Каждый учитель хочет видеть результат своей работы и наблюдать, как ученик схватывает материале на лету. Как развить обучаемость ребёнка и возможно ли это?
Ученые и психологи дают разные определения обучаемости: например, «диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе» у Б. Зейгарника или «система интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях» у З. Калмыковой.Однако все специалисты сходятся в том, что
Обучаемость – важнейшее условие для развития человека. В широком смысле это – проявление приспособляемости к быстро меняющимся условиям, аспект биологической защиты человека.
Значение обучаемости вырастает в те периоды, когда окружающая среда меняется быстрее всего, а значит, многократно увеличивается поток новых знаний. Это момент перехода из дошкольного периода в школьный, начало обучения в университете, старт профессиональной карьеры. Обучаемость не уходит на второй план после окончания всех учебных заведений: способность быстро усваивать новые знания – важнейшее качество для профессионала, умение быстро расти и учиться (в том числе и на своих ошибках) – необходимый навык лидера и любого человека, который находится на руководящей должности.
При этом обучаемость – комплексное понятие, на уровень обучаемости влияют сразу несколько характеристик человека: умственные способности, память, способность к вниманию и концентрации, характер и темперамент, волевые характеристики, а также мотивация самого ребенка. Чтобы повысить обучаемость, необходимо работать над каждой из этих характеристик.
Как развить обучаемость?
1. Работа над интеллектом. Сюда входит
умение мыслить логически, находить аналогии и сопоставлять,
владение различными системами – образной, знаковой, речевой,
а также эрудиция.
Развивать все это надо с дошкольного возраста при помощи заданий, общения, сказок, вопросов и ответов. Важно не ограничиваться занятиями с ребенком дома, а подходить к этому неформально. Например, задавать ребенку вопросы («как думаешь, чем питаются эти белки в парке?»), в то время пока вы идете по улице и обсуждать с ним варианты ответа, делиться догадками и знаниями.
2. Развитие памяти.
Подробно о том, как развить и улучшить память ребенка, мы писали в другом нашем материале. Но если кратко: для начала нужно провести «диагностику» память, определившись с ее состоянием. Развивать память можно при помощи мнемотехник, специальных игр, важную роль играет питание и грамотный режим дня.
3. Работа над концентрацией внимания.
Томас Эдисон говорил, что гений – это 1% таланта и 99 % труда. Мы с ним совершенно согласны. Вне зависимости от возраста ребёнка ему уже приходится трудиться над тем, чтобы удерживать внимание. Усидчивость ребенка – качество, над которым можно и нужно работать. Методы могут быть совершенно разными: ходить с ребенком в театр, где длительное действие сочетается со зрелищностью, заниматься с ним дома, наблюдая за количеством времени, которое он способен «не переключаться» и постепенно увеличивать нагрузку. Главное в этом – систематичность. И, конечно, ограничить использование гаджетов во время дня: о том, что современные дети испытывают большие проблемы с внимательностью и усидчивостью из-за привычки не расставаться со смартфоном, написано немало исследований. Например, в маркетинговом исследовании «Сбербанка», охватившем людей от 5 до 25 лет говорится о том, что средняя продолжительность концентрации внимания детей нового поколения на одном объекте – 8 секунд. А наличие гаджетов у ребенка в школе может снизить эту цифру до нуля.
4. Учет личностных характеристик.
Необходимо учитывать набор качеств человека и его темперамент в работе над обучаемостью. Например, ярко выраженный холерик вряд ли успешно разберет с вами дроби или таблицу умножения после обеда – ему просто не усидеть на месте. Стоит дать ему выплеснуть энергию – побегать, поиграть в футбол, сходить на каток, а затем уже продолжить обучение.
5. Повышение интереса к знаниям.
