СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства. Об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве. Проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к устойчивому развитию территорий

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Пояснительная записка


География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства. Об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве. Проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цель курса 10-11 классов: сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Задачи:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Место предмета в школьном учебном плане

Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов. Учебная нагрузка – 1 час в неделю. Изучение курса – 10-11 класс. Учебник - Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира. 10 класс, М.: Просвещение, 2007 г.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)

(68 часов)

Раздел. Введение. Освоение Земли человеком. (1 час)

Что изучает экономическая и социальная география мира. Освоение человеком Земли.

Общественно-экономические формации, цивилизации, эпоха Великих географических открытий.

Раздел 1. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации. Политическая карта мира. (5 часов).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Современная политическая карта мира и ее формирование. Типология государств. Политическая география и геополитика.

Практические работы

№1. «Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

№2. «Анализ ПГП страны» (по выбору или по вариантам)

Раздел 2. Природа и человек в современном мире. География мировых природных ресурсов (5 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

№3. «Составление схемы «Классификация природных ресурсов мира»

№4. «Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран мира».

Раздел 3. География населения мира. География религий и цивилизаций

(9 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Расовый и этнический состав населения мира. Религии: мировые, традиционные, этнические и универсальные

Практические работы

№5. «Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, составление демографического прогноза»

№6. «Сравнительная оценка трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения разных стран и регионов мира»

№7. «Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов»

Раздел 4. География мирового хозяйства (15 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

№8. «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

№9. «Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах, оценка степени развития»

№10. «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг».

Раздел 5. Регионы и страны мира ( 23 часа)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

№11 «Обоснование развития 2-3 отраслей хозяйства в одной из стран региона»

№12 «Составление классификационной таблицы «Характеристика субрегионов Зарубежной Европы»

№13 «Составление картосхемы главных промышленных и с/х районов Зарубежной Азии»

№14 «Характеристика специализации основных С\Х районов Китая»

№15 «Составление картосхемы внешних экономических связей Японии»

№16 «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с\х Индии

№17 «Составление картосхемы внешних экономических связей Австралии»

№18 «Составление сравнительной ЭГХ регионов Северной и Тропической Африки»

№19 «Составление катосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнения

№20 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Канады для жизни и хоз. деятельности человека»

№21 «Сравнительная ЭГХ развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки

Раздел 6. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества. Глобальные проблемы человечества (7 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

№22 «Описание одной из глобальных проблем человечества» ( по выбору или по вариантам)

№23 «Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества»

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Раздел 7. Россия в современном мире (3 часа)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Итого:

уроков в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.

практических работ в 10 классе – 10, в 11 классе - 13

Обобщающих уроков с элементами контроля знаний по темам курса - 7

Резервное время – 1 час.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

СТРАНЫ

АМЕРИКА: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама.

ЕВРОПА: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.

АЗИЯ: Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция.

АФРИКА: Ливия, Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ: Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея.

КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА И МЕГАЛОПОЛИСЫ: Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва.

Ограничений в знании политической карты мира быть не может.


КРУПНЕЙШИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

УГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина. Рурский - ФРГ. Аппалачский, Западный - США.

НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ РАЙОНЫ:

Персидского залива - Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ. Западно-Сибирский, Волго-Уральский - Россия. Каспийский - Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия, Великобритания, Дания, Бельгия. Западно - Канадский - Канада, США. Аляскинский, Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика. Оринокский, Маракайбский - Венесуэла. Сахарский - Алжир, Ливия. Гвинейского залива - Нигерия. Суматранский - Индонезия. Дацинский - Китай.

ЖЕЛЕЗНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Хаммерсли - Австралия. "Железнорудный треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия. Месторождения озера Верхнего - Канада, США. Сингхбум - Индия. Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара - Швеция. КМА - Россия.

МЕДНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Чукикамата - Чили. Штат Аризона - США. Западное - Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия. Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР.

БОКСИТОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ МИРА:

1. Средиземноморская - Франция, Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния.

2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун.

3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам.

4. Австралийская.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ ФОСФОРИТОВ:

Егорьевское, Камско - Вятское - Россия. Бьютт - США. Юсуфия - Марокко. Амман - Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское - Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ:

Соликамское - Россия. Саарско-Лотарингское - Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан.

АЛМАЗЫ ДОБЫВАЮТ: Россия, ЮАР, Заир.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в 10 классе

Общее распределение тем.

1.        Современные методы географических исследований.        2

2.        Современная политическая карта мира.        6

3.        Природа и человек в современном мире.        6

4.        Население мира        5

5.        НТР и мировое хозяйство        4

6.        География мирового хозяйства        10

        ИТОГО:        33+2 резерв

Практические работы.

№1 «Характеристика ПГП страны»

№2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

№3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»


урока

Тема урока


Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

КЭС

КПУ




Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической

информации.







1

Введение.Что изучает соц-эк.география

1

05.09



1.1

2.4.3


Раздел 2. Современная политическая карта мира- 3ч.







2

Политическая карта мира

1

12.09



1.1

2.4.3

3

Госуд.строй стран мира

1

19.09



1.1

2.4.3

4

Междунар.отношения.

1

26.09



1.1

2.4.3


Раздел 3.  Природа и человек в современном мире-3ч.







5

Взаимодействие природы и общества

1

3.10



6.4

2.1

6

Оценка природных ресурсов

1

10.10



6.4

2.1

7

Виды ресурсов

1

17.10



6.4

2.1

8

Виды ресурсов

1

24.10



6.4

2.1

9

Минеральные ,земельные ресурсы.

