СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10 класса среднее общее образование углубленный уровень - 5 часов в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

города Каменск-Шахтинского






ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08.2022г.


Председатель___________Гайдукова С.П.





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ лицея №5


__________Гайдукова С.П.


Приказ №120-о от 31.08.2022 г.










Рабочая программа



по физике

10 «А»/ «Б» классы: среднее общее образование

углубленный уровень

количество часов: 170/169


учитель: первой квалификационной

категории Мартынова З.Ю.









РАССМОТРЕНА:

на методическом объединении учителей

естественно-научного и математического

цикла

Протокол №1 от 29.08.2022г.

Руководитель

МО_________________Мартынова З.Ю.


СОГЛАСОВАНО:


Заместитель директора по УВР


________________Пороло Т.А..






2022 год





Оглавление


Пояснительная записка стр 3

Планируемые результаты стр 4

Содержание учебного предмета стр 8


Календарно - тематическое планирование стр 12

































Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике в 10-х классах составлена и реализуется на основе Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, а также следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.01.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

  3. от 6 октября 2009 г. № 413.

  4. Рабочая программа к линии УМК Г. Я. Мякишева : Физика. Углублённый уровень. 10—11 классы; учебно-методи­ческое пособие / О. А. Крысанова, Г. Я. Мякишев. — М. : Дрофа, 2020

  5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ лицея № 5.

  6. Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

  7. Учебный план МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год.

  8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;


Цели изучения физики в средней школе следующие:

  • формирование системы знаний об общих физических зако­номерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

  • формирование умения исследовать и анализировать разно­образные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объ­яснять связь основных космических объектов с геофизически­ми явлениями;

  • овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

  • овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения досто­верности полученного результата;

  • формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельно­сти человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

В основу курса физики положены как традиционные прин­ципы построения учебного содержания (принципы научности, доступности, системности), так и идея, получившая свое развитие в связи с внедрением новых образовательных стандар­тов, — принцип метапредметности. Метапредметность как способ формирования системного мышления обеспечивает фор­мирование целостной картины мира в сознании школьника. Метапредметность — принцип интеграции содержания образо­вания, развивающий принципы генерализации и гуманитари­зации. В соответствии с принципом генерализации выделяются такие стержневые понятия курса физики, как «энергия», «вза­имодействие», «вещество», «поле», «структурные уровни мате­рии». Реализация принципа гуманитаризации предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем. Принцип метапредметности позволяет (на уровне вопросов, за­даний после параграфа) в содержании физики выделять физи­ческие понятия, явления, процессы в качестве объектов для дальнейшего исследования в межпредметных и надпредметных (социальной практике) областях (метапонятия, метаявления, метапроцессы). Проектирование исследования учащегося на метапредметном уровне опирается как на его личные интересы, склонности к изучению физики, так и на общекультурный по­тенциал физической науки.

Для достижения метапредметных образовательных резуль­татов (одним из индикаторов может служить сформированность регулятивных, познавательных и коммуникативных универ­сальных учебных действий) возможно использование следую­щих средств и форм обучения: межпредметные и метапредмет- ные задания, метапредметный урок (предметный урок и мета- предметная тема), межпредметный и метапредметный проекты, элективные метакурсы, спроектированные на основании мета- предметных заданий, системообразующим объектом в которых выступают физические понятия, явления, процессы и т. д.

В соответствии с целями обучения физике учащихся средней школы и сформулированными выше принципами, положен­ными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.

В 10 классе изучаются следующие разделы: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электростатика», «Постоянный электрический ток». Курс физики в 10 классе на­чинается с введения «Зарождение и развитие научного взгляда на мир», описывающего методологию физики как исследова­тельской науки, отражающую процессуальный компонент (ме­ханизм) как становления, формирования, развития физиче­ских знаний, так и достижения современных образовательных результатов при обучении школьников физике (личностных, предметных и метапредметных).


Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс физики является системообразующим для естественно-научных предметов, поскольку физические за­коны являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников науч­ным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Освоение учащимися методов на­учного познания является основополагающим компонентом процессов формирования их научного мировоззрения, развития познавательных способностей, становления школьников субъ­ектами учебной деятельности.


Место предмета в учебном плане.

На изучение углубленного курса физики отводится 170 час, с расчетом 5 часов в неделю. Рабочая программа углубленного курса в 10 классе составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5.Календарный план-график для учащихся 10 классов МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год предполагает реализацию курса в 10 «А» классе в течение 34 недель, 170 час/в 10 «Б» классе 169 часов.

Раздел 2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


ФГОС основного и среднего общего образования провоз­глашают в качестве целевых ориентиров общего образования достижение совокупности личностных, предметных и мета- предметных образовательных результатов.

Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициатив­ность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизнен­ные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творче­ской и ответственной деятельности, к отстаиванию личного до­стоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную по­зицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления исто­рии, духовных ценностей и достижений нашей страны, к само­развитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловечески­ми ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собствен­ному физическому и психологическому здоровью;

  • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осозна­нию российской идентичности в поликультурном социуме, чув­ство причастности к историко-культурной общности российско­го народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответ­ственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ува­жение государственных символов (герб, флаг, гимн); формиро­вание уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопре­деления; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

  • в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского обще­ства, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманисти­ческие и демократические ценности, готового к участию в обще­ственной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без на­рушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать соб­ственные права и свободы человека и гражданина согласно об­щепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практи­ки, основанное на диалоге культур, а также различных форм об­щественного сознания, осознание своего места в поликультур­ном мире

  • в сфере отношений обучающихся с окружающими людь­ми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения об­щечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведе­ния в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; при­нятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению; способность к сопереживанию и форми­рованию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бе­режное, ответственное и компетентное отношение к физическо­му и психологическому здоровью других людей, умение оказы­вать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способность к сознательно­му выбору добра, нравственного сознания и поведения на ос­нове усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (честь, долг, справедливость, милосердие и дружелю­бие); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других ви­дах деятельности;

  • в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззре­ние, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творче­ству, владение достоверной информацией о передовых достиже­ниях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтере­сованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообра­зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной професси­ональной и общественной деятельности; экологическая культу­ра, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответ­ственность за состояние природных ресурсов, умений и на­выков разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

  • в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере соци­ально-экономических отношений — уважение всех форм соб­ственности, готовность к защите своей собственности; осознан­ный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовест­ное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, вклю­чая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулиро­вать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематери­альные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходи­мых для достижения поставленной цели;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эф­фективности расходования ресурсов и основываясь на сообра­жениях этики и морали;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно опре­делить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с по­ставленной заранее целью;

  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружаю­щих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информаци­онных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источни­ках противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ста­вить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач;

  • приводить критические аргументы как в отношении соб­ственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоре­чивые ситуации;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять це­ленаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекто­рию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной де­ятельности (быть учеником и учителем; формулировать образо­вательный запрос и выполнять консультативные функции са­мостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчи­няться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстника­ми, так и со взрослыми (как внутри образовательной организа­ции, так и за ее пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руководи­телем, так и членом проектной команды в разных ролях (гене­ратором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

  • координировать и выполнять работу в условиях виртуаль­ного взаимодействия (или сочетания реального и виртуально­го);

  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед не­знакомой аудиторией;

  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не лич­ных симпатий;

  • воспринимать критические замечания как ресурс соб­ственного развития;

  • точно и емко формулировать как критические, так и одо­брительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты обучения физике в средней школе

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • объяснять и анализировать роль и место физики в форми­ровании современной научной картины мира, в развитии совре­менной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • характеризовать системную связь между основополагаю­щими научными понятиями: пространство, время, материя (ве­щество, поле), движение, сила, энергия;

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других фи­зических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказа­тельств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоре­тических выводов и доказательств;

  • самостоятельно конструировать экспериментальные уста­новки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсо­лютную и относительную погрешности;

  • самостоятельно планировать и проводить физические экс­перименты;

  • решать практико-ориентированные качественные и рас­четные физические задачи как с опорой на известные физиче­ские законы, закономерности и модели, так и с опорой на тек­сты с избыточной информацией;

  • объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед че­ловечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложен­ной задаче физическую модель, разрешать проблему как на ос­нове имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


Учебно – методические пособия.

