СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с однокоренными словами в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о работе с однокоренными словами в начальных классах, примеры заданий.

Просмотр содержимого документа
«Работа с однокоренными словами в начальной школе.»

Работа с однокоренными словами в начальной школе.

Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся начальных классов является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее     использовать эти возможности при обучении детей.

Словообразовательная работа на уроках русского языка в начальных классах может быть достаточно разнообразна. Для этого необходимо лишь использовать  в определённой системе различные словообразовательные упражнения, подбирать для наблюдения и анализа интересный языковой материал, привлекающий внимание детей. Словообразовательные упражнения должны приучать ребёнка вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять связи между однокоренными словами.   При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами.

Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Данное обстоятельство способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка, совершенствованию природного языкового чутья.

Обязательно ведётся работа с однокоренными словами. Детям нравятся игровые моменты: «Найди лишнее слово», «Кто больше?», «Самый внимательный», «Объяснялки»; использование авторских сказок, занимательного материала. Какие задания чаще всего используются на уроке русского языка, во внеурочной деятельности, привлекают внимание учащихся начальных классов к работе с однокоренными словами?

1.Задания могут быть как устными, так и письменными

(по усмотрению учителя: в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, уровня его знаний, времени выполнения задания).

Предлагаю следующие задания:

1)найди лишнее слово среди группы однокоренных слов, объясни свой выбор;

2)спиши только однокоренные слова, выдели корень;

3)выпиши из каждой строчки лишнее слово;

4) спиши все слова, подчеркни лишнее слово;

5) составь предложения с лишним словом каждой строки;

6)составь и запиши предложения только с однокоренными словами, выдели корень в однокоренных словах;

7)списать все слова, лишнее слово в каждой строке зачеркнуть и т.д.

1 группа слов.

Море, морская, заморский, уморился.

Садик, садовое, садок, высадить.

Пар, парник, испарение, паренёк.

Чайник, чайка, чайная, чайничек.



2 группа слов.

Земляника, земляничное, землянка, земляничка.

Гора, горочка, горюет, пригорочек.

Лесок, лестница, лес, лесничий.

Носовой, носить, переноска, носильщик.





3 группа слов.

Поле, полюс, полевая, полёвка.

Липка, липовый, липа, липкое.

Дар, подарочек, арка, дарить.

Ходить, выходной, походка, ходунки.

4 группа слов.

Колет, заколка, колючие, колючка.

Круг, закруглиться, круговой, круглый.

Столовая, стол, столичный, столик.

Циркач, цирковой, циркуль, цирк.

5 группа слов.

Летняя, лето, лететь, летом.

Горевать, горе, горная, горюшко.

Сыр, сырость, сырник, сырок.

Вода, водичка, водит, водопад.

6 группа слов.

Речь, река, речная, речушка.

Маленький, мал, маляр, малыш.

Грозный, гроздь, грозовая, гроза.

Конница, конь, конюшня, подоконник.

7 группа слов.

Ленивый, лень, ленточка, лентяй.

Купил, купает, покупатель, покупка.

Носорог, носатый, носки, носик.

Поле, полюшко, половник, полевой.

2. Подобрать однокоренные слова с данным корнем:

1)дом;

2)воз;

3)билет;

4)гриб;

5)бинт;

6)чай;

7)мир;

8)хлеб;

9)мороз;

10)лист;

11)вагон;

12)брат.

Можно выполнять задания на время: кто больше составит однокоренных слов с определённым корнем; придумать и записать предложения с составленными однокоренными словами и т.д.

3. Придумать «ласковые» однокоренные слова к данному, например: брат –братишка, вагон – вагончик:

а)берёза;

б)солнце;

в)роща;

г)заяц;

д)птица;

е)корабль;

ё)Маша;

ж)звезда;

д)белка и т.д.

4. Составить (или записать) словосочетания, заменяя выделенные существительные однокоренными именами прилагательными, определить в них корень:

Веник (какой?) берёза, аллея (какая?) липа, местность (какая?) село, шубка (какая?) тепло, сапоги (какие?) резина, животное (какое?) дом, лес (какой?) сосна, рыбка (какая?) аквариум.

5. Вставить пропущенные орфограммы в однокоренные слова (можно подобрать проверочное слово):

Тр…ва, тр…винка, тр…вяной.

См…ла, см…листый, засм…лить.

Др…вяной, др…ва, др…вишки.

С…довый, с…ды, пос…дил.

Работа с однокоренными словами даёт учителю и ученику хорошую обратную связь, помогает детям овладеть навыками устной и письменной речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!