СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рп

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 11» города Сарова

«Рассмотрена»

на заседании МО учителей




Протокол № от . .2018 Руководитель МО

/

«Согласована»

Заместитель директора


Кохаева Е.В.


«_ » 2018 г.

«Утверждаю»


директор МБОУ Школы № 11

Гузова Е.Н.


«_ » 2018 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по алгебре

(предмет)


Уровень образования основное общее

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)

8 класс (классы)


(2018 – 2019 учебный год)


Учитель Чимрова Т.Б.

















2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета Алгебра для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС ООО на основе требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ Школы № 11, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е. В. Буцко (Математика: программы: 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. – М.:Вентана–Граф, 2015. –152 с.) и УМК:

  1. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций

/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2015.

  1. Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский М.С., Рабинович Е.М., Якир. – М.: Вентана–Граф, 2015.

  2. Алгебра: 8 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2015.


ЦЕЛИ

Программа составлена исходя из следующих целей изучения алгебры в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:

  1. в направлении личностного развития


  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении


  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  1. в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Курс алгебры 7-9 является базовым для математического образования и развития школьников. Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила, гибкость, конструктивность и критичность.

Обучение алгебре дает возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её. Принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.


Учебный план МБОУ Школы № 11 на изучение курса Алгебры в 8 классе отводит 4 часа в неделю, за год 136 часов (34 учебных недели).

Контрольных работ- 7


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.


Личностные результаты:
  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;


  1. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:
  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  5. развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

  6. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  7. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  8. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  9. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  10. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

  11. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:
  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;


  1. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  2. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  3. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;


  1. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:

    • выполнять вычисления и действия с действительными числами;


    • решать уравнения, системы уравнений;


    • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений;

    • использовать алгебраический «язык» для описания предметов окружающего мира;


    • производить практические расчёты; вычисления с процентами,


    • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;


    • выполнять операции над множествами;


    • исследовать функции и строить их графики;


    • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде.

Алгебраические выражения

Учащийся научится:

      • оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

      • оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях; выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

      • выполнять разложение многочленов на множители. Учащийся получит возможность:

      • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

      • применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

Уравнения

Учащийся научится:

      • решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

      • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

      • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Учащийся получит возможность:

      • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;

      • уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

      • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Числовые множества

Учащийся научится:

      • понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;

      • использовать начальные представления о множестве действительных чисел. Учащийся получит возможность:

      • развивать представление о множествах;

      • развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;

      • о роли вычислений в практике; развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Функции
      • Ученик научится: понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);

      • строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

      • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами; Учащийся получит возможность:

      • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с

«выколотыми» точками и т. п.);

      • использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса.


Содержание курса алгебры 8 класса


  1. Рациональные дроби.


  • Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби.

  • Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Тождественные преобразования рациональных выражений.

  • Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений.

  • Рациональные уравнения. Равносильные уравнения.

  • Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем.

  • Функция

y k и её график.

x

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений.

Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции

  1. Квадратные корни.


  • Функция y = x2 и её график .

y k .

x

  • Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

  • Множество и его элементы.

  • Подмножество. Операции над множествами.

  • Функция y  и её график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и

дроби, а также тождество

a , которые получают применение в преобразованиях

выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида ,

. Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся.

Рассматриваются функция

y  , ее свойства и график. При изучении функции y

показывается ее взаимосвязь с функцией

y x2 , где x ≥ 0.


  1. Квадратные уравнения.
  • Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета.

  • Квадратный трёхчлен.


Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Алгебра. 8 класс(4 часа в неделю, всего 136 часов)

§

Содержание учебного материала


Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Сроки изучения

Глава 1 Рациональные выражения



55



1

Рациональные дроби

3

Распознавать целые рациональные выражения, дробные рациональные выражения, приводить примеры таких выражений.

Формулировать: определения: рационального

выражения, допустимых значений переменной, тождественно равных выражений, тождества, равносильных уравнений, рационального уравнения, степени с нулевым показателем, степени с целым отрицательным показателем, стандартного вида числа, обратной пропорциональности;

свойства: основное свойство рациональной дроби, свойства степени с целым показателем,


2

Основное свойство

4



рациональной дроби


3

Сложение и

4



вычитание



рациональных дробей



с одинаковыми



знаменателями


4

Сложение и

7



вычитание



рациональных дробей



с разными



знаменателями



Контрольная работа

1


№ 1 «Основное


свойство


рациональной дроби.


