СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

1

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова, ТА. Ладыженской, и др. (М.: Просвещение, 2017).

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе

  • Воспитание духовно-богатой, нравственно ори­ентированной личности с развитым чувством са­мосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, созна­тельно относящегося к нему как явлению куль­туры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;'

  • овладение системой знаний, языковыми и рече­выми умениями и навыками, развитие готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования;

  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функциониро­вания, развитие способности опознавать, ана­лизировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение ак­тивного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грам­матических средств, совершенствование орфо­графической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому са­мосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способ­ностей, формирование готовности к сотрудниче­ству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные ком­промиссы.



Общая характеристика курса

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5-6 классах». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный пред­мет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мыш­ление, память и воображение, формирует навыки само­стоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрыв­но связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.



Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.



Технологии, используемые в обучении: развивающе­го обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ин­формационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и мораль­ных качеств личности; его значения в процессе полу­чения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности.

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;



  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь­зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. коммуникативно-целесообразное взаимодейст­вие с окружающими людьми в процессе речевого об­щения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение националь­но-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; о языке как развивающемся явлении

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часов за учебный год.

2. Распределение учебных часов по разделам программы


Содержание

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление

1

0

0

Повторение изученного в V-VI классах

10

1

1

Тексты и стили

3

0

3

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие

Деепричастие

Наречие


31


2


4

12

2

2

23

3

5

Учебно-научная речь

3

0

3

Категория состояния

5

1

2

Служебные части речи. Предлог

Союз

Частица

Междометие

10

2

3

18

2

4

13

2

3

2

1

0

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

9

2

3

ИТОГО

140

18

33

Развитие связной речи учащихся


п/п

Темы уроков развития связной речи

Учебник

Кол-во часов

1

Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» в форме письма

Стр.20, упр. 48

1

2

Текст. Стили литературно­го языка

Стр. 22, упр. 52

1

3

Диалог как текст. Виды диа­логов

Стр. 27, упр. 60

1

4

Публици­стический стиль

Стр. 31, упр. 71

1

5

Сочинение. Описание внешности человека

Стр. 41, § 15

1

6

Изложение по тексту упр.116, стр. 52 «Воспоминания Т.Л. Сухотиной о детстве»

Подготовиться к изложению

1

7

Выборочное изложение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Стр. 65, упр. 151

1

8

Сочинение-описание внешности товарища

Стр.73, упр.166-167

1

9

Типы и стили текста

Стр. 79, упр. 185

1

10

Сочинение-описание действий человека по картине С. Григорьева «Вратарь»

Стр. 88, упр. 209

1

11

Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег».

Стр. 97, упр. 233

1

12

Сочинение-рассуждение «Прозвища»

Стр. 101, упр. 239

1

13

Устный рассказ по опорным словам.

Стр. 104, упр. 249

1

14

Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать».

Стр. 108, § 41

1

15

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»

Стр. 112, упр. 273

1

16-17

Р.Р. Отзыв

Стр. 123, упр. 305

2

18

Р.Р. Учебный доклад

Стр. 126, упр. 311

1

19

Категория состояния как способ сжатия текста

Стр. 130, упр. 319

1

20

Сжатое изложение по упр. 322 «Обыкновенная земля»

Стр. 133, упр. 323

1

21

Составление устного текста научного стиля

Стр. 137, упр. 330

1

22

Впечатление от картины А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Стр. 143, упр. 348

1

23

Сочинение «Наступление весны в нашем селе»

Стр. 145, упр. 353

1

24

Сочинение на тему «Я сижу на берегу…»

Стр. 155, упр. 376

1

25

Сочинение-рассуждение на тему «Как я отношусь е чтению»

Стр. 158, упр. 384

1

26

Сочинение-репортаж с места раскопок

Стр. 161, упр. 393

1

27

Составление сложного плана на тему «Предлоги и союзы»

Подготовиться к диктанту

1

28

Рассказ «Горе-мечтатель»

Стр. 167, упр. 408

1

29

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Стр. 172, упр. 426

1

30

Сочинение-рассказ по данному сюжету

Стр. 179, упр. 446

1

31

Текст

Стр. 188, упр. 472

1

32

Стили речи

Стр. 189, упр. 477

1

33

Учебно-научная речь

Стр. 189, упр. 478

1


ИТОГО


33




3. Содержание тем учебного предмета


Русский язык как развивающееся явление (1ч)


Повторение изученного в V-VI классах (8ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Развитие речи (далее P.P.).Морфологический разбор слова.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.


