СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит описание опыта работы по формированию функциональной грамотности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.»

Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Первоначально я, как и многие педагоги, работающие в российской школе более 15 лет, удивлялась, сопоставляя нынешних учащихся со школьниками прошлых лет, особенно если говорить о выпускниках. Мне казалось, что я не могу избавиться от предвзятости, что просто те ученики мне нравились больше, но со временем становилось все более понятно: эти дети другие. Нельзя сказать, какие лучше. Конечно, те, особенно мои первые выпускники, которых я учила в 90-е годы, лучше и внимательнее читали, глубже осмысливали прочитанное, читающих и понимающих было в разы больше. Но и этих детей я тоже люблю. Они активнее, целеустремлённее, лучше понимают, чего они хотят от жизни. Просто изменилось общество, технический прогресс не стоит на месте, да и вся наша жизнь стала другой. Ни для кого не секрет, что современные подростки обладают такой особенностью, как клиповое мышление Первоначально термин «клиповое мышление» означал способность восприятия мира посредством ярких образов или видеоклипов. Еще подобное мышление называют узконаправленным и фрагментированным. Привыкнув к постоянному мельканию сообщений в телевизоре, в интернете, он ищет броские заголовки, вирусные ролики, редактирует фото и т. д. Особенно понятнее мне это стало на примере моего младшего сына, разница со старшими 10-12 лет. В детстве он совсем не воспринимал спокойные мультфильмы, такие, как «Простоквашино», сказки с медленным течением действия, «Малыш и Карлсон», ему нравились «Фиксики», «Смешарики». И понятно, что эти дети, читая те же произведения, что и читали школьники 10, 20 лет назад, особенно если говорить о русской классике 19 века, сталкиваются с грандиозными проблемами. Хорошие, старательные, ответственно относящиеся к учёбе дети говорят порой: «Я прочитал и не понял». Помните, как Буратино с коротенькими мыслями. Это не значит, что он плохой, просто он ДРУГОЙ.

У клипового мышления есть как положительные, так и отрицательные стороны

Положительные стороны:

  • Улучшает реакцию.

  • защищает мозг от перегрузки информацией.

Отрицательные:

  • Человек теряет способность концентрироваться на информации.

  • Затупляется чувство сопереживания

  • Снижает успеваемость и коэффициент усвоения знаний

 

Мало читающий человек плохо понимает смысл прочитанного, не может четко изложить свои мысли. Именно поэтому современные ученики забывают то, что прочитали или выучили недавно. Проводимые исследования подтвердили, что  коэффициент усвоения знаний у школьников — 10%.

Я в этом году участвовала в проверке работ в рамках проводимого в регионе мониторинга функциональной грамотности учащихся среди 7-классников. Мы проверяли работы, не зная, какая это территория, конечно, были и хорошие работы, но встречались просто поражающие результаты. Нужно было прочитать небольшой текст, в котором содержится информация: почему ребята решили участвовать в проекте, что это был за проект, какого возраста ребята, какие города входят в Золотое кольцо России, чем знамениты несколько из 4-х городов Золотого кольца. Прочитав текст, дети не могли правильно ответить на эти вопросы. Это большая проблема.

Развитие функциональной грамотности школьников является на сегодняшний день первоочередной задачей педагога. К сожалению, очень часто это ложится прежде всего на плечи учителя-словесника, хотя должно быть задачей всех педагогов в современной школе.

И встаёт наш вечный вопрос: Что делать?

И сегодня я хотела бы поделиться опытом своей работы, рассказать, как я работаю в этом направлении. Я не думаю, что я открываю Америку. Мы с вами идем одним путём, и, возможно, многие делают так же.

Конечно же, выходом и спасением в наше время становится технология смыслового чтения, продуктивного чтения. Мы понимаем, что нам не приходится ждать, что нынешние школьники прочитают целый том «Войны и мира» и осмыслят его самостоятельно. В лучшем случае они его просто прочитают, но многое пропустят мимо. В худшем случае обратятся к краткому содержанию и вообще ничего не запомнят. Я не говорю сегодня о тех, кто вообще не готовится к урокам, всё-таки 10-11 класс – это дети, мотивированные и на приобретение знаний, и на получение хороших отметок. Поэтому очень большое внимание на уроках литературы уделяю именно анализу текста, работе с фрагментами текста при чтении больших по объёму произведений.