1

31.10



6.4

2.1

10

Водные, биологические ресурсы

1

15.11



6.4

2.1

11

Ресурсы Мирового океана, климатические, рекреац. ресурсы

1

22.11



6.4

2.1

12

Практ. раб. №2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

1

29.11



6.4

2.1

Загрязнение природы и охрана окружающей среды

1

05.12



6.4

2.1

Зачёт по теме « Природа и человек в современном мире»

1

12.12



6.4

2.1


Раздел 4. Население мира- 5ч.







1. Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство. Демографическая политика

1

19.12



3.3

3.4

3.7

1.3.1

1.3.3

2.6.2

2. Состав  (структура ) населения мира. Национальный и религиозный состав.

1

26.12



3.3

3.4

3.7

1.3.1

1.3.3

2.6.2

3. Размещение и миграции населения. Урбанизация

1

16.01



3.1

7.3.3

2.6.4

1.10.4

4. Практ. раб №3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

1

23.01



3.1

7.3.3

2.6.4

1.10.4

5. Зачёт по теме «Население мира»

1

30.01



3.1

7.3.3

2.6.4

1.10.4


Раздел 5. НТР и мировое хозяйство- 4ч.







1. НТР. Характерные черты и составные части

1

06.02



4.1

7.4

7.5

2.5

2. Мировое хозяйство. МГРТ.

1

13.02



4.1

7.4

7.5

2.5

3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

20.02



4.1

7.4

7.5

2.5

4. Факторы размещения производительных сил.

1

27.02



4.1

7.4

7.5

2.5


Раздел 6. География мирового хозяйства- 10ч.







1. Общая характеристика промышленности мира

1

06.03



4.1

7.4

7.5

2.5

2.Топливно – энергетический комплекс мира. Топливная промышленность

1

13.03



4.1

7.4

7.5

2.5

3. Электроэнергетика.

1

20.03



4.1

7.4

7.5

2.5

4. Горнодобывающая промышленность. Металлургия .

1

03.04



4.1

7.4

7.5

2.5

5. Машиностроение. Химическая промышленность

1

10.04



4.1

7.4

7.5

2.5

6. Лесная, легкая, пищевая отрасли

1

17.04



4.1

7.4

7.5

2.5

7. Сельское хозяйство.  Рыболовство мира

1

24.0408.05



4.1

7.4

7.5

2.5

8. География мирового транспорта.

1

15.05



4.1

7.4

7.5

2.5

9. Всемирные экономические отношения.

1

22.05



4.1

7.4

7.5

2.5

10.Зачет по  теме «География мирового хозяйства»

1

22.05



4.1

7.4

7.5

2.5

Обобщение

1




4.1

7.4

7.5

2.5

Обобщение





4.1

7.4

7.5

2.5











































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в 11 классе



1 ч. в неделю, 35 ч в год

Общее распределение тем.

11 класс

7.        Основные страны и регионы мира        28

8.        Россия в современном мире        3

9.        Современные глобальные  проблемы человечества.        3

        ИТОГО:        34 +1 резерв

Практические работы.

№1 «Составление ЭГХ страны»

№2 «Сравнение субрегионов Азии»

№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»


урока

Тема урока


Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

КЭС

КПУ

урока

Тема урока








Раздел 7. Основные страны и регионы мира- 28ч







Зарубежная Европа-6ч

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

1




5.1

2.6.1

2. Население Зарубежной Европы

1




3.1

7.3.3

2.6.4

1.10.4

3. Промышленность Зарубежной Европы

1




4.2-4.4

1.4.2

4. Сельское хозяйство. Транспорт. Непроизв.сфера. Туризм .

1




6.4

2.1

5. Географический рисунок расселения и хозяйства

1




6.4

2.1

6 . Практ. работа №1 «Составление ЭГХ страны»

1




6.4

2.1

Зарубежная Азия – 9ч.

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии

1




5.1

2.6.1

2.Население и хозяйство Зарубежной Азии

1




3.1

7.3.3

2.6.4

1.10.4

3. Япония : территория, границы, население

1




6.4

1.5

4. Хозяйство  Японии

1




6.4

1.5

5. Китай. Пути экономического и социального преобразования

1




6.4

1.5

5. Индия – «ключевая страна» Зарубежной Азии

1




6.4

1.5

6. Новые индустриальные страны Азии

1




6.4

1.5

8. Практ. раб. №2 «Сравнение субрегионов Азии»

1




6.4

1.5

9. Австралия и Океания

1




6.4

1.5

Северная Америка -5ч

1. Население и хозяйство США


1




3.1

7.3.3

2.6.4

1.10.4

2. Население и хозяйство США

1




3.1

7.3.3

2.6.4

1.10.4

3. Макрорегионы США.

1




6.4

1.5

4. Канада

1




6.4

1.5

5.Практ. раб.№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

1




6.4

1.5

 Латинская Америка-3ч

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Латинской Америки

1




5.1

2.6.1

2.  Хозяйство Латинской Америки

1




6.4

1.5

3. Бразилия

1




6.4

1.5

Африка- 4ч.

1. Общая характеристика Африки.

1







2. Хозяйство  Африки

1




6.4

1.5

3. Регионы и страны Африки

1




6.4

1.5

4. Тропическая Африка. ЮАР.

1




6.4

1.5

Зачёт по разделу  «Регионы и страны мира»

1




6.4

1.5


Раздел 8. Россия в современном мире-3ч.

1






Россия в мировом хозяйстве и МРТ.

1




7.5

2.1

Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Формы внешнеэкономических связей.

1




7.5

2.1

Участие России в    международных

организациях.

Россия и СНГ.

1




7.5

2.1


Раздел 9. Глобальные проблемы человечества- 3ч.

1






Глобальные проблемы человечества

1

 



4.1

7.4

7.5

2.5

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития

1




4.1

7.4

7.5

2.5

Заключительный урок по курсу экономической и социальной географии мира

1




4.1

7.4

7.5

2.5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!