§

Содержание учебного материала


Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Сроки изучения


Сложение и


уравнений, функции y k ;

x

правила: сложения, вычитания, умножения, деления дробей, возведения дроби в степень; условие равенства дроби нулю. Доказывать свойства степени с целым показателем.

Описывать графический метод решения уравнений с одной переменной.

Применять основное свойство рациональной дроби для сокращения и преобразования дробей. Приводить дроби к новому (общему) знаменателю. Находить сумму, разность, произведение и частное дробей. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Решать уравнения с переменной в знаменателе дроби.

Применять свойства степени с целым показателем для преобразования выражений.

Записывать числа в стандартном виде.

Выполнять построение и чтение

графика функции y k

x


вычитание

рациональных

дробей».

5

Умножение и деление

5



рациональных



дробей. Возведение



рациональной дроби в



степень


6

Тождественные

10



преобразования



рациональных



выражений



Контрольная работа

1


№ 2 «Умножение и


деление


рациональных


дробей.


Тождественные


преобразования


рациональных


выражений».


7

Равносильные

4



уравнения.



Рациональные



уравнения


8

Степень с целым

5



отрицательным



показателем


9

Свойства степени

6



с целым показателем


10

Функция y k

x

и её график

4



Контрольная работа

1


№ 3 «Рациональные


уравнения. Степень с


целым


отрицательным


показателем.


Функция y k

x




§

Содержание учебного материала


Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Сроки изучения


и её график».




Глава 2

Квадратные корни. Действительные числа


30



11

Функция y = x2

и её график

3

Описывать: понятие множества, элемента множества, способы задания множеств; множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество действительных чисел и связи между этими числовыми множествами; связь между бесконечными десятичными дробями и рациональными, иррациональными числами.

Распознавать рациональные и иррациональные числа. Приводить примеры рациональных чисел и иррациональных чисел.

Записывать с помощью формул свойства действий с действительными числами.

Формулировать:

определения: квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, равных множеств, подмножества, пересечения множеств, объединения множеств; свойства: функции y = x2, арифметического квадратного корня,

функции y x .

Доказывать свойства арифметического квадратного корня.

Строить графики функций y = x2

и y x .

Применять понятие арифметического квадратного корня для вычисления значений выражений.

Упрощать выражения, содержащие арифметические квадратные корни. Решать уравнения. Сравнивать значения выражений. Выполнять преобразование выражений с применением вынесения множителя из-под знака корня, внесения


12

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

4


13

Множество и его элементы

2


14

Подмножество. Операции над множествами

2


15

Числовые множества

3


16

Свойства арифметического квадратного корня

5


17

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни

7


18

Функция y x

и её график

3



Контрольная работа

№ 4 «Квадратные корни».

1




§

Содержание учебного материала


Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Сроки изучения




множителя под знак корня. Выполнять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби, анализ соотношений между числовыми множествами и их элементами


Глава 3

Квадратные уравнения


36



19

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

4

Распознавать и приводить примеры квадратных уравнений различных видов (полных, неполных, приведённых), квадратных трёхчленов.

Описывать в общем виде решение неполных квадратных уравнений. Формулировать:

определения: уравнения первой степени, квадратного уравнения; квадратного трёхчлена, дискриминанта квадратного уравнения и квадратного трёхчлена, корня квадратного трёхчлена; биквадратного уравнения;свойства квадратного трёхчлена;

теорему Виета и обратную ей теорему.

Записывать и доказывать формулу корней квадратного уравнения.

Исследовать количество корней квадратного уравнения в зависимости от знака его дискриминанта.

Доказывать теоремы: Виета (прямую и обратную), о разложении квадратного трёхчлена на множители, о свойстве квадратного трёхчлена с отрицательным дискриминантом.

Описывать на примерах метод замены переменной для решения уравнений.

Находить корни квадратных уравнений различных видов. Применять теорему Виета и обратную ей теорему. Выполнять разложение квадратного трёхчлена на множители. Находить корни уравнений, которые сводятся к


20

Формула корней квадратного уравнения

5


21

Теорема Виета

5



Контрольная работа

№ 5 «Квадратные уравнения. Теорема Виета».

1


22

Квадратный трёхчлен.

5


23

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

7


24

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

8



Контрольная работа

№ 6 «Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Решение задач с помощью рациональных уравнений».

1



§

Содержание учебного материала


Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Сроки изучения




квадратным. Составлять квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, являющиеся математическими моделями реальных ситуаций


Повторение и систематизация учебного материала



15



Упражнения для повторения курса 8 класса

14



Контрольная работа № 7

«Обобщение и систематизация знаний учащихся».

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!