Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273 (гл.2 ст.11,12,13);
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17.12.10 г. № 1897);
- Примерной основной общеобразовательной программы ООО (www. fgosreestr.ru.2);
-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ»;
-Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ»;
-Авторской программы для 5- 9 классов В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология. 6кл. Многообразие покрытосеменных растений В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013 г.
Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.
Специфика и значение учебного предмета «Биология» для решения общих целей и задач образования
В 6 классе учащиеся узнают, особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов - растений, их практическую значимость; научатся применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь
на Земле.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, практических работ. Для понимания учашимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает направленно
воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Раздел 3. Классификация растений (7 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Планируемые предметные результаты на конец учебного года
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов (роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснения роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах - органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностей строения клеток, тканей, органов растений и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно - ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
3.В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями; выращивания и размножения культурных растений и уход за ними.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств.
Учащиеся научатся:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов - растений, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Требования к уровню освоения учащимися программы биология в 6 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; природных сообществ;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности растительного организма, круговорот веществ и превращения энергии в природе;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Формы организации учебных занятий:
1.Урок изучения нового материала
Урок - лекция
Урок - беседа
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
2.Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Урок самостоятельных работ
Урок - лабораторная работа
Урок практических работ
Урок - экскурсия
Семинар
3.Урок обобщения и систематизации
4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:
Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка
зачет
зачетные практические и лабораторные работы
контрольная (самостоятельная) работа
смешанный урок (сочетание трех первых видов)
5.Комбинированный урок
Основные виды учебной деятельности
Индивидуальная
Парная форма
Кооперативно-групповая
Индивидуально-групповая
- определение биологических понятий;
- проведение и описание фенологических наблюдений;
- составление плана текста и оформление отчета;
- получение информации из различных источников;
- работа с лупой и микроскопом;
- приготовление микропрепаратов;
- оформление результатов лабораторной работы;
- работа с текстом и иллюстрациями учебника;
- описание объектов раздаточного материала;
- составление сообщений на основе материалов учебника и дополнительных источников.
Учебно – тематический план.
№ п/п. | Тема | Количество часов | В том числе |
контрольные уроки | лабораторные и практические работы | демонстрации |
1. | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | | 13 | 6 |
2. | Раздел 2. Жизнь растений | 11 | 1 | 3 | 6 |
3. | Раздел 3. Классификация растений | 7 | 1 | 1 | 1 |
4. | Раздел 4. Природные сообщества | 2 | | | |
| Итого | 35 | 2 | 17 | 13 |
Календарно – тематическое планирование.
№ урока п/п | наименование раздела, темы | количество часов | дата проведения (по плану) | дата фактического проведения | примечания |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов). |
1. | Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа 1 «Изучение строения семян двудольных растений». | 1 | 01.09 | | |
2. | Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа 2 «Изучение строения семян однодольных растений». | 1 | 08.09 | | |
3. | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа 3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы». | 1 | 15.09 | | |
4. | Строение корней. Лабораторная работа 4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | 1 | 22.09 | | |
5. | Условия произрастания и видоизменения корней. | 1 | 29.09 | | |
6. | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | 1 | 06.10 | | |
7. | Внешнее строение листа. Лабораторная работа 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | 1 | 13.10 | | |
8. | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторные работы 7-8 «Строение кожицы листа» «Клеточное строение листа». | 1 | 20.10 | | |
9. | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа 9 «Внутреннее строение ветки дерева». | 1 | 27.10 | | |
10. | Видоизменение побегов. Лабораторная работа 10 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица». | 1 | 10.11 | | |
11. | Цветок и его строение. Лабораторная работа 11 «Изучение строения цветка». | 1 | 17.11 | | |
12. | Соцветия. Лабораторная работа 12 «Ознакомление с различными видами соцветий». | 1 | 24.11 | | |
13. | Плоды и их классификация. Лабораторная работа 13 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | 1 | 01.12 | | |
14. | Распространение плодов и семян. | 1 | 08.12 | | |
15. | Контрольное тестирование за 1 полугодие. | 1 | 15.12 | | |
Раздел 2. Жизнь растений (11 часов) |
16. | Минеральное питание растений. | 1 | 22.12 | | |
17. | Фотосинтез. | 1 | 29.12 | | |
18. | Дыхание растений. | 1 | 12.01 | | |
19. | Испарение воды растениями. Листопад. | 1 | 19.01 | | |
20. | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа 14 «Передвижение веществ по побегу растения». | 1 | 26.01 | | |
21. | Прорастание семян. Лабораторная работа 15 «Определение всхожести семян растений и их посев». | 1 | 02.02 | | |
22. | Способы размножения растений. | 1 | 09.02 | | |
23. | Размножение споровых растений. | 1 | 16.02 | | |
24. | Размножение семенных растений. | 1 | 02.03 | | |
25. | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа 16 «Вегетативное размножение комнатных растений». | 1 | 09.03 | | |
26. | Урок – обобщения по теме: «Жизнь растений» | 1 | 16.03 | | |
Раздел 3. Классификация растений (7 часов) |
27. | Систематика растений. | 1 | 23.03 | | |
28. | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 1 | 06.04 | | |
29. | Семейства Пасленовые и Бобовые. | 1 | 13.04 | | |
30. | Семейство Сложноцветные. | 1 | 20.04 | | |
31. | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Лабораторная работа 17 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». | 1 | 27.04 | | |
32. | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | 1 | 04.05 | | |
33. | Контрольное тестирование за 2 полугодие. | 1 | 11.05 | | |
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа) |
34. | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия Природное сообщество и человек | 1 | 18.05 | | |
35. | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 | 25.05 | | |
УМК, используемый при работе по данной программе:
1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.
2.Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.
3. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин,Г.Г. Швецов.
Биология 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений.
4. Биология. 6 кл. Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.
5.В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.
6. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru.
Дополнительная литература для учителя:
1.А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учебная литература» , 1996.-192 с.
2.Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.
3.Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. – сост. С.Н.Лебедев.- М.: Глобус, 2008.-108 с.
4.Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., М.: Высшая школа., 1991.- 350с.
5.Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. – изд. 6, М.: изд. «Высшая школа», 2003-491 с.
6.Э.В.Семенов ,С.Г. Мамонтов,В.Л. Коган . Биология: Пособие для поступающих вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова.- М.: Высшая школа, 1984.- 352с.
Список дополнительной литературы для учащихся:
1.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
2.Журнал «Биология для школьников».
3.Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
4.Красная книга России.
5.Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
6.Н.М.Верзилин. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и ст. школьного возраста.- М.: Просвещение, 1994.-218 с.
Электронные издания:
1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2.1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико
3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
4.Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
15