Анализ литературного текста – объёмная работа, важная часть функциональной грамотности, а иногда  и непредсказуемая.

Посмотрите на это маленькое стихотворение

« Всё моё!» - сказало злато,

« Всё моё!» - сказал булат,

« Всё куплю!» - сказало злато,

« Всё возьму!» - сказал булат.

 Мы не будем вдаваться в нюансы анализа, но подумайте, о чём здесь речь?

(педагоги высказывают различные мнения)

Всё верно. А дети дают совершенно разные интерпретации, каждый раз новые (попробуйте дать свои толкования: между кем или чем идёт спор?): власть и деньги, духовное и материальное, мужское и женское начало, сила и красота.

 В данном случае важно на основе языковых средств разобраться в содержании, осмыслить, интерпретировать, что и является частью функциональной грамотности.

Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что лежит на поверхности.

- Что сказал писатель?

- К какому образу он обратился?

-О каком понятии он размышлял?

Поэтому необходимо работать с учениками с толстыми вопросами. И учить их задавать, и, задавая их, наталкивать их на размышление, на осмысление текста.

- Что имел в виду автор? – Почему прибегнул к такому сравнению? – К какому выводу он нас подводит?

Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста.

Также я широко применяю в своей работе методы и приёмы проблемного обучения. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации – всё это способствует пробуждению интереса у школьников, возможности лучшего усвоения материала.

Очень удачной для обучения работе в текстом является также технология критического мышления. Приём кластера является продуктивным на этапе вызова. На стадии осмысления текста очень полезной является работа с таблицами.

Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно,   возникли определенные  аналогии из предыдущего опыта. Что-то  просто озадачило или вызвало в  душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило  записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Выписки из текста

Вопросы и комментарии

 

 

             Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.

            Еще одним интересным табличным приемом является  таблица «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле 1996):

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как  предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся  самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом учащиеся  заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить  еще две графы для заполнения.

«Знаю»

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Источники информации

Что осталось нераскрытым?

 

 

 

 

 

Важным на этапе знакомства с текстом является задание прочитать текст, выделить нужную информацию, использовать маркировку при работе с текстом,

Приём ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT– InteractiveNotingSystemforEffective  ReadingandThinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

--  знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.



Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.

Вторая методика, ничем не уступающая первой в простоте применения, называется «Плюс, минус, интересно». В данном случае – текст размечается с помощью трех видов значков, логика расстановки которых может быть выбрана тьютором или самим обучающимся. Например: анализ теста с точки зрения того или иного тезиса. Тогда значок  «Плюс» сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса, «минус» о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, «интересно» - представляет собой повод для размышления.  Эти же три значка  может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично.

На стадии осмысления в 5-8 классах я использую чаще синквейн, но постепенно ввожу и эссе. Эссе может быть как очень большим и подробным, как в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ, а может быть и небольшим, на 5-10 минут, освещать какой-то узкий вопрос. В таком случае эссе помогает учащимся осмыслить прочитанное и обучает строить свои рассуждения в письменной форме. Ни для кого не секрет, что у многих детей фраза: «Сегодня мы пишем сочинение» вызывает панику и ступор психологический. Подобные небольшие работы позволяют избежать подобных проблем. И начинать подобную работу можно уже в 5 классе. Даже пятиклассники с интересом обсуждают рассуждают над проблемами: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?», «Помогает ли человеку книга лучше понять себя?», «Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?»



Я думаю, многие в своей работе сталкивались и со следующей проблемой: когда мы начинаем работать с сочинением, это списывание с разных источников в Интернете. Детям кажется, что своих мыслей у них нет, что красивые фразы лучше их корявых рассуждений. Но мы понимаем, что из поначалу неумелых работ со временем выйдут самостоятельные и красивые работы, а списанные работы никогда не научат ребёнка выражать самостоятельно свои мысли и рассуждать. Поэтому жёстко пресекаю всякие попытки плагиата. И, конечно, стараюсь подбирать темы такие, которые потребуют самостоятельных рассуждений и выводов, такие, сочинений по которым нет в интернете.

Женское счастье – какое оно во времена Некрасова и в наше время.

