СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над ошибками. Какой она должна быть?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная работа над ошибками, которая проводится после диктанта, - это фор­мальная работа. Чтобы избежать этого я предлагаю систематически работать в определенной последовательности.

Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками. Какой она должна быть?»

















Работа над ошибками. Какой она должна быть?

Выступление на МО начальной школы №7



























Учитель: Ноздрунова Г.Н.

г. Орел 2021 год.







Проработав в школе более тридцати лет, я пришла к твердому убеждению, что мой ученик будет писать грамотно, если я, учитель, буду знать все его ошибки. Это совсем нетрудно, если вести так называемую копилку слов. Что это такое? Это тетрадь, в которую каждый ученик записывает свои ошибки, выделяя орфограммы. Ученик должен знать слова, в которых он допустил ошибку. Поэтому урок начинается либо с вопроса: "Кто помнит свои ошибки?" (учащиеся орфографически проговаривают слово), либо с записи слов с пропуском орфограммы. (Работать с этими словами должен ученик, допустивший в них ошибки.)

Традиционная работа над ошибками, которая проводится после диктанта, - это фор­мальная работа. Вы убедитесь в этом, если через неделю повторно напишете тот же диктант. Ошибки в нем будут допущены учениками в тех же самых словах. Чтобы избежать этого я предлагаю систематически работать в следующей последовательности.


  1. Орфограммы в корне слова


Начиная 3-го класса , необходимо суммировать все способы проверки орфограмм в корне слова. Но для этого дети должны хорошо знать, что же проверяют в корне, поэтому в классе висит таблица:



В упрощенном виде работа над этой таблицей проводится в букварный период.

Безударные гласные в корне слова - самые распространенные и устойчивые ошибки. Причина их появления - неумение детей найти способ проверки. Учитель же должен научить их проверять гласную в слабой позиции. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.

Как же проверить безударную гласную?

  • Путем изменения формы: у существительных - числа: земля - земли, паруса - парус;

  • у прилагательных - полной формы на краткую: босой- бос, нагой - наг;

  • у глаголов - числа: хожу - ходим; времени: варил- варит; рода (для глаголов про­шедшего времени): спасла -спас, принесла - принес.

  • Путем подбора родственных слов: поспевать - спешка (существительное), омрачать — мрачный (прилагательное полное), потихоньку - тих (прилагательное краткое), запах - пахнет (глагол).

Парные согласные нужно проверять как звонкие так и глухие. Вот способы их проверки:

  • изменение числа существительного: ногти - ноготь, локти - локоть;

  • изменение падежа существительного: луг, - на лугу, лук - в луке;

  • замена существительного глаголом: молотьба-молотить, просьба - просить;

образование краткой формы прилагательного: жуткий - жуток

В активный словарный запас детей необходимо включить слова: скользкий, жуткий, чуткий, дерзкий, меткий, ловкий, везти, ползти, идти, отгрызть, просьба, косьба, молотьба, ходьба, выдержка, вышивка, редкий.

Почему? Эти слова редко употребляются, и когда дети встречают их в тексте, то теряются, так как не знают их написания.

Словосочетания для орфографической разминки:

ловкие гребцы легкая изморозь

скользкая дорожка увядшая березка

близкие заморозки чуткий разведчик

резкие прыжки жидкость в кружке

низкая беседка закладка в книжке

Слова на парные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря.

Подбери синонимы с парными согласными:

отвратительный - гадкий, липкий - вязкий, страшный - жуткий, невиданный

  • редкий , грубый - резкий, неуклюжий - неловкий

Подбери антонимы с парными согласными:

легкое наказание - тяжкое, частый гость - редкий, далекий друг - близкий, густой чай - жидкий, смелый малыш - робкий

Непроизносимые согласные в корне слова проверяются с помощью проверочною слова. Им может быть:

  • глагол: поздний - опоздать, хрустнуть -хрустеть;

  • существительное: тростник — трость, известный - весть;

  • существительное с предлогом: безжалостный - без жалости, бесчестный — без чести.

Чтобы лучше закрепить материал, а также обогатить словарный запас учащихся, можно предложить следующие упражнения. Подбери синонимы к словосочетаниям: огромное здание гигантское, печальный взгляд - грустный, храбрый воин - доблестный, тяжелая мебель - громоздкая. Подбери антонимы к словам: счастливый - несчастный, печальный - радостный, знакомый - неизвестный. После выполнения упражнений желательно обратить внимание на следующие слова:

  • где стечение согласных он пишется без т : небесный - небеса, чудесный - чудеса;

  • которые нельзя проверить: блестеть (блеснуть), подчеркнуть (почерк), чувствовать (чувство), участвовать (участие).


2. Безударные падежные окончания существительных.


Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, необходимо определить склонение существительного, а для этого нужно поставить существительное в начальную форму.

в гавани (гавань, сущ., 3-е скл., П.п., оконч. -и);

на трамвае (трамвай, сущ., 2-е скл., П.п., оконч. -в).

Более слабые дети, которые сразу не определяют окончание, могут воспользоваться контрольными словами.

    1. е склонение - лиса,

    2. е склонение - конь,

    3. е склонение - степь.

Наиболее часто ошибки встречаются:— в существительных 1-го склонения женского рода с гласной перед окончанием (аллея, батарея);

  • в существительных 2-го склонения мужского рода с гласной перед окончанием

«

(герой, юбилей);

  • в существительных 2-го склонения среднего рода с окончанием -ье (затишье, здоровье);

  • в однокоренных существительных женского рода 1-го и 3-го склонений (площадь, площадка);

  • в существительных, грамматические признаки которых дети определяют неверно (шинель, яблоня, госпиталь);

  • при смешивании существительных 2-го склонения с мягкой основой (например, слово конь) с существительными 3-го склонения (например, слово степь).