Мотивация – ключ к успеху в любом деле и возрасте, будь то обучение ребенка азам биологией или работа над серьезнейшим проектом. Человеку должно быть интересно то, чем он занимается. И пусть не каждый учитель может привить ребенку интерес (и не к каждой теме), эстафетную палочку здесь могут подхватить родители. Как это применить, например, в изучении математики? Предложить посчитать все машины красного цвета по дороге домой. Дать самостоятельно посчитать мелочь и расплатиться на кассе. Любознательность – качество, которое очень помогает в обучении: интерес к новым знаниям становится частью характера. Это качество не дается от природы: его можно развивать, показывая определенную модель поведения. Задавайте вопросы «Как ты думаешь, почему зимой холоднее, чем летом?», «Как плавают утки?» и обсуждайте варианты ответа вместе с ребенком.
6. Помогайте и интересуйтесь сами.
В какой-то степени, это продолжение предыдущего пункта с мотивацией. Ребенку важно понимать, что родители рады его успехам (причем не оценками, а именно самим фактом получения новых знаний). Поэтому стоит чаще интересоваться тем, что ребенок проходит в школе, расспрашивать не только о сути пройденного материала, но и об отношении ребенка к нему, «закреплять» пройденное вместе со школьником дома. Осознание того, что родителям важен и интересен процесс обучения необходимо для ребенка.
7. Прививайте самообучение.
Обучаемость – это еще и способность к самообучению. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в процессе начинает играть самостоятельное приобретение знаний. Развивать этот навык необходимо с раннего детства. Например, разобрать повторно дома с ребенком тему, которая оказалась для него сложной, задавая ему вопросы и подталкивая к правильному ответу. Дать почитать книжку (разумеется, в соответствии с возрастом) и задать по ней вопросы.
Ключевой фактор в успехе работы над обучаемостью – систематичность. Скорее всего, мгновенный результат появится не сразу: вряд ли ребенок тут же станет проявлять чудеса сообразительности и интеллекта. Чтобы показатели его обучаемости увеличились, должно пройти время, но результат обязательно будет. А самое главное – ряд хороших привычек (умение задавать себе вопросы, усидчивость, любознательность, самоанализ), которые появятся у ребенка, помогут ему в дальнейшей жизни. Ведь не зря еще в древнем мире говорили: «Посеешь привычку – пожнешь характер , посеешь характер – пожнешь судьбу».
Просмотр содержимого документа
«Обучаемость ребенка: как её повысить?»
Обучаемость ребенка: как её повысить?
Каждый учитель хочет видеть результат своей работы и наблюдать, как ученик схватывает материале на лету. Как развить обучаемость ребёнка и возможно ли это?
Ученые и психологи дают разные определения обучаемости: например, «диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе» у Б. Зейгарника или «система интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях» у З. Калмыковой.Однако все специалисты сходятся в том, что
Обучаемость – важнейшее условие для развития человека. В широком смысле это – проявление приспособляемости к быстро меняющимся условиям, аспект биологической защиты человека.
Значение обучаемости вырастает в те периоды, когда окружающая среда меняется быстрее всего, а значит, многократно увеличивается поток новых знаний. Это момент перехода из дошкольного периода в школьный, начало обучения в университете, старт профессиональной карьеры. Обучаемость не уходит на второй план после окончания всех учебных заведений: способность быстро усваивать новые знания – важнейшее качество для профессионала, умение быстро расти и учиться (в том числе и на своих ошибках) – необходимый навык лидера и любого человека, который находится на руководящей должности.
При этом обучаемость – комплексное понятие, на уровень обучаемости влияют сразу несколько характеристик человека: умственные способности, память, способность к вниманию и концентрации, характер и темперамент, волевые характеристики, а также мотивация самого ребенка. Чтобы повысить обучаемость, необходимо работать над каждой из этих характеристик.
Как развить обучаемость?
1. Работа над интеллектом. Сюда входит
умение мыслить логически, находить аналогии и сопоставлять,
владение различными системами – образной, знаковой, речевой,
а также эрудиция.
Развивать все это надо с дошкольного возраста при помощи заданий, общения, сказок, вопросов и ответов. Важно не ограничиваться занятиями с ребенком дома, а подходить к этому неформально. Например, задавать ребенку вопросы («как думаешь, чем питаются эти белки в парке?»), в то время пока вы идете по улице и обсуждать с ним варианты ответа, делиться догадками и знаниями.
2. Развитие памяти.
