Работа классного руководителя с родителями школьников.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей школьника, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса.
Среди видов родительских собраний можно выделить:
- организационные (перед предстоящей экскурсией детей или подготовке к многодневному походу);
- собрания по плану психолого - педагогического просвещения (лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками);
- тематические;
- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
- итоговые (четвертные) и т.д.
Примерная структура родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).
2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).
3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).
4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).
5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.
Подготовка собрания
1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.
3. Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.
4. Продумать, где родители будут оставлять верхнюю одежду, кто и как встретит их в учебном заведении.
5. Продумать выставочный или информационный материал.
6. Определить, кого из преподавателей - предметников или других специалистов можно пригласить.
7. Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.
Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.
Принципы проведения родительского собрания
4.1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
4.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
4.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.
Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.
Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Одной из форм взаимодействия является создание в школе информационных писем для родителей (письмо родителям), под которым нами понимается печатный или электронный документ, утвержденный на уровне образовательного учреждения, передаваемый родителям учащихся школы и содержащий информацию о достижениях учащегося и условиях, созданных для образования.
Приведем, в качестве примера, основные моменты, которые могут быть отражены в письме родителям:
1. Обращение к родителям.
2. Информация об учебных знаниях, умениях, навыках;
· уровень знаний, умений и навыков;
· успехи и предпочтения ребенка по отношению к отдельным предметам;
· характер усвоения учебного материала;
· активность ребенка на уроке;
· неудачи и их причины;
· промежуточные или итоговые оценки успеваемости и др.
3. Характер взаимоотношений:
· со сверстниками;
· учителями;
· лидерство ребенка в классе и школе;
· поведение на уроке, переменах.
4. Участие в школьной жизни, классного коллектива
· активность участия в мероприятиях в классе и школе;
· роли в мероприятиях школы (наблюдатель, организатор, исполнитель и др.);
· успехи;
· грамоты и благодарственные письма и др.
5. Развитие творчества
· посещение кружков, секций; их влияние на учебный процесс и развитие ребенка;
· уровень развития творческих способностей и склонностей;
· предложения по развитию творческих способностей и др.
6. Приглашение к сотрудничеству, предложения взаимодействия в планируемых мероприятиях.
7. Советы, рекомендации по воспитанию детей.
8. Благодарность родителям.
родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”.
встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”.
встречи Родительского комитета, с администрацией школы: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”.
встреча с юристом: “Права и обязанности ребенка ”.
Родители вовлечены в образовательный процесс, во внеурочную деятельность с помощью следующих форм деятельности:
- дней творчества детей и их родителей;
- открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;
- шефской помощи.
Наша задача – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.о. родители становятся активными участниками образовательного процесса при реализации ФГОС.
Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам следующий план:
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи.
дружелюбный тон обращения друг к другу;
изменчивый, противоречивый характер отношений;
своеобразная автономность каждого члена в семье
3. Цель домашнего воспитания ребенка.
4. Степень осознания родителями особой роли школьного периода детства в формировании личности ребенка.
5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка, здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей
наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению,
ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных воздействий:
участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания, член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.
8. Организация совместных форм деятельности в семье:
общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;
дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к школьному учреждению.
высоко оценивают образовательные возможности школы и готовы сотрудничать;
настороженно и недоверчиво относятся к школе, не видят необходимости сотрудничества;
перекладывают все воспитательные функции на школу, к сотрудничеству не готовы;
безразлично относятся к школе, не озабочены воспитанием собственного ребенка.
План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются методы беседы, наблюдения.
Выполняя сформулированные правила и советы, можно наладить взаимодействие с родителями трудных детей:
1. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда психолог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Другими словами, основная цель беседы с родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение, а в том, чтобы объединить усилия школы и семьи.
2. Важно обсудить проблему, а не личные качества ученика. Важно, чтобы в процессе беседы психолог не «переходил на личность». Положительных результатов беседы с родителями трудно достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. В итоге психолог (или педагог) окончательно лишится поддержки родителей.
Чтобы избежать такого результата, необходимо направить беседу на обсуждение проблем воспитания, сформулировать перед родителями психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение.
Продумайте с родителями и другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали уверенность психолога в том, что проблема может быть решена.
3. Необходимо учитывать личные интересы родителей. Если психолог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать ребенка на рыбалку, на художественные выставки, в театр, то эффективность «педагогического воздействия» на ребенка намного повысится. Можно посоветовать родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами: чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д.
Случается так, что на беседу приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае задача психолога состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Важно заинтересовать родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.
4. Влияние генетики. Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый педагог и психолог, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из неблагополучной семьи выходил успешный ребенок и, наоборот, из «успешной, благополучной» — «неуспешный, неблагополучный».