Эти существительные должны быть в поле зрения учителя ежеурочно.


  1. Безударные личные окончания глаголов.


Учащиеся должны знать, что для определения безударного личного окончания глагола его нужно поставить в неопределенную форму. Если он оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения (кроме слов-исключений брить, стелить). Итак, если глагол II спряжения, то пишется безударное окончание и -а/и (-ят) в 3-м лице множественного числа. Все остальные глаголы относятся к I спряжению и имеют окончание -е и -ут (-ют) в 3-м лице множественного числа.

Для выявления неопределенной формы чаще всего используют вопросы что делать? что сделать?, уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если при знакомстве с неопределенной формой составить такую таблицу:


Неопределенная форма

что делать? что сделать? -ти -ть -чь

нести гнать беречь

занестись погнаться уберечься


Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и -чь невелико. Для них можно составить отдельную таблицу и работать по ней.


Глаголы на -ти

Идти, везти, пойти, вести, грести, нести, найти, пасти, ползти, расти, скрести, цвести.

Глаголы на -чь

Беречь, достичь, жечь, лечь, течь, стричь, печь, помочь, увлечь, стеречь, сечь, запрячь.

Из-за небогатого словарного запаса дети иногда не могут подобрать нужный синоним, антоним, объяснить тот или иной фразеологический оборот. Чтобы помочь им, надо как можно чаще работать с таким материалом.

Объясни фразеологический оборот с помощью синонимического глагола.

Бить челом - просить. Бить баклуши - бездельничать. Зарубить на носу - запомнить. Клевать носом - дремать. Надуть губы - обидеться. Повесить голову - приуныть.

Подбери синонимы к словосочетаниям:

ловить рыбу - рыбачить, одерживать победу — побеждать, испытывать страх - бояться, томиться от безделья - скучать.

Подбери антонимы к словам: наказать - простить, торопиться - медлить, болтать -молчать, испортить - исправить, любить - ненавидеть, погасить - зажечь.


  1. Разделительные ь и ь


Немало ошибок допускают учащиеся при употреблении разделительных ъ и ь. Поэтому необходимо включать в тексты упражнений слова со всеми вариантами этих орфограмм:

  • иноязычные слова с разделительным ъ перед е, я: объект, изъян, субъект,

  • иноязычные слова с разделительным ь перед е, ё, я: серьёзно, пьеса, премьера;

  • слова, в которых ученики затрудняются выделить корень и приставку: необъятный, изъян;

  • слова, в которых ь предшествуют твердые согласные ж и ш: ружьё, затишье;

  • слова, в которых ь предшествуют мягкие согласные ч и щ: ночью, вещью;

  • слова, в которых ь пишется перед гласным и: чьи, муравьи, лисьи.


  1. Удвоенные согласные


Затруднение у учащихся вызывают слова с удвоенными согласными, поэтому следует рассмотреть все случаи написания двойных согласных в слове:

  • на стыке корня и суффикса: длина - длинный, малина - малинник, осина - осинник, осень - осенний, весна - весенний, чугун - чугунный, рано - ранний;

  • на стыке приставки и корня: рассада, оттенки, рассвет, оттащить, под держать, ссадить, вводить;

  • в корне удвоенная согласная: класс, группа, суббота, масса, перрон.

  1. Предлоги


Эта тема требует периодического повторения, так как ошибки в правописании предлогов повторяются у учащихся на протяжении всех лет обучения. Чтобы избежать их, трудные случаи темы надо рассматривать в такой последовательности:

  • слияние при произношении: под деревом, под дубом, из земли, из зала, с Симой, с сестрой, в вазе;

  • озвончение глухого согласного звука: с дерева, с горы, с Зоей, с Галей, с Борей,

  • трудные случаи правописания предлогов со словами: в овраге, во дворе, в облаках, в воздухе;

  • предлоги пишутся отдельно, у глаголов нет предлогов: в сад входит, на ветки налетел, с дороги убежал.

Все рассмотренные вопросы должны быть в поле зрения учителя весь последний учебный год. Необходимо регулярно проводить проверочные работы (1 раз в 2 недели), чтобы иметь ясную картину, что плохо усвоено детьми.





















Памятка для учащихся по работе над ошибками.







































Список использованной литературы.


Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987.

Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками на уроках русского языка // Начальная школа.-1986.- №2.

Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений // Русский язык в школе.-1988.- №2.

Бискутов А.И., Воробьев Г.В. Теория педагогического экс­перимента. - М,: Педагогика, 1974.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Просвещение, 1959.

Воробьёва В.В. Работа над ошибками в письменной речи школьников // Русский язык в школе.- 1984.- №6.

Воронов Н.Х. Система работы по предупреждению и ис­правлению ошибок в словах с проверяемыми безударными глас­ными в корне слова // Русский язык в школе.- 1987.- №6.

Газеева Т.И. Совершенствование орфографических навы­ков при повторении изученного // Русский язык в школе.- 1988.- №1.

Даминова М.П. Как избавится от ошибок // Начальная шко­ла.- 1988.-№5.

Дзюбенко О.Г. Обучение учащихся постановке орфогра­фической цели // Русский язык в школе.- 1984.- №6.

Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. - М.: Просвещение, 1965.

Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство. Минск. 1992.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!