1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 10», Москва «Просвещение», 2016г.

1. Пинский А. А., Кабардин О. Ф., Физика-10.

2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике- 10–11.




Раздел 3.

Содержание учебного предмета.

Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика — фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физи­ческих явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы. Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место фи­зики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Предмет и задачи классической механики. Кинемати­ческие характеристики движения. Модели тел и движений. Движение точки и тела. Прямолинейное движение точки. Ко­ординаты. Система отсчета. Средняя скорость при неравномер­ном движении. Мгновенная скорость. Описание движения на плоскости. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Зависимость координат и радиуса-вектора от вре­мени при движении с постоянным ускорением. Свободное паде­ние. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Рав­номерное движение точки по окружности. Угловая скорость. Относительность движения. Преобразования Галилея.

Основное утверждение механики. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Первый закон Ньютона. Инерци- альные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорени­ем. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Ос­новные задачи механики. Состояние системы тел в механике. Принцип относительности в механике.

Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Равенство инертной и гравитационной масс. Движение небес­ных тел и их искусственных спутников. Первая космическая скорость. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Сила трения. Природа и виды сил трения. Сила сопротивления при движении тел в вязкой среде.

Неинерциальные системы отсчета, движущиеся прямоли­нейно с постоянным ускорением. Вращающиеся системы отсче­та. Центробежная сила.

Импульс материальной точки и системы тел. Закон измене­ния и сохранения импульса. Реактивная сила. Уравнение Ме­щерского. Реактивный двигатель. Успехи в освоении космиче­ского пространства. Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Механическая энергия мате­риальной точки и системы. Закон изменения и сохранения энергии в механике. Столкновение упругих шаров. Уменьше­ние механической энергии под действием сил трения.

Абсолютно твердое тело и виды его движения. Центр масс твердого тела. Теорема о движении центра масс. Основное урав­нение динамики вращательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса.

Условия равновесия твердого тела. Момент силы. Центр тя­жести. Виды равновесия.

Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел. Пластичность и хрупкость. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидродинамика. Ла­минарное и турбулентное течения. Уравнение Бернулли. Подъ­емная сила крыла самолета.

Классификация колебаний. Уравнение движения груза, под­вешенного на пружине. Уравнение движения математического маятника. Гармонические колебания. Период и частота гармо­нических колебаний. Фаза колебаний. Определение амплитуды и начальной фазы из начальных условий. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. Превращения энергии. Зату­хающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Сло­жение гармонических колебаний. Спектр колебаний. Автоко­лебания.

Волновые явления. Поперечные волны. Длина волны. Ско­рость распространения волны. Продольные волны. Уравнение бегущей волны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы.

Громкость и высота звука. Тембр. Диапазоны звуковых ча­стот. Акустический резонанс. Излучение звука. Ультразвук и инфразвук. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Закон отражения волн. Преломление волн. Дифракция волн.

Молекулярная физика и термодинамика

Физика и механика. Тепловые явления. Краткий очерк развития представлений о природе тепловых явлений. Термоди­намика и молекулярно-кинетическая теория.

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ). Экспериментальные доказательства МКТ. Масса моле­кул. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Состояние макроскопических тел в термодинамике. Темпе­ратура. Тепловое равновесие. Равновесные (обратимые) и не­равновесные (необратимые) процессы. Газовые законы. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Уравнение состоя­ния идеального газа. Газовый термометр. Применение газов в технике.

Системы с большим числом частиц и законы механики. Иде­альный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура — мера средней кинетической энергии. Распределение Максвел­ла. Измерение скоростей молекул газа. Внутренняя энергия идеального газа.