Тексты и стили (3ч)

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.


Морфология и орфография. Культура речи

Причастие (31ч)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

К. Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «Причастие». Сочинение — описание внешности.


Деепричастие (12ч)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.

К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 2 по теме «Деепричастие».


Наречие (23ч)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-о и -е. Описание действий. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

К. Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 3 по теме «Наречие».


Учебно-научная речь (3ч)

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.


Категория состояния (5ч)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.


Служебные части речи

Предлог (10ч)

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 4 по теме «Предлог».


Союз (18ч)

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в сложном союзном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 5 по теме «Союз». Сочинение.


Частица (13ч)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.

P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 6 по теме «Частица».


Междометие (2ч)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

К. Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

P.P. Текст. Стили речи. Сочинение.

К. Р. Контрольный диктант № 12 грамматическим заданием. Итоговое тестирование.


Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (9ч)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

P.P. Текст. Стили речи. Сочинение.

К. Р. Контрольный диктант № 12 грамматическим заданием. Итоговое тестирование.


  • .


4. Учебно-тематическое обеспечение

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2014.

  2. Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс: к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. «Русский язык. 7 класс». В 2 частях. М.: Издательство «Экзамен», 2013

  3. Тесты по русскому языку: 7 класс, в 2-х ч.: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» / Е.В. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений» / Е.А. Влодавская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен» , 2013.

  5. Календарно-тематическое планирование

по русскому языку для 7 класса к УМК Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение), составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).



Тема урока

К/ч

Основные понятия

Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты

Дата





Предметные результаты (ЗУН)

Метапредметные результаты (УУД)

П

Ф

1

Русский язык как развивающееся явление

















Русский язык

Научиться пони­мать высказыва­ния на лингви­стическую тему и составлять рас­суждение на линг­вистическую тему

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять нужную информацию.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержа­ния и значения слова.

Личностные: формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры чело







ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО в 5-6 классах

века.



2

Син­таксис. Синтаксический разбор

1



Син­таксис.

Научиться применять алгоритм проведения синтаксического разбора, пунктуационного разбора, фонетического и морфологического разборов слова.

Освоить алгоритм проведения комплексного анализа текста.

Применение полученных знаний и умений в практической деятельности

. Научиться со­бирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выяв­лять композици­онные и языковые особенности текста типа речи описание



Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.



3

Пунк­туация. Пунктуационный разбор

1


Пунк­туация





4

Лексика и фразео­логия

1


Лексика и фразео­логия



5

Фонетика и орфо­графия. Фонетиче­ский раз­бор слова


Фонетика и орфо­графия.



6

Словообразование и орфогра­фия. Мор­фемный и слово­образова­тельный разбор слова


1




Словообразование и орфогра­фия




7

Р.Р. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» в форме письма

1


. Сочинение по картине



9

Морфоло­гия и орфография. Морфоло­гический разбор слова §6

1

Морфоло­гия



10

Входящий контрольный диктант с грамматическим заданием

1






11

Р.Р. Текст. Диалог как текст. Виды диа­логов §7-9

1


Текст. Стили. Диалог

Научиться определять текст по форме, виду речи, типу речи, выявлять устойчивые стилистические признаки.

Научиться строить диалог и оформлять реплики.

Научиться определять и строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности.



12

Р.Р. . Стили литературно­го языка. Публици­стический стиль §10- 11


1












ПРИЧАСТИЕ




13

Причастие как часть речи §12

1


Причастие

Научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.


Научиться применять правило написания гласных в падежных окончаниях причастий.


Научиться обособлять распространенное согласованное определение, выраженное причастным оборотом.


Научиться писать сжатое изло­жение

Научиться по грамматическим признакам различать действительные и страдательные причастия.


Научиться определять и различать полные и краткие причастия.


Научиться составлять и применять алгоритм проверки написания гласных в суффиксах действительных причастий


Научиться применять алгоритм написания гласных перед н в полных и кратких причастиях.












Научиться писать вы­борочное изло­жение






Научиться со­бирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выяв­лять композици­онные и языковые особенности текста типа речи описание





Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму.

Применение полученных знаний и умений в практической деятельности




Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.


Личностные: формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и учебно-познавательной коллективной деятельности.














