Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учителя биологии и химии Дашинимаевой Галины Бадраевны
МБОУ «Хошун-Узурской СОШ имени Эрдынеева Ш-Н.Э.»
Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях лежит,
прежде всего, на педагогах.
Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении
в рамках школьной программы. Поэтому учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении своего предмета школьной программы.
В соответствии с основными принципами концепции образования в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся и создание оптимальных условий для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития личности, поиск одаренных детей позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка для самореализации в процессе жизнедеятельности.
Мы выделяем три основные разновидности общих способностей: интеллектуальные, творческие, сенсорные. Эти способности могут проявляться в универсальных сферах деятельности обучающихся.
Интеллектуальные способности: Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Эти способности характеризуются следующими признаками:
а) усвоение большого объёма информации, запоминание её содержания, логическое запоминание сюжета.
б) богатый словарный запас, развитая монологическая речь, быстрое усвоение новых слов и их применение.
в) умение предвидеть события, инициировать перемены, стремление «держать в своих руках» исход любой работы.
г) умение работать с информацией, анализировать её, классифицировать, выделять главное, поиск и изучение альтернативных источников информации
д) наличие элементов критического мышления, умение выдвинуть гипотезу, находить пути решения гипотез
Творческие способности: выражаются в активном использовании воображения. Воображение ребенка помогает ему находить нестандартные решения проблем, активизирует развитие фантазии и образное мышление. Характерные особенности творческих способностей:
а) творческий, нестандартный подход к решению проблем; изобретение нового, отличное от стандарта.
б) гибкость и быстрота мышления, умение быстро ориентироваться в ситуации
в) имеют своих любимых артистов, художников, поэтов, писателей, отличаются терпимостью, способны к рефлексии.
Сенсорные способности: выражается в восприятии индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Сенсорные способности имеют следующие качества:
а) владение практическими навыками ( умение шить, изготавливать предметы быта)
б) любят ухаживать за младшими, оказывают помощь пострадавшим в тех или иных ситуациях.
в) желание работать с инструментами, приборами.
г) практическая сноровка в полевых условиях: умеют разжечь костёр, устанавливать палатку и т.д.
Интеллектуальные и творческие способности выявляю следующим образом:
- Использую методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование,
наблюдение во время учебной деятельности с целью выявления у детей творческих
способностей
- провожу беседы с учащимися и их родителями;
- осуществляю анализ результатов деятельности учащихся на уроке и внеурочное время,
с целью развития творческих и познавательных способностей .
- анализирую результаты сдачи ВПР, зачетов, контрольных работ, экзаменов,
соответствующие возрасту учащихся.
Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение интереса к моему предмету.
Интеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:
- создаю благоприятный психологический климат на учебных занятиях;
- включаю в уроки интеллектуально - творческие игры (кроссворды, ребусы, загадки и т.д.)
- использую на уроках творческие задания, занимательные опыты, материалы и олимпиадные
задачи, мини-проекты и т.д.
- уроки с использованием ИТТ.
- использует дифференциацию: для способных детей более сложные задачи: комбинированные, с
недостающими или лишними данными, задания из КИМ-ов.
- использую личностно – ориентированные технологии;
- применяю индивидуальный подход на уроках;
В своей работе я использую следующие признаки развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности,
проявление максимума самостоятельности в овладении материалом, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в олимпиадах, конкурсах.
Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. В школе проводим традиционные ежегодные общешкольные мероприятия, как недели по предметам, праздник «Золотая осень», акция «Каждой пичужке – по кормушке». При проведении недели химии и биологии стараюсь охватить всех учеников. Программа недели должна быть самой разнообразной, чтобы каждый год отличалась, была познавательной, интересной, занимательной.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, творческому труду. Работу по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней провожу в течение всего учебного года.
С детьми, которые интересуются биологией и химией, выбирают профессию, связанные с ними занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, проводим исследовательские работы, проекты. Старшеклассники охотно участвуют в исследовательской работе. Мы выполняем краткосрочные и долгосрочные исследовательские работы. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. Ребята с
удовольствием работают над выбранными темами и успешно участвуют в региональных и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ. Мы два раза выезжали в Москву на Всероссийский конкурс исследовательских работ имени В.И.Вернадского., даже становились лауреатами.
Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса. Далее привожу таблицу индивидуальных достижений некоторых учащихся. Такой мониторинг веду на многих своих учеников
Сводная ведомость результативности участия учащихся
в научно – практических конференциях, конкурсах
Руководитель: Дашинимаева Галина Бадраевна
Год | Ф.И. ученика | Уровень | Название мероприятия | Результат |
2018 | Учащиеся 5-6 классов | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» (зерно 1 мешок - 50 кг) | свидетельство |
2018 | Ракшеев Аюр | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Родионов Александр | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Родионов Михаил | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Гомбожапова Сэлмэг | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Бадмаев Александр | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Гильдеев Михаил | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Очирова Адиса | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Дариева Ксения | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
2018 | Чинарова Юлия | республиканский | Республиканская природоохранная акция: «Экокормушки из вторичного материала» | свидетельство |
декабрь 2017 | Очирова Адиса | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | Диплом 1 место, номинация: «Классическая кормушка» |
декабрь 2017 | Татарников Илья | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Сангаева Дарина | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Цырен- бимбаева Валерия | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Дариева Ксения | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Гомбожапова Сэлмэг | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Чимитов Дабасамбу | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Дынзынов Алдар | Районный | районная акция: «Зимующим птицам – нашу заботу» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Ванчикова Альбина | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии, номинация: «Планета детства», графика» | Диплом 1 место |
декабрь 2017 | Гомбожапова Сэлмэг | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии» номинация: «Свободная тема», живопись | Диплом 3 место |
декабрь 2017 | Атапина Юлия | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии», номинация: «Свободная тема», живопись | Диплом 3 место |
декабрь 2017 | Двухжилов Валерий | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии», номинация: «Планете детства», живопись | Диплом 4 место |
декабрь 2017 | Очирова Адиса | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Дрязгова Нина | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Гильдеев Михаил | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии» | сертификат участника |
декабрь 2017 | Цырен- бимбаева Валерия | Районный | районный конкурс детских рисунков и фотографии: «Юные художники Бурятии» | сертификат участника |
2017 год | Чимитова Мэдэгма | районный | районная выставка детского творчества «Живи, Земля», номинация: «Живопись» | Ш место |
2017 | Дынзынов Алдар | районный | районная выставка детского творчества «Живи, Земля» | сертификат участника |
2017 | Бадмацыренова Анна | районный | районная выставка детского творчества «Живи, Земля» | сертификат участника |
2017 | Атапина Юлия | районный | районная выставка детского творчества «Живи, Земля» | сертификат участника |
2017 | Татарников Илья | районный | районная выставка детского творчества «Живи, Земля» | сертификат участника |
2017 | Татарников Илья | районный | Конкурс: «Россия – Родина моя» конкурс детской фотографии, посвященный 90 летию образования Мухоршибирского района, ретро - фотография | 2 место |
2017 | Бережной Александр | Районный | районный конкурс детской фотографии: «Россия – Родина моя» | сертификат участника |
04.12 2017 | Меркулова Юлия | Междуна-родный | международный дистанционный конкурс «Старт» по химии | сертификат участника |
04.12. 2017 | Сангаева Дарина | Междуна-родный | международный дистанционный конкурс «Старт» по биологии | сертификат участника |
30.11. 2017 | Двухжилов Валерий | Междуна-родный | международный дистанционный конкурс «Старт» по биологии | сертификат участника |
7 апреля 2017 | Чимитов Дабасамбу | республиканский | Конкурс: «Каждой птичке свой домик» ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» | 1 место – конкурс диплом участника -кормушка |
7 апреля 2017 | Ванчикова Альбина | республиканский | Конкурс: «Каждой птичке свой домик» ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» | диплом участника |
7 апреля 2017 | Цыренбимбаева Валерия | республиканский | Конкурс: «Каждой птичке свой домик» ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» | диплом участника |
7 апреля 2017 | Дынзынов Алдар | республиканский | Конкурс: «Каждой птичке свой домик» ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» | диплом участника |
7 апреля 2017 | Татарников Илья | республиканский | Конкурс: «Каждой птичке свой домик» ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» | диплом участника |
7 апреля 2017 | Бережной Александр | республиканский | Конкурс: «Каждой птичке свой домик» ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья» | диплом участника |
февраль 2017 | Дынзынов Алдар (5 кл) | Всеророссийский | Всеророссийская олимпиада по биологии ФГОС тест | баллы-74 место по России-23 место в регионе-3 |
февраль 2017 | Сангаева Дарина(7 кл) | Всеророссийский | Всеророссийская олимпиада по биологии ФГОС тест | баллы-86 место по России-10 место в регионе-1 |
февраль 2017 | Цыренов Виктор (7 кл) | Всеророссийский | Всеророссийская олимпиада по биологии ФГОС тест | баллы-77 место по России-19 место в регионе-2 |
декабрь 2016 | 5 класс | школьный | Новогодний бал – маскарад, художественные номера | 1 место приз - компьютерный стул |
декабрь 2016 | 5 класс | школьный | Новогодний бал – маскарад, стенгазета | 1 место приз – настольная игра |
февраль 2016 | Номтоева Людмила | Международный | III Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс», биология | Диплом III степени |
февраль 2016 | Пастушкова Светлана | Международный | III Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс», биология | Диплом II степени |
декабрь 2015 | Гомбожапов Содном | районный | районный конкурс «Альтернативная ёлка» номинация «Самая сладкая ёлка» | 1 место |
декабрь 2015 | учащиеся МБОУ «Хошун-Узурской СОШ им.Эрдынеева Ш-Н.Э» | районный | Экологический флешмоб «Новогодняя ёлка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | Диплом III место |
декабрь 2015 | Иванова Диана | районный | конкурс «Новогодняя игрушка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | Диплом III место |
декабрь 2015 | Гороховский Кирилл | районный | конкурс «Новогодняя игрушка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | Диплом VI место |
декабрь 2015 | Цырен- бимбаева Валерия | районный | конкурс «Новогодняя игрушка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | диплом участника |
декабрь 2015 | Бадлуева Арюна | районный | конкурс «Новогодняя игрушка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | диплом участника |
декабрь 2015 | Гомбоев Баир | районный | конкурс «Новогодняя игрушка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | диплом участника |
декабрь 2015 | Атапина Юлия | районный | конкурс «Новогодняя игрушка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | диплом участника |
декабрь 2015 | Агафонов Максим | районный | конкурс «Новогодняя игрушка для птиц» в районной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» | диплом участника |
декабрь 2015 | Дугаржапов Жамсо | Всероссийский | Всероссийский конкурс: «Мир вокруг нас. Хищники», 3 класс | Место по России-1 Место в регионе- 1 |
декабрь 2015 | Гомбожапова Сэлмэг | Всероссийский | Всероссийский конкурс: «Мир вокруг нас. Хищники», 4 класс | Место по России-2 Место в регионе- 2 |
декабрь 2015 | Ринчинова Номина | Всероссийский | Всероссийский конкурс: «Мир вокруг нас. Хищники», 5 класс | Место по России-1 Место в регионе- 1 |
декабрь 2015 | Цыренов Виктор | Всероссийский | Всероссийский конкурс: «Мир вокруг нас. Хищники», 6 класс | Место по России-3 Место в регионе- 1 |
декабрь 2015 | Ринчинова Номина | районный | акция «Сохраним леса Бурятии» | диплом участника |
24.12. 2015 | Цыбиков Буянто | Международный и Всероссийский | фестиваль Международных и Всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России» (ФМВДК) Номинация «Исследовательские работы и проекты» | Диплом I место двенадцатом Всероссийском конкурсе II место двенадцатом Международном конкурсе |
11. 11. 2015 | Воробьев Алексей | Всероссийский | II Всероссийская 2015-2016 учебного года по химии для 8-11 классов «Мир олимпиад» | диплом участника |