Равновесие между жидкостью и газом. Насыщенные пары. Изотермы реального газа. Критическая температура. Критичес­кое состояние. Кипение. Сжижение газов. Влажность воздуха.

Молекулярная картина поверхностного слоя. Поверхност­ная энергия. Сила поверхностного натяжения. Смачивание. Ка­пиллярные явления.

Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Аморф­ные тела. Жидкие кристаллы. Дефекты в кристаллах. Объяс­нение механических свойств твердых тел на основе молеку- лярно-кинетической теории. Плавление и отвердевание. Изме­нение объема тела при плавлении и отвердевании. Тройная точка.

Тепловое расширение тел. Тепловое линейное расширение. Тепловое объемное расширение. Учет и использование теплово­го расширения тел в технике.

Работа в термодинамике. Количество теплоты. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Теплоемкости газов при постоянном объеме и постоянном давлении. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Второй закон тер­модинамики. Статистическое истолкование необратимости про­цессов в природе. Тепловые двигатели. Максимальный КПД тепловых двигателей.

Электродинамика

Роль электромагнитных сил в природе и технике. Элек­трический заряд и элементарные частицы. Электризация тел. Закон Кулона. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри однородного диэлектрика.

Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпо­зиции полей. Линии напряженности электрического поля. Тео­рема Гаусса. Поле заряженной плоскости, сферы и шара. Про­водники в электростатическом поле. Диэлектрики в электро­статическом поле. Поляризация диэлектриков.

Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь меж­ду напряженностью электростатического поля и разностью по­тенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Измерение раз­ности потенциалов. Экспериментальное определение элемен­тарного электрического заряда.

Электрическая емкость. Конденсаторы. Емкость плоского конденсатора. Различные типы конденсаторов. Соединения конденсаторов. Энергия заряженных конденсаторов и прово­дников. Применения конденсаторов.

Электрический ток. Плотность тока. Сила тока. Электриче­ское поле проводника с током. Закон Ома для участка цепи. Со­противление проводника. Зависимость электрического сопро­тивления от температуры. Сверхпроводимость. Работа и мощ­ность тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления.

Электродвижущая сила. Гальванические элементы. Аккуму­ляторы. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка це­пи, содержащего ЭДС. Работа и мощность тока на участке цепи, содержащем ЭДС. Расчет сложных электрических цепей.

Электрическая проводимость различных веществ. Электрон­ная проводимость металлов. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Техническое при­менение электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоя­тельный и самостоятельный разряды. Различные типы само­стоятельного разряда и их техническое применение. Плазма. Электрический ток в вакууме. Электронные лампы: диод и три­од. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Электри­ческий ток в полупроводниках. Собственная и примесная элек­тропроводимость полупроводников. Электронно-дырочный пе­реход (p—n-переход). Полупроводниковый диод. Транзистор. Термисторы и фоторезисторы.


Тематический план.



Раздел

Количество часов

Из них

Контрольных

Лабораторных

1.

Вводное повторение

4

Диагностическая работа


2.

МЕХАНИКА

75




Кинематика точки. Основные понятия кинематики

21

1

1


Динамика. Законы механики Ньютона

10




Силы в механике

9


2


Применение законов динамики

9

1

1


Закон сохранения импульса

5




Закон сохранения энергии

10

1

1


Движение твердых и деформированных тел

5




Статика

6

1


3.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

37




Основные положения МКТ

6




МКТ идеального газа

11

1

1


Свойства вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии

7




Основы термодинамики

13

1

1

4.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

49




Электрическое поле

18

1



Законы постоянного тока

15

1

2


Электрический ток в различных средах

16



5.

Повторение

8/7

1


6.

Итого

170/169


9

9



Раздел 4.

Календарно-тематическое планирование по физике
10 «А»/10 «Б» класс (170/169 час, 5 – часов в неделю)


п/п

в разд.