Считаете ли вы неразрешимым и вечным конфликт поколений?

Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

Чем смелость отличается от безрассудства?

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?

Могут ли быть оправдания у измены?

Именно подобным образом строятся темы сочинений на выпускном декабрьском экзамене по литературе, именно этому мы должны учить детей, не заучивать готовые формулировки, а рассуждать самостоятельно.

Задания как на уроках литературы, так и на уроках русского языка не должны быть однотипными. Элемент новизны всегда привлекает учащихся.

Например, интересная форма работы по формированию функциональной грамотности может быть на уроке русского языка при повторении морфемного и словообразовательного разбора или на обобщающем уроке такой:

1. Ознакомьтесь с текстом рекламы.

2.Ответьте на вопросы

- Что рекламируется?

- Как можно связаться с представителями этого магазина?

- Товары каких фирм рекламируются?

- Определите товар по характеристике данной в рекламе

- Как представители магазина привлекают внимание покупателей?

- Какой товар ты бы выбрал, учитывая семейный бюджет?

3. Выполните работу копирайтера.

Вы являетесь копирайтером. Копирайтер — специалист в области написания

текстов, создающий на основе творческого задания идеи и концепции текстов (а

также сами тексты) для всех видов рекламы.

Задача копирайтера заключается в том, чтобы кратко, доходчиво и образно

сформулировать достоинства и преимущества объекта рекламы (будь то товар,

услуга или общественное движение) с целью воздействия на мнение и

представления потребителя (читателя, слушателя или зрителя) и побуждения его к

действию (покупке, подписке, заказу и т. п.) .

4. поработайте специалистами по продвижению товара. Создайте рекламный слоган к данной рекламе.

5. Грамматические задания.

a. Используя словари, дайте толкование словам:

b. тефлоновое - ____________________________

c. мультиварка - ___________________________

d. универсальная - __________________________

6.Произведите морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Понятно, что часто работать в таком формате мы не можем, у нас на уроках русского языка идет отработка навыков грамотного письма у учащихся, но подобные уроки формируют навыки грамотной речи.

Конечно, мы с вами прнимает, что и формы домашних заданий, которые использовались ранее (выучить параграф, выполнить упражнение), уходят на второй план, необходимо сегодня использовать домашние задания, которые формируют готовность выстраивать устное и письменное высказывание на заданную тему, умение обрабатывать, присваивать и использовать полученную информацию. Я использую в своей работе такие задания, как:

1)Составление плана прочитанного. Продолжение плана, составление которого начато на уроке.

2) Озаглавливание текста, подбор ключевых слов (5-7 слов)

3) Составление таблиц, схем, отражающих существенную информацию текста. Например, таблица Двойной дневник из Технологии критического мышления.

4)Составление схемы и устный рассказ по схеме при чтении теоретического материала по русскому языку.

5)Составление словарей терминов для прочитанного текста или словаря непонятных слов по литературе.

6) Составление синквейнов

Ну и, конечно, домашние задания должны быть дифференцироваться, учитывать способности, интересы школьника. Так, нельзя навязывать ученику то, что ему неинтересно (например, сочинять оду или сценарий, иллюстрировать прочитанное и т. п.). Нужно учитывать, что дети по-разному могут выполнить одно и то же задание. Так, одному ученику на выполнение упражнения потребуется пять минут, а другому двадцать.

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи". Наша задача сегодня – обменяться идеями, и, возможно, это будет полезно всем нам.

Список использованной литературы:

https://blog.wikium.ru/klipovoe-myshlenie-opredelenie-plyusy-i-minusy.html?gsaid=95774&utm_campaign=95774&offer_type=purchase&utm_source=gdeslon&utm_medium=cpa&gclid=EAIaIQobChMItsfS1dDF8gIVR0CRBR3_TQTVEAAYASAAEgLzHvD_BwE

http://www.schoolnano.ru/node/8964

http://fgos.ru

http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/ year-2015/50-nomer-8-04-2015/946-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnostiobuchayushchikhsya-osnovnoj-shkoly-teoriya-i-praktika-mezhdunarodnykh-issledovanij

https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee/stat-ia-razvitiie-navykovfunktsional-noi-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury

https://www. scienceforum.ru/2016/pdf/22135




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!