Личностные: формирование устойчиво­го интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способ­ность к преодолению препятствий и самокоррекции.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, текста Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки





Личностные: формирование навыков само­анализа и само­контроля. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способ­ность к преодолению препятствий и самокор­рекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала




14

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий §13

1








15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1

Причастный оборот



16

Р.Р. Описание внешности человека §15

1


Описание внешности человека




17

Действительные и страдательные причастия

1





18

Краткие и полные страдательные причастия §17

1


Действит. и страдат. причастия


Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму.

Применение полученных знаний и умений в практической деятельности





19

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени §18

1



Краткие и полные стр.п.



20

Действительные причастия прошедшего времени §19

1

Действит. и страдат. причастия




21

Р.Р. Изложение по тексту «Воспоминания Т.Л. Сухотиной о детстве» -упр.116

1


Ключеввые слова




22

Контрольный диктант по итогам первой четверти

1




23

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени §20

1

Действит. и страдат. причастия




24-25

Страдательные причастия прошедшего времени

2


Действит. и страдат. причастия





26

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях §22

1








27

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных §23

1










28

Р.Р. Выборочное изложение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» по упр.151

1


Выборочное изложение



29

Морфологический разбор причастия §25

1







30

Р.Р. Сочинение-описание внешности товарища

1



Сочинение-описание




31

Слитное и раздельное написание не с причастиями §26

1






32

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени §27

1









33-



34

Повторение по теме «Причастие».

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Причастие».

1



1





Деепричастие





35

Деепричастие как часть речи

§28

1


Деепричастие

Научиться различать деепричастия, глаголы и наречия.


Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Личностные: формирование навыков само­анализа и само­контроля. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способ­ность к преодолению препятствий и самокор­рекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала




36-37

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

2

Деепричастный оборот.

Научиться объяснять обособление деепричастных оборотов



Научиться применять правила написания не с деепричастиями

Научиться со­бирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выяв­лять композици­онные и языковые особенности текста типа речи описание

Научиться определять деепричастия несовершенного вида по грамматическим признакам



Научиться применять технологию самокоррекции при перепроектировании индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах













38

Р.Р. Типы и стили текста. Комплексный анализ текста

1


Типы и стили текста



39

Раздельное написание не с деепричастиями §30

1



Деепричастие




40

Деепричастия несо­вершенного вида §31

1


Деепричастие




41

Деепричастия совершен­ного вида §32

1


Деепричастие




42

Р.Р. Сочинение-описание действий человека по картине С. Григорьева «Вратарь»

1



Описание, стили речи, типы речи




43

Морфологический разбор деепричастия §33


1



Деепричастие




44

Повторение по теме «Деепричастие»


1





45-46

Контрольный диктант № 3 «Деепричастие» с грамматическим заданием

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1








НАРЕЧИЕ




47

Наречие как часть речи §34

1


Наречие

Научиться определять наречия по их грамматическим признакам


Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры наречий.


Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.
























48

Смысловые группы наречий

§35

1


Смысловые группы наречий

Научиться определять Смысловые группы наречий



49

Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» по упр.233.

1


Научиться со­бирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выяв­лять композици­онные и языковые особенности текста типа речи описание, рассуждение


Научиться применять алгоритм образования степеней сравнения наречий



Научиться применять правила написания не с наречиями на-о и -е




50

Степени сравнения

Наречий §36

1







51

Морфологический разбор наречия §37

1


Наречие

Научиться применять алгоритм написания не- и ни- в отрицательных наречиях



Научиться применять правило написания одной или двух букв н в суффиксах наречий на о- и -е




52

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Прозвища»

1



Прозвище, рассуждение



53 -54

Слитное и раздельное написание не с наречиями на-о и –е §38

2






55

Р.Р. Устный рассказ по опорным словам.


1


Устный рассказ, письменный



56

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

§39

1


Наречие, отрицательные наречия



57

Одна и две буквы н в наречиях на-о и -е

1



Научиться применять правило написания одной или двух букв н в суффиксах наречий на о- и -е




58

Р.Р. Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать».