Тема урока


Дата

10А

10Б

МЕХАНИКА (75 час)

Кинематика точки. Основные понятия кинематики (21 час)

1

1

Техника безопасности на уроках физики. Физика и познание мира


1.09

2.09

2

2

Виды механического движения и способы его описания


2.09

5.09

3

3

Решение задач


6.09

6.09

4

4

Равномерное прямолинейное движение и его описание


6.09

6.09

5

5

Решение задач


7.09

7.09

6

6

Относительность движения


8.09

9.09

7

7

Решение задач по теме «Относительность механического движения».


9.09

12.09

8

8

Мгновенная скорость. Ускорение.


13.09

13.09

9

9

Движение с постоянным ускорением.


13.09

13.09

10

10

Административная контрольная работа.


14.09

14.09

11

11

Решение задач.


15.09

16.09

12

12

Определение кинематических характеристик движения.


16.09

19.09

13

13

Свободное падение тел и его описание.


20.09

20.09

14

14

Решение задач по теме: «Свободное падение».


20.09

20.09

15

15

Движение тела, брошенного под углом к горизонту


21.09

21.09

16

16

Решение задач.


22.09

23.09

17

17

Равномерное движение материальной точки по окружности.


23.09

26.09

18

18

Л/р №1 «Изучение движения тела по окружности».


27.09

27.09

19

19

Поступательное и вращательное движение твердого тела.


27.09

27.09

20

20

Решение задач.


28.05

28.09

21

21

Контрольная работа №1 «Кинематика»


29.09

30.09

Динамика. Законы механики Ньютона(10 час)

22

1

Тела и их взаимодействие. Явление инерции. Масса – характеристика инертности тела.


30.09

3.10

23

2

Сила – характеристика действия. ИСО. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.


4.10

4.10

24

3

Второй закон Ньютона


4.10

4.10

25

4

Принцип суперпозиции сил. Решение задач.


5.10

5.10

26

5

Третий закон Ньютона – закон взаимодействия. Решение задач.


6.10

7.10

27

6

Решение задач на законы Ньютона.


7.10

10.10

28

7

Решение задач на законы Ньютона.


11.10

11.10

29

8

Геоцентрическая система отсчета. Принцип относительности Галилея.


11.10

11.10

30

9

Решение задач на принцип относительности.


12.10

12.10

31

10

Обобщение и контроль знаний. Самостоятельная работа.


13.10

14.10

Силы в механике (9 час)

32

1

Виды взаимодействий и виды сил. Сила упругости. Закон Гука.


14.10

17.10

33

2

Л/р2: «Измерение жесткости пружины»


18.10

18.10

34

3

Закон всемирного тяготения.


18.10

18.10

35

4

Сила тяжести и вес тела. Невесомость.


19.10

19.10

36

5

Сила тяжести на других планетах. Решение задач.


20.10

21.10

37

6

Первая космическая скорость


21.10

24.10

38

7

Сила трения. Л/р3: «Измерение коэффициента трения скольжения».


25.10

25.10

39

8

Решение задач.


25.10

25.10

40

9

Обобщение и контроль знаний. Самостоятельная работа.


26.10

26.10

Применение законов динамики (9 час)

41

1

Математика – язык физики. Движение тела под действием силы упругости.


27.10

28.10

42

2

Движение тела у поверхности Земли.


28.10

7.11

43

3

Решение задач.(Резерв)


8.11

8.11

44

4

Л/р4: «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»


8.11

8.11

45

5

Движение тела под действием нескольких сил.


9.11

9.11

46

6

Решение задач.


10.11

11.11

47

7

Решение задач. (Резерв)


11.11

14.11

48

8

Решение задач. Подготовка к к/р


15.11

15.11

49

9

Контрольная работа №2: «Динамика»


15.11

15.11

Закон сохранения импульса (5 час)

50

1

Движение материальной точки. Импульс.


16.11

16.11

51

2

Закон сохранения импульса.


17.11

18.11

52

3

Решение задач.


18.11

21.11

53

4

Реактивное движение и его использование в освоении космического пространства.


22.11

22.11

54

5

Решение задач. Самостоятельная работа.


