СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 6 класс.УМК В.В. Пасечник. Пояснительная записка, учебно - тематической, календарно - тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«рабочие программы по биологии»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273 (гл.2 ст.11,12,13);

- Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17.12.10 г. № 1897);

- Примерной основной общеобразовательной программы ООО (www. fgosreestr.ru.2);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ»;

-Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ»;

-Авторской программы для 5- 9 классов В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология. 6кл. Многообразие покрытосеменных растений В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013 г.

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.

Специфика и значение учебного предмета «Биология» для решения общих целей и задач образования

В 6 классе учащиеся узнают, особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов - растений, их практическую значимость; научатся применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь

на Земле.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, практических работ. Для понимания учашимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает направленно

воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.





 Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Раздел 3. Классификация растений (7 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Планируемые предметные результаты на конец учебного года

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов (роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснения роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах - органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностей строения клеток, тканей, органов растений и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.В ценностно - ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

3.В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями; выращивания и размножения культурных растений и уход за ними.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств.


Учащиеся научатся:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов - растений, их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и

инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.




Требования к уровню освоения учащимися программы биология в 6 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; природных сообществ;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,

дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности растительного организма, круговорот веществ и превращения энергии в природе;

уметь

 объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;

 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

 проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

 выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.




Формы организации учебных занятий:

1.Урок изучения нового материала

  • Урок - лекция

  • Урок - беседа

  • Урок с использованием учебного кинофильма

  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

  • Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2.Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

  • Урок самостоятельных работ

  • Урок - лабораторная работа

  • Урок практических работ

  • Урок - экскурсия

  • Семинар

3.Урок обобщения и систематизации

4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:

  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)

  • письменная проверка

  • зачет

  • зачетные практические и лабораторные работы

  • контрольная (самостоятельная) работа

  • смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5.Комбинированный урок

 Основные виды учебной деятельности

Индивидуальная

Парная форма

Кооперативно-групповая

Индивидуально-групповая


- определение биологических понятий;

- проведение и описание фенологических наблюдений;

- составление плана текста и оформление отчета;

- получение информации из различных источников;

- работа с лупой и микроскопом;

- приготовление микропрепаратов;

- оформление результатов лабораторной работы;

- работа с текстом и иллюстрациями учебника;

- описание объектов раздаточного материала;

- составление сообщений на основе материалов учебника и дополнительных источников.






Учебно – тематический план.




п/п.

Тема

Количество часов

В том числе

контрольные уроки

лабораторные и практические работы

демонстрации

1.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

15


 13

6

2.

Раздел 2. Жизнь растений

11

1

 3

6

3.

Раздел 3. Классификация растений


7

1

1

1

4.

Раздел 4. Природные сообщества


2




 

Итого

35

2

17

13







Календарно – тематическое планирование.


урока п/п

наименование

раздела, темы

количество часов

дата проведения (по плану)

дата фактического проведения

примечания

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов).


1.

Строение семян двудольных растений.

Лабораторная работа 1

«Изучение строения семян двудольных растений».

1

01.09



2.

Строение семян однодольных растений.

Лабораторная работа 2

«Изучение строения семян однодольных растений».

1

08.09



3.

Виды корней. Типы корневых систем.

Лабораторная работа 3

«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы».

1

15.09



4.

Строение корней.

Лабораторная работа 4

«Корневой чехлик и корневые волоски».

1

22.09



5.

Условия произрастания и видоизменения корней.


1

29.09



6.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Лабораторная работа 5

«Строение почек. Расположение почек на стебле».

1

06.10



7.

Внешнее строение листа.

Лабораторная работа 6

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

1

13.10



8.

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Лабораторные работы 7-8

«Строение кожицы листа»

«Клеточное строение листа».

1

20.10



9.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Лабораторная работа 9

«Внутреннее строение ветки дерева».

1

27.10



10.

Видоизменение побегов.

Лабораторная работа 10

«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица».

1

10.11



11.

Цветок и его строение.

Лабораторная работа 11

«Изучение строения цветка».

1

17.11



12.

Соцветия.

Лабораторная работа 12

«Ознакомление с различными видами соцветий».

1

24.11



13.

Плоды и их классификация.

Лабораторная работа 13

«Ознакомление с сухими и сочными плодами».

1

01.12



14.

Распространение плодов и семян.


1

08.12



15.

Контрольное тестирование за 1 полугодие.


1

15.12



Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

16.

Минеральное питание растений.


1

22.12



17.

Фотосинтез.


1

29.12



18.

Дыхание растений.


1

12.01



19.

Испарение воды растениями. Листопад.


1

19.01



20.



Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Лабораторная работа 14

«Передвижение веществ по побегу растения».

1

26.01



21.

Прорастание семян.

Лабораторная работа 15

«Определение всхожести семян растений и их посев».

1

02.02



22.

Способы размножения растений.


1

09.02



23.

Размножение споровых растений.


1

16.02



24.

Размножение семенных растений.


1

02.03



25.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лабораторная работа 16

«Вегетативное размножение комнатных растений».

1

09.03



26.

Урок – обобщения по теме: «Жизнь растений»


1

16.03



Раздел 3. Классификация растений (7 часов)

27.

Систематика растений.


1

23.03



28.

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

1

06.04



29.

Семейства Пасленовые и Бобовые.


1

13.04



30.

Семейство Сложноцветные.


1

20.04



31.

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

Лабораторная работа 17

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

1

27.04



32.

Важнейшие сельскохозяйственные растения.


1

04.05



33.

Контрольное тестирование за 2 полугодие.


1

11.05



Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

34.

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ.

Экскурсия

Природное сообщество и человек

1

18.05



35.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1

25.05








УМК, используемый при работе по данной программе:

1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.

2.Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.

3. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин,Г.Г. Швецов.

Биология 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений.

4. Биология. 6 кл. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.

5.В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.

6. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru.


Дополнительная литература для учителя:

1.А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учебная литература» , 1996.-192 с.

2.Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.

3.Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. – сост. С.Н.Лебедев.- М.: Глобус, 2008.-108 с.

4.Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., М.: Высшая школа., 1991.- 350с.

5.Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. – изд. 6, М.: изд. «Высшая школа», 2003-491 с.

6.Э.В.Семенов ,С.Г. Мамонтов,В.Л. Коган . Биология: Пособие для поступающих вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова.- М.: Высшая школа, 1984.- 352с.


Список дополнительной литературы для учащихся:

1.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

2.Журнал «Биология для школьников».

3.Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».

4.Красная книга России.

5.Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

6.Н.М.Верзилин. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и ст. школьного возраста.- М.: Просвещение, 1994.-218 с.


Электронные издания:

1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

2.1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико

3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

4.Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».


Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion










15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!