1


Описание, типы речи, стили речи



59

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1



Научиться применять правила написания о и е после шипящих на конце наречий





60

Буквы о и а на конце наречий

1




Научиться применять правила написания о и а на конце наречий

Научиться писать сочинение по картине


Научиться применять правило написания наречий через дефис

Научиться применять правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, мяг.зн. после шипящих






61

Р.Р. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»

1




62 - 63

Дефис между частями слова в наречиях §44

2




64

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных §45

1




65

Мягкий знак после шипящих на конце наречий §46

1







66

Повторение по теме «Наречие»

1



Научиться применять технологию самокоррекции при перепроектировании индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах








Личностные: формирование навыков само­анализа и само­контроля. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способ­ность к преодолению препятствий и самокор­рекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала



67

Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие» с грамматическим заданием и анализ

1





















68

Р.Р. Отзыв §47

1

. Отзыв

Учебно-научная речь




69




Р.Р. Учебный доклад §48










1

Учебный доклад

Научиться выявлять и объяснять композиционно-языковые признаки текста учебно-научного стиля, а также составлять текст отзыва по алгоритму выполнения задания

Коммуникативные: управлять поведением партнера.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления в ходе исследования текста учебно-научного стиля.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.



70

Категория состояния как часть речи §49

1

Категория состояния

Категория состояния




71

Морфологический разбор категории состояния §50

1

Категория состояния

Научиться определять слова категории состояния по грамматическим признакам

Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора слов категории состояния

Научиться составлять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Научиться применять изученные правила в ходе написания сжатого изложения

Коммуникативные: управлять поведением партнера.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.



72

Р.Р. Категория состояния как способ сжатия текста

1


Способы сжатия теста




73

Р.Р. Сложный план. Сжатое изложение по упр. 322 «Обыкновенная земля»









2

Сложный план.

Сжатое изложение







ПРЕДЛОГ




74

Самостоятельные части речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов §52, 53

1


Предлог

Научиться применять правила написания предлогов




75

Р.Р. Составление устного текста научного стиля

1

Стили речи, научный стиль





76

Производные и непроизводные предлоги §54

1

Производные и непроизводные предлоги

Научиться отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи

Написать сочинение


Научиться различать простые и составные предлоги

Научиться производить морфологический разбор предлога

Развитие умений описания картины


Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления текста-рассуждения по картине


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само-коррекции.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму.



77

Р.Р. Контрольное сочинение «Наступление весны в нашем селе»


1





78

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога §55 -56

1




79

Р.Р. Впечатление от картины А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

1




80

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1




81

Повторение по теме «Предлог»


1



Научиться применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов




82

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по

теме «Предлог»

1

Предлог

Научиться применять алгоритм выполнения самодиагностики


Личностные: формирование навыков само­анализа и само­контроля. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способ­ность к преодолению препятствий и самокор­рекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала











Союз




83

Союз как часть речи. Простые и составные союзы §58 -59

1

Союз





84

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в сложном союзном предложении §60 -61

1

Простые и составные союзы

Научиться различать союзы простые и составные


Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов


Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания



85

Сочинительные союзы §62

1


Союзы сочинительные и подчинительные


Научиться определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам


Научиться различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их роль в предложении


Научиться определять роль подчинительных союзов в предложении


Научиться писать сочинение-рассуждение





Научиться применять полу ченные знания о союзах при выполнении практических заданий



86

Р.Р. Устное сочинение на тему «Я сижу на берегу…» по упр.376 - 377

1

Описание



87

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. §63-64

1




88

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы §65

1






89

Р.Р. Сочинение-рассуждение

на тему «Как я отношусь к чтению»

1

Рассуждение



90

Повторение сведений о предлогах и союзах

Контрольное тестирование № 5 по теме «Союз».

1




91

Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз»

1





















ЧАСТИЦА

92



Частица как часть речи. Разряды частиц

Формообразующие частицы

§66-67

1

Частица

Научиться отличать частицу от других частей речи



Научиться определять формообразующие, смыслоразличительные частицы




Научиться применять правило слитного,раздельного и дефисного написания частиц



Научиться производить морфологический разбор частицы

Написать сочинение по картине

Научиться различать написание отрицательных частиц не и ни

Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать написание отрицательных частиц ни, приставки ни-, союза ни

Научиться определять междометие по его грамматическим признакам

Научиться применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях



Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах


Коммуникативные: определять цели и функции участников, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста


Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.



93

Смыслоразличительные частицы §68

1


Формообразующие частицы




94

Р.Р. Устный рассказ «Горе-мечтатель»

1

Рассказ




95

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы §69 -70

1

Смыслоразличительные частицы



96

Отрицательные частицы не и ни. Различение приставки не- и частицы не

1




97

Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни

1





98

Контрольный диктант по итогам учебного года и анализ

2




99

Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


1





100

Междометие. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях















ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1




101-102-103

Разделы науки о русском языке

Текст и стили речи.


Итоговое тестирование

Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием


1



1



Личностные: формирование навыков само­анализа и само­контроля. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!