22.11

22.11

Закон сохранения энергии (10 час)

55

1

Механическая работа и мощность.


23.11

23.11

56

2

Энергия как характеристика состояния системы. Кинетическая энергия.


24.11

25.11

57

3

Решение задач. (Резерв).


25.11

28.11

58

4

Работа силы тяжести. Решение задач.


29.11

29.11

59

5

Работа силы упругости. Решение задач.


29.11

29.11

60

6

Потенциальная энергия. Решение задач.


30.11

30.11

61

7

Закон сохранения энергии в механике.


1.12

2.12

62

8

Л/р№5: «Изучение закона сохранения механической энергии»


2.12

5.12

63

9

Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике»


6.12

6.12

64

10

Решение задач, работа над ошибками.


6.12

6.12

Движение твердых и деформированных тел (5 час)

65

1

Абсолютно твердое тело и виды его движения.


7.12

7.12

66

2

Центр масс твердого тела. Теорема о движении центра масс.


8.12

9.12

67

3

Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела.


9.12

12.12

68

4

Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия вращательного движения абсолютно твердого тела


13.12

13.12

69

5

Решение задач.


13.12

13.12

Статика (6 час)

70

1

Равновесие абсолютно твердого тела. Виды и законы равновесия.


14.12

14.12

71

2

Центр тяжести. Центр масс.


15.12

16.12

72

3

Виды равновесия. Устойчивость равновесия тел.


16.12

19.12

73

4

Л/р№6: «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»


20.12

20.12

74

5

Повторение и систематизация знаний.


20.12

20.12

75

6

Итоговая контрольная работа по механике №4


21.12

21.12

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Основные положения МКТ (6 час)

76

1

Основные положения МКТ


22.12

23.12

77

2

Характеристики молекул. Решение задач.


23.12

26.12

78

3

Характеристики движения и взаимодействия молекул.


27.12

27.12

79

4

Статистические закономерности. Решение задач.


27.12

27.12

80

5

Решение задач.


28.12

28.12

81

6

Свойства вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.


10.01

9.01

МКТ идеального газа (11 час)

82

1

Основное уравнение МКТ идеального газа.


10.01

10.01

83

2

Решение задач.


11.01

10.01

84

3

Температура как макроскопическая характеристика идеального газа.


12.01

11.01

85

4

Решение задач.


13.01

13.01

86

5

Экспериментальный метод определения скоростей молекул газа.


17.01

16.01

87

6

Уравнение состояния идеального газа. Решение задач.


17.01

17.01

88

7

Газовые законы. Решение задач.


18.01

17.01

89

8

Решение задач.


19.01

18.01

90

9

Л/р№7: «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»


20.01

20.01

91

10

Решение задач. Обобщение знаний.


24.01

23.01

92

11

Контрольная работа №5 «Молекулярная физика»


24.01

24.01

Свойства вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии (7 час)

93

1

Реальный газ. Воздух. Пар.


25.01

24.01

94

2

Влажность воздуха. Решение задач.


26.01

25.01

95

3

Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.


27.01

27.01

96

4

Решение задач. (Резерв)


31.01

30.01

97

5

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.


31.01

31.01

98

6

Механические свойства твердых тел.


1.02

31.01

99

7

Решение задач. Самостоятельная работа.


2.02

1.02

Основы термодинамики (13 час)

100

1

Термодинамическая система и ее параметры.


3.02

3.02

101

2

Термодинамические процессы.


7.02

6.02

102

3

Решение задач.


7.02

7.02

103

4

Уравнение теплового баланса. Решение задач.


8.02

7.02

104

5

Первый закон термодинамики.


9.02

8.02

105

6

Применение первого закона термодинамики для описания изопроцессов.


10.02

10.02

106

7

Решение задач.


14.02

13.02

107

8

Решение задач.


14.02

14.02

108

9

Решение задач.


15.02

14.02

109

10

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.


16.02

15.02

110

11

Принцип действия тепловых двигателей.


17.02

17.02

111

12

Решение задач.


