СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по биологии 2016-2017 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы разработаны: 6 класс по программе Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» Авторы Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. – М.: «Дрофа», 9 класс Программы для общеобразовательных учреждений, учебник "Биология для 9 класса «Биология. Общие закономерности» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е. Т. Захаровой. – М. «Дрофа»

Просмотр содержимого документа
«РП Биология 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрищевская основная общеобразовательная школа





«Рассмотрено»


на заседании

ШМО учителей-предметников

Протокол № ____
от «__» __________2015 г.



«Утверждено»


на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «25» августа 2015 г.


_____________/_________________/

ФИО


«Приложение»


к приказу №43

от «25» августа 2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«Биология. Общие закономерности»

9 класс




Учитель

Федоненкова Елена Ивановна

I категория







2016 – 2017 учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Биология для 9 класса «Биология. Общие закономерности» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е. Т. Захаровой. – М. «Дрофа», 2010 г.


Программа в 9 классе рассчитана на 70 часов.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы отводится 68 часов (2 часа в неделю). Так как окончание учебного года в выпускных классах завершается на 1 учебную неделю раньше, что составляет 34 учебные недели.

Сокращение часов – за счет резервных уроков (2 часа)


Изучение данной программы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


При составлении рабочей программы использованы методические рекомендации авторов программы. В программу никаких изменений не внесено.


Резервные часы в количестве 5 часов распределяются следующим образом:


1 час на изучение темы «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция»;

2 часа на изучение темы «Развитие жизни на Земле»;

1 час на изучение темы «Химическая организация клетки»;

1час на изучение темы «Структура и функции клеток».

Учебно-методические средства обеспечения:


  1. 1. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. «Биология. Общие закономерности» Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2010.

  2. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. «Биология. Общие закономерности». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011;

  3. О. П. Дудкина. Биология. 6-11 классы: поурочные тесты, разноуровневые задания. – Волгоград «Учитель», 2011;

  4. А. С. Машенков. Биология. Олимпиады 7-8 классы. – Волгоград «Корифей», 2009;

  5. СД. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Навигатор. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. – М.: «Дрофа», 2011.

 

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Календарно-тематическое планирование


Программная тема

урока

Тема урока

Дата


РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ

(1 ЧАС)



1

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей

2.09.


РАЗДЕЛ 2.

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

(21 ЧАС + 3 ЧАСА ИЗ РЕЗЕРВА)


Тема 1. Многообразие животного мира. Основные свойства живых организмов

(2 ч)


2

Основные свойства живых организмов


8.09.

3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие


9.09.

Тема 2.

Развитие биологии в додарвиновский период

(2 ч)

4

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных

15.09.

5

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка


16.09.

Тема 3.

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 ч)


6

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

22.09.

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

23.09.

8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица

29.09.

9

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства

30.09.

10

Борьба за существование и естественный отбор

6.10.

Тема 4.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

(2 ч)

11

Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания

07.10.

12

Выявление приспособленности к среде обитания

Практическая работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

13.10.

Тема 5.

Микроэволюция

(2 ч)


13

Вид, его критерии и структура

Практическая работа № 2 «Изучение критериев вида на сортах культурных растений»


14.10.

14

Популяция. Видообразование

20.10.

Тема 6.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

(3 ч)

+ 1 ч из резерва

15

Биологические последствия адаптации

21.10.

16

Пути достижения биологического прогресса

27.10.

17

Главные направления эволюции

28.10.

18

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации

10.11.

Тема 7.

Возникновение жизни на Земле

(2 ч)

19

Современные представления о происхождении жизни

11.11.

20

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни

17.11.

Тема 8.

Развитие жизни на Земле

(3 ч)

+ 2 ч из резерва

21

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры

18.11.

22

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру

24.11.

23

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры

25.11.

24

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

1.12.

25

Свойства человека как биологического вида

2.12.


РАЗДЕЛ 3.

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

(10 ЧАСОВ + 2 ЧАСА ИЗ РЕЗЕРВА)


Тема 1.

