Работа с текстом: признаки текста, структура, типы текстов: повествование и описание, рассуждение, смешанный тип текста
Предлагаю вашему вниманию текстовые упражнения, при выполнении которых активно формируется логическое мышление. К ним можно отнести упражнения на восстановление текста по причинно-следственным связям входящих в него предложений и установлению последовательности происходящих в них действий.
Упражнение 1
Прочитай группы предложений.
Из крапивы получают краску, производят тесьму, веревки, нитки.
Крапива – полезное для человека растение.
Кокосовая пальма хорошо растет на песке морского побережья.
Она любит свет, тепло и влагу.
Лотос произрастает в мутной воде и иле, но не загрязняется ими.
С лотосом сравнивают людей, ничем себя не запятнавших, не
покорившихся злу и тяжелой судьбе.
1.Установи причинно-следственные связи в каждой паре предложений.
2. Запиши ту пару, в которой оба предложения соответствуют теме урока.
3.Сделай синтаксический разбор предложения, в котором меньшее количество имен существительных.
4. Найди глагол, в котором такое же количество приставок, сколько букв в окончании.
Упражнение 2
Прочитай предложения. Раздели их на две группы по двум признакам одновременно. Причём на начальном этапе таких упражнений признаки учитель называет сам, а затем их формулируют сами ребята.
У животных прекрасный слух.
Носом животные чуют запах еды и врагов, добывают пищу.
Медуза за 15 часов слышит приближение бури!
Свинья своим носом роет землю, ищет корешки растений.
Дикие куры не только клюют носом, но и с его помощью измеряют
температуру песка, в котором закопаны яйца.
Летучая мышь ≪видит≫ ушами в полной темноте.
Слон хоботом ест, принимает душ, берет вещи, нюхает их.
1.Запиши текст, который соответствует теме урока.
2.Озаглавь его.
3.В предложении с наибольшим количеством однородных членов найди грамматическую основу
Упражнение 3.
Прочитай. Запиши предложения в порядке увеличения в них количества имен существительных во множественном числе в родительном падеже.
Они помогают перемалывать блюда из жестких трав и кустарников. Страусы питаются в основном растениями, лакомятся ящерицами
и черепашками. Поэтому домашние страусы охочи до болтов, гвоздей, жестянок и даже банок с краской. Но оказывается, домашним
птицам необходимо пополнять запасы твердых предметов.
1.Найди слово, в котором одна и та же буква находится в разных морфемах, но обозначает одинаковый звук, не совпадающий с названием буквы.
2.Укажи прилагательное, в котором букв больше, чем звуков. Измени его форму, чтобы количество звуков увеличилось.
Упражнение 4
Прочитай текст. Исключи из него предложения, в которых отсутствуют слова с проверяемой или с непроверяемой безударной гласной в корне. Оставшиеся предложения напиши. Выдели орфограммы.
Земляника.
Летнее солнце пригрело лес. На низких кустах с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов земляники. Это самая сладкая
и душистая ягодка русского леса. Первая земляника созревает на порубках. Это места вырубки сосен и елей. Её можно часто увидеть
у пней. Стоят на солнечной опушке заветные кустики. Румяные ягоды не прячутся в гуще листвы. Они свисают красными каплями.
Упражнение 5
Прочитай предложения. Познакомься с таблицей. Сформулируй задание и выполни его.
Спят слоны стоя и мало.
Питаются слоны ветками, корнями и плодами.
Слоны поселились в жарких странах.
Живут они семьями в лесах вблизи воды.
Когда пересыхают реки и ручьи, слоны роют бивнями и передними ногами колодцы.
Укажи существительные, в которых по одному признаку букв больше, чем звуков, по другому – звуков больше, чем букв, а фактически их одинаковое количество.
Вы можете сказать, что задания после текста далеко не для каждого ученика. Я с этим согласна. Эти задания быть может для единиц.
Но эти ребята их очень ждут. Можно использовать на кружке.
Упражнение 6
Прочитай. Составь из предложений текст, ориентируясь на смысл и на слова с непроизносимой согласной. Непроизносимые согласные должны следовать в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы.
Масленица.
В радос.ные дни Масленицы полагалось всех угощать лучшими яствами.
Покатилось февральское со...нце блином через снежные поляны, сквозь сыпучие бураны к весне.
Много весёлых праз...ников на Руси.
Царём стола были извес.ные русские блины.
Одним из любимых был праз...ник прощания с зимой - Масленица.
Таким образом, всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех её этапах. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный настрой школьников. Привлечение ученика к формулированию заданий увеличивает его статус в учебном процессе. Всё это, безусловно влияет на качество обучения. русскому языку