21.02

20.02

112

13

Контрольная работа №6 «Основы термодинамики».


21.02

21.02

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электрическое поле (18 час)

113

1

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.


22.02

21.02

114

2

Закон Кулона.


28.02

22.02

115

3

Решение задач.


28.02

27.02

116

4

Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле.


1.03

28.02

117

5

Напряженность электрического поля.


2.03

28.02

118

6

Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.


3.03

1.03

119

7

Дискретность электрического заряда. Решение задач.


7.03

3.03

120

8

Проводники в электрическом поле.


7.03

6.03

121

9

Диэлектрики в электрическом поле.


9.03

7.03

122

10

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.


10.03

7.03

123

11

Потенциал электростатического поля, разность потенциалов.


14.03

10.03

124

12

Связь между напряженностью поля и напряжением.


14.03

13.03

125

13

Решение задач.


15.03

14.03

126

14

Электроемкость. Конденсатор.


16.03

14.03

127

15

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.


17.03

15.03

128

16

Решение задач. (Резерв)


30.03

17.03

129

17

Решение задач. Подготовка к к/р


31.03

31.03

130

18

Контрольная работа №7 «Электростатика. Электрическое поле».


4.04

3.04

Законы постоянного тока (15 час)

131

1

Анализ к/р. Электрический ток, условия его существования.


4.04

4.04

132

2

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.


5.04

4.04

133

3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.


6.04

5.04

134

4

Решение задач.


7.04

7.04

135

5

Л/р №8 «Последовательное и параллельное соединения проводников»


11.04

10.04

136

6

Работа и мощность постоянного тока.


11.04

11.04

137

7

Решение задач на расчет работы и мощности тока.


12.04

11.04

138

8

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.


13.04

12.04

139

9

Решение задач на закон Ома.


14.04

14.04

140

10

Л/р №9 «Измерение внутреннего сопротивления и ЭДС источника тока».


18.04

17.04

141

11

Решение задач на расчет электрических цепей.


18.04

18.04

142

12

Решение экспериментальных комбинированных задач по теме «Постоянный электрический ток».


19.04

18.04

143

13

Решение экспериментальных комбинированных задач по теме «Постоянный электрический ток».


20.04

19.04

144

14

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Законы постоянного тока»


21.04

21.04

145

15

Контрольная работа №8 «Законы постоянного тока»


25.04

24.04

Электрический ток в различных средах (16 час)

146

1

Основные положения электронной проводимости металлов.


25.04

25.04

147

2

Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры


26.04

25.04

148

3

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость.


27.04

26.04

149

4

Решение задач. Самостоятельная работа.


28.04

28.04

150

5

Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод.


2.05

2.05

151

6

Транзистор.


2.05

2.05

152

7

Применение полупроводников. Решение задач.


3.05

3.05

153

8

Электрический ток в вакууме.


4.05

5.05

154

9

Применение тока в вакууме.


5.05

10.05

155

10

Электрический ток в расплавах и растворах электролитов.


10.05

12.05

156

11

Закон электролиза Фарадея.


11.05

15.05

157

12

Л/р «Изучение процесса прохождения электрического тока в растворах электролитов».


12.05

16.05

158

13

Заряд электрона. Решение задач. (Резерв)


16.05

16.05

159

14

Электрический ток в газах.


16.05

17.05

160

15

Решение задач.


17.05

19.05

161

16

Плазма. Практическое использование плазмы.


18.05

22.05

162

17

Повторительно-обобщающий урок.


19.05

23.05

Повторение ( 8/7 час)

163

1

Повторение: «Механика»


23.05

23.05

164

2

Повторение: «МКТ»


23.05

24.05

165

3

Повторение: «Термодинамика»


24.05

26.05

166

4

Повторение: «Электродинамика»


25.05

29.05

167

5

Повторение: «Электродинамика»


26.05

30.05

168

6

Повторение.


30.05

30.05

169

7

Итоговая контрольная работа.


30.05

31.05

170

8

Анализ контрольной работы.


31.05


Итого: 170/169 час.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!