Химическая организация клеток

(2 ч)

+ 1 ч из резерва

26

Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества

8.12.

27

Органические вещества клетки. Белки. Углеводы. Жиры



9.12.

28

Органически вещества клетки. Нуклеиновые кислоты


15.12.

Тема 2.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

(3 ч)

29

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

16.12.

30

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов

22.12.

31

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание


23.12.

Тема 3.

Строение и функции клеток

(5 ч)

+ 1 ч из резерва

32

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий

12.01.

33

Эукариотическая клетка. Мембрана, цитоплазма, ядро

13.01.

34

Изучение клеток растений и животных

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

19.01.

35

Деление клеток

20.01.

36

Клеточная теория строения организмов

26.01.

37

Вирусы – неклеточная форма жизни



РАЗДЕЛ 4.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

(5 ЧАСОВ)


Тема 1.

Размножение организмов

(2 ч)

38

Размножение. Бесполое размножение

27.01.

39

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Оплодотворение

2.02

Тема 2.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

(3 ч)

40

Онтогенез. Эмбриональный период развития

3.02.

41

Онтогенез. Постэмбриональный период развития

9.02.

42

Общие закономерности развития


10.02


РАЗДЕЛ 5.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

(20 ЧАСОВ)


Тема 1.

Закономерности наследования признаков

(10 ч)

43

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя

16.02

44

Законы Менделя. Закон доминирования

17.02

45

Законы Менделя. Неполное доминирование. Второй закон Менделя (закон расщепления)

24.02.

46

Законы Менделя. Закон чистоты гамет

02.02.

47

Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

03.03.

48

Анализирующее скрещивание

9.03.

49

Сцепленное наследование генов

10.03.

50

Гентическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

16.03.

51

Лабораторная работа № 2 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных»

17.03.

52

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

23.03.


Тема 2.

Закономерности изменчивости

(6 ч)

53

Наследственная (генотипическая) изменчивость

24.03.

54

Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии

6.04

55

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости

8.04

56

Фенотипическая (модификационная) изменчивость

13.04.

57

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств

Практическая работа № 3 «Изучение изменчивости»

14.04.

58

Лабораторная работа № 3 «Построение вариационного ряда и кривой»

20.04.

Тема 3.

Селекция растений, животных и микроорганизмов

(4 ч)

59

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений

21.04.

60

Методы селекции растений и животных

26.04.

61

Селекция микроорганизмов

28.04.

62

Достижения и основные направления современной селекции

4.05.


РАЗДЕЛ 6.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

(5 ЧАСОВ)


Тема 1.

Биосфера, ее структура и функции

(3 ч)

63

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе

5.05.

64

Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы.

Видовое разнообразие

11.05.

65

Пищевые связи в экосистемах.

Составление схем передачи веществ и энергии.

12.05.

Тема 2.

Биосфера и человек

(2 ч)

66

Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере

18.05.

67

Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы

19.05.

Заключение

(1 ч)

68

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин.

Обобщающее тестирование.

25.05.




Просмотр содержимого документа
«РП по биологии 6 класс»

Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школы в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» Авторы Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. – М.: «Дрофа», 2013.

Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественно-научные предметы».

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме: в 6 классе — 35 ч.

На изучение предмета в 6 классе отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта под редакцией А. А. Плешакова, Н. И. Сонина



Планируемые результаты:

В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.


Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Знать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




Содержание тем учебного предмета

Раздел 1. Строение живых организмов (9 ч)


Тема 1.1. Клетка – живая система (1 ч)

Лабораторные и практические работы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).


Тема 1.2. Деление клеток (1 ч)


Тема 1.3. Ткани растений и животных (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Ткани живых организмов.


Тема 1.4. Органы цветковых растений (3 ч)

Лабораторные и практические работы. Распознание органов у растений и животных.

Тема 1.5. Органы и система органов животных (1 ч)

Лабораторные и практические работы. Распознание органов у растений и животных.


