СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа классного руководителя с родителями школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Цель педагогического лектория- привлечь внимание родителей к современным требованиям воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя с родителями школьников»

Работа классного руководителя с родителями школьников.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей школьника, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса.

Среди видов родительских собраний можно выделить:

- организационные (перед предстоящей экскурсией детей или подготовке к многодневному походу);

- собрания по плану психолого - педагогического просвещения (лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками);

- тематические;

- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,

- итоговые (четвертные) и т.д.

Примерная структура родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).

5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выра­жать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родите­лей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.

Подготовка собрания

1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.

2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.

3. Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выно­симых на собрание.

4. Продумать, где родители будут оставлять верхнюю одежду, кто и как встретит их в учебном заведении.

5. Продумать выставочный или информационный материал.

6. Определить, кого из преподавателей - предметников или других специалистов можно пригласить.

7. Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в клас­се - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

Принципы проведения родительского собрания

4.1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.

Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Одной из форм взаимодействия является создание в школе информационных писем для родителей (письмо родителям), под которым нами понимается печатный или электронный документ, утвержденный на уровне образовательного учреждения, передаваемый родителям учащихся школы и содержащий информацию о достижениях учащегося и условиях, созданных для образования.

Приведем, в качестве примера, основные моменты, которые могут быть отражены в письме родителям:

1. Обращение к родителям.

2. Информация об учебных знаниях, умениях, навыках;

·  уровень знаний, умений и навыков;

·  успехи и предпочтения ребенка по отношению к отдельным предметам;

·  характер усвоения учебного материала;

·  активность ребенка на уроке;

·  неудачи и их причины;

·  промежуточные или итоговые оценки успеваемости и др.

3. Характер взаимоотношений:

·  со сверстниками;

·  учителями;

·  лидерство ребенка в классе и школе;

·  поведение на уроке, переменах.

4. Участие в школьной жизни, классного коллектива

·  активность участия в мероприятиях в классе и школе;

·  роли в мероприятиях школы (наблюдатель, организатор, исполнитель и др.);

·  успехи;

·  грамоты и благодарственные письма и др.

5. Развитие творчества

·  посещение кружков, секций; их влияние на учебный процесс и развитие ребенка;

·  уровень развития творческих способностей и склонностей;

·  предложения по развитию творческих способностей и др.

6. Приглашение к сотрудничеству, предложения взаимодействия в планируемых мероприятиях.

7. Советы, рекомендации по воспитанию детей.

8. Благодарность родителям.

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”.

  • встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”.

  • встречи Родительского комитета, с администрацией школы: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”.

  • встреча с юристом: “Права и обязанности ребенка ”.

Родители вовлечены в образовательный процесс, во внеурочную деятельность с помощью следующих форм деятельности:

- дней творчества детей и их родителей;

- открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

- шефской помощи.

Наша  задача – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.о. родители становятся активными участниками образовательного процесса при реализации ФГОС.

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, по­этому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам следующий план:

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родите­лей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспи­тании ребенка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи.

дружелюбный тон обращения друг к другу;

изменчивый, противоречивый характер отношений;

своеобразная автономность каждого члена в семье

3. Цель домашнего воспитания ребенка.

4. Степень осознания родителями особой роли школьного пе­риода детства в формировании личности ребенка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка, здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей

наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению,

ограниченность знаний и податливость к педагогическому про­свещению;

низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобрете­нию.

7. Особенности воспитательных воздействий:

участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания, член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, ус­ловий для полноценного развития ребенка.

8. Организация совместных форм деятельности в семье:

общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семей­ные дела, заботы;

дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к школьному учреждению.

высоко оценивают образовательные возможности школы и готовы сотрудничать;

настороженно и недоверчиво относятся к школе, не ви­дят необходимости сотрудничества;

перекладывают все воспитательные функции на школу, к сотрудничеству не готовы;

безразлично относятся к школе, не озабочены воспита­нием собственного ребенка.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с по­мощью различных методов, среди которых наиболее распростра­ненными являются методы беседы, наблюдения.

Выполняя сформулированные правила и советы, можно наладить взаимодействие с родителями трудных детей:

1. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда психолог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

Другими словами, основная цель беседы с родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение, а в том, чтобы объединить усилия школы и семьи.

2. Важно обсудить проблему, а не личные качества ученика. Важно, чтобы в процессе беседы психолог не «переходил на личность». Положительных результатов беседы с родителями трудно достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. В итоге психолог (или педагог) окончательно лишится поддержки родителей.

Чтобы избежать такого результата, необходимо направить беседу на обсуждение проблем воспитания, сформулировать перед родителями психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение.

Продумайте с родителями и другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали уверенность психолога в том, что проблема может быть решена.

3. Необходимо учитывать личные интересы родителей. Если психолог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать ребенка на рыбалку, на художественные выставки, в театр, то эффективность «педагогического воздействия» на ребенка намного повысится. Можно посоветовать родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами: чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д.

Случается так, что на беседу приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае задача психолога состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Важно заинтересовать родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.

4. Влияние генетики. Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый педагог и психолог, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из неблагополучной семьи выходил успешный ребенок и, наоборот, из «успешной, благополучной» — «неуспешный, неблагополучный».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!