

птицам необходимо пополнять запасы твердых предметов.


1.Найди слово, в котором одна и та же буква находится в разных морфемах, но обозначает одинаковый звук, не совпадающий с названием буквы.

2.Укажи прилагательное, в котором букв больше, чем звуков. Измени его форму, чтобы количество звуков увеличилось.


Упражнение 4

Прочитай текст. Исключи из него предложения, в которых отсутствуют слова с проверяемой или с непроверяемой безударной гласной в корне. Оставшиеся предложения напиши. Выдели орфограммы.

Земляника.

Летнее солнце пригрело лес. На низких кустах с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов земляники. Это самая сладкая

и душистая ягодка русского леса. Первая земляника созревает на порубках. Это места вырубки сосен и елей. Её можно часто увидеть

у пней. Стоят на солнечной опушке заветные кустики. Румяные ягоды не прячутся в гуще листвы. Они свисают красными каплями.


Упражнение 5

Прочитай предложения. Познакомься с таблицей. Сформулируй задание и выполни его.

Спят слоны стоя и мало.

Питаются слоны ветками, корнями и плодами.

Слоны поселились в жарких странах.

Живут они семьями в лесах вблизи воды.

Когда пересыхают реки и ручьи, слоны роют бивнями и передними ногами колодцы.


Укажи существительные, в которых по одному признаку букв больше, чем звуков, по другому – звуков больше, чем букв, а фактически их одинаковое количество.

Вы можете сказать, что задания после текста далеко не для каждого ученика. Я с этим согласна. Эти задания быть может для единиц.

Но эти ребята их очень ждут. Можно использовать на кружке.









Упражнение 6

Прочитай. Составь из предложений текст, ориентируясь на смысл и на слова с непроизносимой согласной. Непроизносимые согласные должны следовать в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы.

Масленица.

В радос.ные дни Масленицы полагалось всех угощать лучшими яствами.

Покатилось февральское со...нце блином через снежные поляны, сквозь сыпучие бураны к весне.

Много весёлых праз...ников на Руси.

Царём стола были извес.ные русские блины.

Одним из любимых был праз...ник прощания с зимой - Масленица.


Таким образом, всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех её этапах. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный настрой школьников. Привлечение ученика к формулированию заданий увеличивает его статус в учебном процессе. Всё это, безусловно влияет на качество обучения. русскому языку


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей