Работа над ошибками. Какой она должна быть?
Выступление на МО начальной школы №7
Учитель: Ноздрунова Г.Н.
г. Орел 2021 год.
Проработав в школе более тридцати лет, я пришла к твердому убеждению, что мой ученик будет писать грамотно, если я, учитель, буду знать все его ошибки. Это совсем нетрудно, если вести так называемую копилку слов. Что это такое? Это тетрадь, в которую каждый ученик записывает свои ошибки, выделяя орфограммы. Ученик должен знать слова, в которых он допустил ошибку. Поэтому урок начинается либо с вопроса: "Кто помнит свои ошибки?" (учащиеся орфографически проговаривают слово), либо с записи слов с пропуском орфограммы. (Работать с этими словами должен ученик, допустивший в них ошибки.)
Традиционная работа над ошибками, которая проводится после диктанта, - это формальная работа. Вы убедитесь в этом, если через неделю повторно напишете тот же диктант. Ошибки в нем будут допущены учениками в тех же самых словах. Чтобы избежать этого я предлагаю систематически работать в следующей последовательности.
Орфограммы в корне слова
Начиная 3-го класса , необходимо суммировать все способы проверки орфограмм в корне слова. Но для этого дети должны хорошо знать, что же проверяют в корне, поэтому в классе висит таблица:
В упрощенном виде работа над этой таблицей проводится в букварный период.
Безударные гласные в корне слова - самые распространенные и устойчивые ошибки. Причина их появления - неумение детей найти способ проверки. Учитель же должен научить их проверять гласную в слабой позиции. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.
Как же проверить безударную гласную?
Путем изменения формы: у существительных - числа: земля - земли, паруса - парус;
у прилагательных - полной формы на краткую: босой- бос, нагой - наг;
у глаголов - числа: хожу - ходим; времени: варил- варит; рода (для глаголов прошедшего времени): спасла -спас, принесла - принес.
Путем подбора родственных слов: поспевать - спешка (существительное), омрачать — мрачный (прилагательное полное), потихоньку - тих (прилагательное краткое), запах - пахнет (глагол).
Парные согласные нужно проверять как звонкие так и глухие. Вот способы их проверки:
изменение числа существительного: ногти - ноготь, локти - локоть;
изменение падежа существительного: луг, - на лугу, лук - в луке;
замена существительного глаголом: молотьба-молотить, просьба - просить;
образование краткой формы прилагательного: жуткий - жуток
В активный словарный запас детей необходимо включить слова: скользкий, жуткий, чуткий, дерзкий, меткий, ловкий, везти, ползти, идти, отгрызть, просьба, косьба, молотьба, ходьба, выдержка, вышивка, редкий.
Почему? Эти слова редко употребляются, и когда дети встречают их в тексте, то теряются, так как не знают их написания.
Словосочетания для орфографической разминки:
ловкие гребцы легкая изморозь
скользкая дорожка увядшая березка
близкие заморозки чуткий разведчик
резкие прыжки жидкость в кружке
низкая беседка закладка в книжке
Слова на парные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря.
Подбери синонимы с парными согласными:
отвратительный - гадкий, липкий - вязкий, страшный - жуткий, невиданный
редкий , грубый - резкий, неуклюжий - неловкий
Подбери антонимы с парными согласными:
легкое наказание - тяжкое, частый гость - редкий, далекий друг - близкий, густой чай - жидкий, смелый малыш - робкий
Непроизносимые согласные в корне слова проверяются с помощью проверочною слова. Им может быть:
глагол: поздний - опоздать, хрустнуть -хрустеть;
существительное: тростник — трость, известный - весть;
существительное с предлогом: безжалостный - без жалости, бесчестный — без чести.
Чтобы лучше закрепить материал, а также обогатить словарный запас учащихся, можно предложить следующие упражнения. Подбери синонимы к словосочетаниям: огромное здание гигантское, печальный взгляд - грустный, храбрый воин - доблестный, тяжелая мебель - громоздкая. Подбери антонимы к словам: счастливый - несчастный, печальный - радостный, знакомый - неизвестный. После выполнения упражнений желательно обратить внимание на следующие слова:
где стечение согласных он пишется без т : небесный - небеса, чудесный - чудеса;
которые нельзя проверить: блестеть (блеснуть), подчеркнуть (почерк), чувствовать (чувство), участвовать (участие).
2. Безударные падежные окончания существительных.
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, необходимо определить склонение существительного, а для этого нужно поставить существительное в начальную форму.
в гавани (гавань, сущ., 3-е скл., П.п., оконч. -и);
на трамвае (трамвай, сущ., 2-е скл., П.п., оконч. -в).
Более слабые дети, которые сразу не определяют окончание, могут воспользоваться контрольными словами.
е склонение - лиса,
е склонение - конь,
е склонение - степь.
Наиболее часто ошибки встречаются:— в существительных 1-го склонения женского рода с гласной перед окончанием (аллея, батарея);
«
(герой, юбилей);
в существительных 2-го склонения среднего рода с окончанием -ье (затишье, здоровье);
в однокоренных существительных женского рода 1-го и 3-го склонений (площадь, площадка);
в существительных, грамматические признаки которых дети определяют неверно (шинель, яблоня, госпиталь);
при смешивании существительных 2-го склонения с мягкой основой (например, слово конь) с существительными 3-го склонения (например, слово степь).
Эти существительные должны быть в поле зрения учителя ежеурочно.
Безударные личные окончания глаголов.
Учащиеся должны знать, что для определения безударного личного окончания глагола его нужно поставить в неопределенную форму. Если он оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения (кроме слов-исключений брить, стелить). Итак, если глагол II спряжения, то пишется безударное окончание -и и -а/и (-ят) в 3-м лице множественного числа. Все остальные глаголы относятся к I спряжению и имеют окончание -е и -ут (-ют) в 3-м лице множественного числа.
Для выявления неопределенной формы чаще всего используют вопросы что делать? что сделать?, уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если при знакомстве с неопределенной формой составить такую таблицу:
Неопределенная форма
что делать? что сделать? -ти -ть -чь
нести гнать беречь
занестись погнаться уберечься
Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и -чь невелико. Для них можно составить отдельную таблицу и работать по ней.
Глаголы на -ти
Идти, везти, пойти, вести, грести, нести, найти, пасти, ползти, расти, скрести, цвести.
Глаголы на -чь
Беречь, достичь, жечь, лечь, течь, стричь, печь, помочь, увлечь, стеречь, сечь, запрячь.
Из-за небогатого словарного запаса дети иногда не могут подобрать нужный синоним, антоним, объяснить тот или иной фразеологический оборот. Чтобы помочь им, надо как можно чаще работать с таким материалом.
Объясни фразеологический оборот с помощью синонимического глагола.
Бить челом - просить. Бить баклуши - бездельничать. Зарубить на носу - запомнить. Клевать носом - дремать. Надуть губы - обидеться. Повесить голову - приуныть.
Подбери синонимы к словосочетаниям:
ловить рыбу - рыбачить, одерживать победу — побеждать, испытывать страх - бояться, томиться от безделья - скучать.
Подбери антонимы к словам: наказать - простить, торопиться - медлить, болтать -молчать, испортить - исправить, любить - ненавидеть, погасить - зажечь.
Разделительные ь и ь
Немало ошибок допускают учащиеся при употреблении разделительных ъ и ь. Поэтому необходимо включать в тексты упражнений слова со всеми вариантами этих орфограмм:
иноязычные слова с разделительным ъ перед е, я: объект, изъян, субъект,
иноязычные слова с разделительным ь перед е, ё, я: серьёзно, пьеса, премьера;
слова, в которых ученики затрудняются выделить корень и приставку: необъятный, изъян;
слова, в которых ь предшествуют твердые согласные ж и ш: ружьё, затишье;
слова, в которых ь предшествуют мягкие согласные ч и щ: ночью, вещью;
слова, в которых ь пишется перед гласным и: чьи, муравьи, лисьи.
Удвоенные согласные
Затруднение у учащихся вызывают слова с удвоенными согласными, поэтому следует рассмотреть все случаи написания двойных согласных в слове:
на стыке корня и суффикса: длина - длинный, малина - малинник, осина - осинник, осень - осенний, весна - весенний, чугун - чугунный, рано - ранний;
на стыке приставки и корня: рассада, оттенки, рассвет, оттащить, под держать, ссадить, вводить;
в корне удвоенная согласная: класс, группа, суббота, масса, перрон.
Предлоги
Эта тема требует периодического повторения, так как ошибки в правописании предлогов повторяются у учащихся на протяжении всех лет обучения. Чтобы избежать их, трудные случаи темы надо рассматривать в такой последовательности:
слияние при произношении: под деревом, под дубом, из земли, из зала, с Симой, с сестрой, в вазе;
озвончение глухого согласного звука: с дерева, с горы, с Зоей, с Галей, с Борей,
трудные случаи правописания предлогов со словами: в овраге, во дворе, в облаках, в воздухе;
предлоги пишутся отдельно, у глаголов нет предлогов: в сад входит, на ветки налетел, с дороги убежал.
Все рассмотренные вопросы должны быть в поле зрения учителя весь последний учебный год. Необходимо регулярно проводить проверочные работы (1 раз в 2 недели), чтобы иметь ясную картину, что плохо усвоено детьми.
Памятка для учащихся по работе над ошибками.
Список использованной литературы.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987.
Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками на уроках русского языка // Начальная школа.-1986.- №2.
Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений // Русский язык в школе.-1988.- №2.
Бискутов А.И., Воробьев Г.В. Теория педагогического эксперимента. - М,: Педагогика, 1974.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Просвещение, 1959.
Воробьёва В.В. Работа над ошибками в письменной речи школьников // Русский язык в школе.- 1984.- №6.
Воронов Н.Х. Система работы по предупреждению и исправлению ошибок в словах с проверяемыми безударными гласными в корне слова // Русский язык в школе.- 1987.- №6.
Газеева Т.И. Совершенствование орфографических навыков при повторении изученного // Русский язык в школе.- 1988.- №1.
Даминова М.П. Как избавится от ошибок // Начальная школа.- 1988.-№5.
Дзюбенко О.Г. Обучение учащихся постановке орфографической цели // Русский язык в школе.- 1984.- №6.
Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. - М.: Просвещение, 1965.
Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство. Минск. 1992.