Подробно о том, как развить и улучшить память ребенка, мы писали в другом нашем материале. Но если кратко: для начала нужно провести «диагностику» память, определившись с ее состоянием. Развивать память можно при помощи мнемотехник, специальных игр, важную роль играет питание и грамотный режим дня.
3. Работа над концентрацией внимания.
Томас Эдисон говорил, что гений – это 1% таланта и 99 % труда. Мы с ним совершенно согласны. Вне зависимости от возраста ребёнка ему уже приходится трудиться над тем, чтобы удерживать внимание. Усидчивость ребенка – качество, над которым можно и нужно работать. Методы могут быть совершенно разными: ходить с ребенком в театр, где длительное действие сочетается со зрелищностью, заниматься с ним дома, наблюдая за количеством времени, которое он способен «не переключаться» и постепенно увеличивать нагрузку. Главное в этом – систематичность. И, конечно, ограничить использование гаджетов во время дня: о том, что современные дети испытывают большие проблемы с внимательностью и усидчивостью из-за привычки не расставаться со смартфоном, написано немало исследований. Например, в маркетинговом исследовании «Сбербанка», охватившем людей от 5 до 25 лет говорится о том, что средняя продолжительность концентрации внимания детей нового поколения на одном объекте – 8 секунд. А наличие гаджетов у ребенка в школе может снизить эту цифру до нуля.
4. Учет личностных характеристик.
Необходимо учитывать набор качеств человека и его темперамент в работе над обучаемостью. Например, ярко выраженный холерик вряд ли успешно разберет с вами дроби или таблицу умножения после обеда – ему просто не усидеть на месте. Стоит дать ему выплеснуть энергию – побегать, поиграть в футбол, сходить на каток, а затем уже продолжить обучение.
5. Повышение интереса к знаниям.
Мотивация – ключ к успеху в любом деле и возрасте, будь то обучение ребенка азам биологией или работа над серьезнейшим проектом. Человеку должно быть интересно то, чем он занимается. И пусть не каждый учитель может привить ребенку интерес (и не к каждой теме), эстафетную палочку здесь могут подхватить родители. Как это применить, например, в изучении математики? Предложить посчитать все машины красного цвета по дороге домой. Дать самостоятельно посчитать мелочь и расплатиться на кассе. Любознательность – качество, которое очень помогает в обучении: интерес к новым знаниям становится частью характера. Это качество не дается от природы: его можно развивать, показывая определенную модель поведения. Задавайте вопросы «Как ты думаешь, почему зимой холоднее, чем летом?», «Как плавают утки?» и обсуждайте варианты ответа вместе с ребенком.
6. Помогайте и интересуйтесь сами.
В какой-то степени, это продолжение предыдущего пункта с мотивацией. Ребенку важно понимать, что родители рады его успехам (причем не оценками, а именно самим фактом получения новых знаний). Поэтому стоит чаще интересоваться тем, что ребенок проходит в школе, расспрашивать не только о сути пройденного материала, но и об отношении ребенка к нему, «закреплять» пройденное вместе со школьником дома. Осознание того, что родителям важен и интересен процесс обучения необходимо для ребенка.
7. Прививайте самообучение.
Обучаемость – это еще и способность к самообучению. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в процессе начинает играть самостоятельное приобретение знаний. Развивать этот навык необходимо с раннего детства. Например, разобрать повторно дома с ребенком тему, которая оказалась для него сложной, задавая ему вопросы и подталкивая к правильному ответу. Дать почитать книжку (разумеется, в соответствии с возрастом) и задать по ней вопросы.
Ключевой фактор в успехе работы над обучаемостью – систематичность. Скорее всего, мгновенный результат появится не сразу: вряд ли ребенок тут же станет проявлять чудеса сообразительности и интеллекта. Чтобы показатели его обучаемости увеличились, должно пройти время, но результат обязательно будет. А самое главное – ряд хороших привычек (умение задавать себе вопросы, усидчивость, любознательность, самоанализ), которые появятся у ребенка, помогут ему в дальнейшей жизни. Ведь не зря еще в древнем мире говорили: «Посеешь привычку – пожнешь характер , посеешь характер – пожнешь судьбу».