СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми на уроках искусства и во внеурочной деятельности

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми на уроках искусства и во внеурочной деятельности»

Работа с одарёнными детьми на уроках искусства

и во внеурочной деятельности

Подготовила: учитель предмета Искусство Слипец Л.В.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

На уроках искусства я активно использую исследовательскую деятельность. Ребята с интересом работают над проектами, выступают перед классом, на научно-практической конференции.

Исследовательская деятельность школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. В процессе включения школьников в учебно – исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно – исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Таким образом, можно определить учебно – исследовательскую деятельность школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для обучащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.

Человеку свойственно стремиться к познанию. Жажда открытия рождается у некоторых ребят ещё на школьной скамье. Ими движет желание узнать как можно больше. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что – то новое, постичь неизведанное. Задача педагога – выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа.

Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Программы позволяют реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

1) вести устный диалог на заданную тему;

2) участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

3) участвовать в работе н-п конференций, чтений.

Работа над иследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. При выполнении используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы. Выполненная работа оставляет у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция .

Технологии, методики:

1) уровневая дифференциация;

2) проблемное обучение;

3) поисковая деятельность;

4) информационно-коммуникационные технологии;

5) здоровьесберегающие технологии;

В нашей школе прошло уже несколько конференций. Ребята подготовили за эти годы около 200 научных работ по самым различным темам. Лучшие из них печатались в сборниках по итогам конференций, талантливые дети представлялись на конкурсы разного уровня: муниципальные, региональные, межрегиональные. Неоднократно наши ученики становились призёрами и дипломантами этих конкурсов.

Подводя итог, отмечу организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т. е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!