Работа с однокоренными словами в начальной школе.
Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся начальных классов является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.
Словообразовательная работа на уроках русского языка в начальных классах может быть достаточно разнообразна. Для этого необходимо лишь использовать в определённой системе различные словообразовательные упражнения, подбирать для наблюдения и анализа интересный языковой материал, привлекающий внимание детей. Словообразовательные упражнения должны приучать ребёнка вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять связи между однокоренными словами. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами.
Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Данное обстоятельство способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка, совершенствованию природного языкового чутья.
Обязательно ведётся работа с однокоренными словами. Детям нравятся игровые моменты: «Найди лишнее слово», «Кто больше?», «Самый внимательный», «Объяснялки»; использование авторских сказок, занимательного материала. Какие задания чаще всего используются на уроке русского языка, во внеурочной деятельности, привлекают внимание учащихся начальных классов к работе с однокоренными словами?
1.Задания могут быть как устными, так и письменными
(по усмотрению учителя: в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, уровня его знаний, времени выполнения задания).
Предлагаю следующие задания:
1)найди лишнее слово среди группы однокоренных слов, объясни свой выбор;
2)спиши только однокоренные слова, выдели корень;
3)выпиши из каждой строчки лишнее слово;
4) спиши все слова, подчеркни лишнее слово;
5) составь предложения с лишним словом каждой строки;
6)составь и запиши предложения только с однокоренными словами, выдели корень в однокоренных словах;
7)списать все слова, лишнее слово в каждой строке зачеркнуть и т.д.
1 группа слов.
Море, морская, заморский, уморился.
Садик, садовое, садок, высадить.
Пар, парник, испарение, паренёк.
Чайник, чайка, чайная, чайничек.
2 группа слов.
Земляника, земляничное, землянка, земляничка.
Гора, горочка, горюет, пригорочек.
Лесок, лестница, лес, лесничий.
Носовой, носить, переноска, носильщик.
3 группа слов.
Поле, полюс, полевая, полёвка.
Липка, липовый, липа, липкое.
Дар, подарочек, арка, дарить.
Ходить, выходной, походка, ходунки.
4 группа слов.
Колет, заколка, колючие, колючка.
Круг, закруглиться, круговой, круглый.
Столовая, стол, столичный, столик.
Циркач, цирковой, циркуль, цирк.
5 группа слов.
Летняя, лето, лететь, летом.
Горевать, горе, горная, горюшко.
Сыр, сырость, сырник, сырок.
Вода, водичка, водит, водопад.
6 группа слов.
Речь, река, речная, речушка.
Маленький, мал, маляр, малыш.
Грозный, гроздь, грозовая, гроза.
Конница, конь, конюшня, подоконник.
7 группа слов.
Ленивый, лень, ленточка, лентяй.
Купил, купает, покупатель, покупка.
Носорог, носатый, носки, носик.
Поле, полюшко, половник, полевой.
2. Подобрать однокоренные слова с данным корнем:
1)дом;
2)воз;
3)билет;
4)гриб;
5)бинт;
6)чай;
7)мир;
8)хлеб;
9)мороз;
10)лист;
11)вагон;
12)брат.
Можно выполнять задания на время: кто больше составит однокоренных слов с определённым корнем; придумать и записать предложения с составленными однокоренными словами и т.д.
3. Придумать «ласковые» однокоренные слова к данному, например: брат –братишка, вагон – вагончик:
а)берёза;
б)солнце;
в)роща;
г)заяц;
д)птица;
е)корабль;
ё)Маша;
ж)звезда;
д)белка и т.д.
4. Составить (или записать) словосочетания, заменяя выделенные существительные однокоренными именами прилагательными, определить в них корень:
Веник (какой?) берёза, аллея (какая?) липа, местность (какая?) село, шубка (какая?) тепло, сапоги (какие?) резина, животное (какое?) дом, лес (какой?) сосна, рыбка (какая?) аквариум.
5. Вставить пропущенные орфограммы в однокоренные слова (можно подобрать проверочное слово):
Тр…ва, тр…винка, тр…вяной.
См…ла, см…листый, засм…лить.
Др…вяной, др…ва, др…вишки.
С…довый, с…ды, пос…дил.
Работа с однокоренными словами даёт учителю и ученику хорошую обратную связь, помогает детям овладеть навыками устной и письменной речи.