Тема 1.6. Что мы узнали о строении живых организмов (1 ч)



Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (24 ч)


Тема 2.1. Питание и пищеварение (З ч)

Тема 2.2. Дыхание (2 ч)


Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.


Тема 2.4. Выделение (2 ч).

Тема 2.5. Опорные системы (2 ч).

Лабораторные и практические работы. Разнообразие опорных систем животных.


Тема 2.6. Движение (2 ч).

Лабораторные и практические работы. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)


Тема 2.8. Размножение (3 ч)

Лабораторные и практические работы. Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).



Тема 2.9. Рост и развитие (3 ч)

Лабораторные и практические работы. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).


Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч)


Тема 2.11. Что мы узнали о жизнедеятельности организмов (1 ч)


Резервное время (2 ч)








































Календарно – тематическое планирование


п/п

Название темы урока

Лабораторные и практические работы

Дата

Коррект. даты

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Входной контроль

Тестирование

02.09.


Раздел 1.

Строение живых организмов

(9 ч.)

Клетка – живая система (1 ч)

2


Строение растительной и животной клетки.


Л\р.№1

«Строение клеток живых организмов».

08.09.


Деление клеток (1 ч)

3

Деление клетки. Митоз. Мейоз и их биологическое значение.

Тестирование

15.09.


Ткани растений и животных (2 ч)

4

Ткани растений.

Л\р. №2

«Ткани живых организмов»

22.09.


5

Ткани животных


29.09.


Органы цветковых растений (3 ч)

6

Органы цветкового растения. Корень. Побег.


06.10.


7

Стебель. Передвижение веществ по стеблю.

Тестирование

13.10.


8

Лист. Цветок. Плоды.

Л/ р №3

«Распознавание органов

у растений»

20.10.


Органы и системы органов животных (1 ч)

9

Органы и системы органов животных.

Л/ р №4

«Распознавание органов

у животных»

27.10.


10

Обобщающий урок

«Что мы узнали о строении живых организмов». Тестирование

Тестирование

10.11.


Раздел 2.

Жизнедеятельность организма

(24 ч)

Питание и пищеварение (3 ч)

11

Питание. Особенности питания растительного организма. Урок – презентация «Фотосинтез».


17.11.


12

Особенности питания животных.


24.11.


13

Пищеварение и его значение.

Тестирование


Дыхание (2 ч)

14

Дыхание растений.


01.12.


15

Дыхание животных.


08.12.


Передвижение веществ и энергии (2 ч)

16

Передвижение веществ в растительном организме.

Л\р. №5

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

15.12.


17

Передвижение органически веществ в животном организме.

Тестирование

22.12.


Выделение (2 ч)

18

Выделение у растений, грибов и животных.


12.01.


19

Обмен веществ у растений и животных

Тестирование

19.01.


Опорные системы (2 ч)

20

Опорные системы животных.

Л\р. №6

«Разнообразие опорных систем».

26.01.


21

Опорные системы растений.

Тестирование

02.02.


Движение (2 ч)

22

Движение как важнейшее свойство живых организмов.

Л\р. №7

«Движение инфузории туфельки».

09.02.


23

Движение многоклеточных животных.

Л\р. №8

«Особенности передвижения дождевого червя

16.02.


Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

24


Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость


02.03.


25

Нервная система. Рефлекс, инстинкт


09.03.


26

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

Тестирование

16.03.


Размножение (3 ч)

27

Размножение и его виды. Бесполое размножение.

Л/р № 9

«Определение всхожести семян»

23.03.


28

Половое размножение животных


06.04.


29

Половое размножение растений.

Тестирование

13.04.


Рост и развитие (3 ч)

30

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие


20.04.


31

Рост и развитие растений


27.04.


32

Рост и развитие животных организмов.

Тестирование

04.05.


Организм как единое целое (1 ч)

33

Организм как единое целое

Тестирование

11.05.


34

Обобщающий урок «Что мы узнали о жизнедеятельности организмов». Тестирование

Тестирование

18.05.


35

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

Тестирование

25.05.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!