ноябрь | Ванчикова Альбина | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по биологии 5 класс | Место по России-3 Место в регионе -1 |
ноябрь | Очирова Адиса | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по окружающему миру 3 класс | Место в регионе -1 |
ноябрь | Цыренов Виктор | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по биологии 6 класс | Место по России-2 Место в регионе -1 |
ноябрь | Атапина Юлия | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по биологии, 6 класс | Место по России-2 Место в регионе -1 |
ноябрь | Чимитова Мэдэгма | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по биологии, 6 класс | Место в регионе -3 |
ноябрь | Дрязгова Нина | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по биологии 5 класс | Место в регионе -3 |
ноябрь | Бальжинимаев Бато | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по биологии, 7 класс | Место по России-3 Место в регионе -1 |
ноябрь | Иванова Диана | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по химии, 8 класс | Место в регионе -2 |
ноябрь | Пастушкова Светлана | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по химии, 9 класс | Место в регионе -1 |
ноябрь | Цыбиков Буянто | Всероссийский | ФГОС тест Всероссийская олимпиада по биологии, 11 класс | Место в регионе -2 |
05.10. 2015 | Эрдынеев Эрдэм | Международный и Всероссийский | фестиваль Международных и Всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России» (ФМВДК) Номинация «Исследовательские работы и проекты» | Диплом I место десятом Всероссийском конкурсе II место десятом Международном конкурсе |
октябрь 2015 | Пастушкова Светлана | Всероссийский | конкурс: «Мир вокруг нас. Птицы» 9 класс | I место |
октябрь 2015 | Ванчикова Альбина | Всероссийский | конкурс: «Мир вокруг нас. Птицы» 5 класс | 3 место |
октябрь 2015 | Эрдынеев Бэликто | Всероссийский | конкурс: «Мир вокруг нас. Птицы» 6 класс | 3 место |
октябрь 2015 | Чимитова Мэдэгма | Всероссийский | конкурс: «Мир вокруг нас. Птицы» 6 класс | 2 место |
октябрь 2015 | Иванова Диана | Всероссийский | конкурс: «Мир вокруг нас. Птицы» 9 класс | III место |
октябрь 2015 | Пастушкова Ольга | Всероссийский | конкурс: «Мир вокруг нас. Птицы» 9 класс | III место |
30 апреля | Цибиков Буянто | республиканский | Республиканский конкурс творческих работ обучающихся, посвященных 70-летнему юбилею со дня победы в ВОВ (в рамках реализации проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»). Номинация «Лучшая исследовательская работа» | сертификат участника |
26 апреля 2015 | Цыдыпов Алдар | республиканский Заповедное подлеморье | Конкурс «Литературные произведения о горихвостке» в рамках акции «Марш парков-2015», стихотворение | свидетельство участника |
26 апреля 2015 | Цыдыпов Алдар | республиканский Заповедное подлеморье | Конкурс «Литературные произведения о горихвостке» в рамках акции «Марш парков-2015», рисунок | свидетельство участника |
26 апреля 2015 | Воробьев Алексей | республиканский Заповедное подлеморье | Конкурс «Литературные произведения о горихвостке» в рамках акции «Марш парков-2015», стихотворение | свидетельство участника |
26 апреля 2015 | Бадмацыренова Анна | республиканский Заповедное подлеморье | Конкурс «Литературные произведения о горихвостке» в рамках акции «Марш парков-2015», стихотворение | свидетельство участника |
15 апреля 2015 | Эрдынеев Эрдэм | Всероссийский | Поисковое движение России Всероссийский конкурс творческих работ: «Поиск. Находки. Открытия» | Диплом участника |
13 апреля 2015 | Чинарова Юлия | районный | Районная конференция учебно-исследовательских работ учащихся «Земля – наш общий дом» номинация «Растениеводство» | свидетельство участника |
апрель 2015 | Эрдынеев Эрдэм | Всероссийский | Всероссийский конкурс «Медалинград» | Диплом Победитель III место |
апрель 2015 | Цыдыпов Алдар | Всероссийский | Всероссийский конкурс «Медалинград» | Диплом Победитель III место |
15 апреля 2015 | Эрдынеев Эрдэм (8 кл.) | районный | Научно-практическая конференция: «Выдающиеся люди Тугнуйской долины» | I место |
25.11.14 | Чимитов Дмитрий | районный | Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии | 1 место |
Март 2012 | Эрдынеев Эрдэм | Всероссийский | XIX Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского | лауреат |