сл. Большая Мартыновка
/Под ред. В.В.Воронковой);
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса по специальной (коррекционной) программе 8 вида составлена на основе п. 2 статьи 32 Закона РФ об образовании, на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., на основе Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 8 классе 8 вида отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл.Б.Мартыновка на 2019 -2020 учебный год количество часов в неделю 3 часа, количество часов в год 101 час.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы на печатной основе.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема раздела, урока | Содержание урока | Деятельность обучающихся |
Введение (2 часа) |
| 02.09. | | Многообразие животного мира. | Выявить признаки сходства и различий между животными, растениями, грибами, бактериями; продолжить знакомство с многообразием животного мира; развить понятие о систематике живых организмов и о виде как систематической единице. | Расширяют знания о царстве Животные, о классификации животных, виде; развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением обосновать необходимость охраны животного мира. Продолжают осваивать учебно- исследовательскую деятельность, устанавливать систематическую принадлежность объектов к царству животных, учатся работать с разными источниками информации. |
| 04.09 | | Значение животных и их охрана. | Животные Красной Книги. | Расширение знаний о редких и исчезающих видах. |
Беспозвоночные животные (15 часов) |
Черви (6 часов) |
| 05.09 | | Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой червь. | Познакомить с общей характеристикой группы червей, сформировать представления о типе плоских червей; раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности. | Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью. |
| 09.09 | | Роль дождевого червя в почвообразовании. | Охарактеризовать важную роль дождевых червей в процессах почвообразования. | Закрепить умение проводить сравнение. |
| 11.09 | | Круглые черви – паразиты человека. | Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности круглых червей; | Расширяют знания об общих признаках круглых, плоских червей. |
| 12.09 | | Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. | Сформировать знания о мерах профилактики заражения паразитическими круглыми червями. | Продолжают осваивать паразитических червей и меры борьбы с ними. |
| 16.09 | | Черви-санитары пресных водоёмов. | Трубочники — типичные донные животные санитары пресных водоёмов. | Продолжают осваивать общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки круглых, плоских червей. Меры профилактики глистных заболеваний. |
| 18.09 | | Черви-сосальщики. | Печеночный сосальщик. | Продолжают осваивать общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки круглых, плоских червей. Меры профилактики глистных заболеваний. |
Насекомые (9 часов) |
| 19.09 | | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни | Расширяют знания о строении и жизнедеятельности насекомых, формируется понятие о развитии насекомых с полным и неполным превращением. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 23.09 | | Бабочка-капустница. | Знания об организации, размножении и развитии бабочки-капустницы. | Расширяют знания о многообразии, значении насекомых. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 25.09 | | Яблочная плодожорка. | Знания об организации, размножении и развитии яблочной плодожорки. | Расширяют знания о многообразии, значении насекомых. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 26.09 | | Майский жук. | Знания об организации, размножении и развитии майского жука. | Расширяют знания о многообразии, значении насекомых. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 30.09 | | Комнатная муха. | Знания об организации, размножении и развитии комнатной мухи. | Расширяют знания о многообразии, значении насекомых. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 02.10 | | Медоносная пчела. | Знания об организации, размножении и развитии медоносной пчелы. | Расширяют знания о многообразии, значении насекомых. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 03.10 | | Тутовый шелкопряд. | Знания об организации, размножении и развитии тутового шелкопряда. | Расширяют знания о многообразии, значении насекомых. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 07.10 | | Полезные насекомые в хозяйственной деятельности человека. | Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. | Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. |
| 09.10 | | Вредные насекомые и меры борьбы с ними. | Вред, приносимый насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. | Знакомятся с мерами борьбы с вредными насекомыми. |
Позвоночные животные (84 часа) Рыбы (7 часов) |
| 10.10 | | Общие признаки позвоночных животных. Внешнее строение и скелет. | Познакомить с общей характеристикой хордовых животных; рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ланцетника. | Знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности хордовых; формируются понятия хорда, нервная трубка. Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью |
| 14.10 | | Общие признаки рыб. Внутреннее и внешнее строение рыбы. | Познакомить с многообразием рыб, классами хрящевых и костных рыб; изучить особенности строения, размножения и развития рыб. | Расширяют знания о позвоночных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития рыб Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 16.10 | | Органы дыхания и кровообращение, нервная система, размножение и развитие рыб. | Знания об организации, размножении и развитии рыб. | Знакомятся с особенностями строения, размножения и развития рыб. |
| 17.10 | | Речные рыбы. | Речные рыбы (окунь, щука, карп). | Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека. |
| 21.10 | | Морские рыбы. | Морские рыбы (треска, сельдь). | Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека. |
| 23.10 | | Рыболовство и рыбоводство. | Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. | Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека. |
| 24.10 | | Рациональное использование и охрана рыб. | Рациональное использование. | Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека. |
Земноводные (4 часа) |
| 06.11 | | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение земноводных. | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение земноводных | Продолжают осваивать общие признаки земноводных. |
| 07.11 | | Внутреннее строение земноводных. | | Расширяют знания о многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 11.11 | | Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. | Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. | многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. Черты сходства и различия земноводных и рыб. |
| 13.11 | | Размножение и развитие лягушки. | Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. | Размножение и развитие лягушки. Расширяют знания о значении и охране земноводных. |
Пресмыкающиеся (5 часов) |
| 14.11 | | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение. | Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития пресмыкающихся. | Расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 18.11 | | Внутреннее строение. | Познакомить с многообразием, особенностями строения. | Расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 20.11 | | Размножение и развитие пресмыкающихся. | Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития пресмыкающихся. | Расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 21.11 | | Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. | Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития). | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 25.11 | | Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. | Сравнительная характеристика (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития). | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
Птицы (13 часов) |
| 27.11 | | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения. Особенности скелета. | Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития птиц. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Приспособления выработанные к полёту. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 28.11 | | Особенности внутреннего строения. | Познакомить с особенностями внутреннего строения. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 02.12 | | Размножение и развитие птиц. | Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. Строение яйца (на примере куриного). |
| 04.12 | | Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). | Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 05.12 | | Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. | Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 09.12 | | Хищные птицы (сова, орел). | Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 11.12 | | Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). | Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 12.12 | | Птицы пресных водоёмов и болот. | Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 16.12 | | Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). | Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 18.12 | | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 19.12 | | Домашние куры. Домашние утки и гуси. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. | Курица, гусь, утка — домашние птицы. Домашняя птица. Уход за домашними птицами. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 23.12 | | Развитие птицеводства. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. | Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. | Расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 25.12 | | Экскурсия на птицеферму. | Демонстрация различных видов птиц. | Расширяют знания о многообразии птиц. |
Млекопитающие (55 часов) |
| 26.12 | | Общие признаки млекопитающих. | Познакомить с общей характеристикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 09.01 | | Внешнее строение млекопитающих. | Познакомить с общей характеристикой млекопитающих. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 13.01 | | Особенности скелета. | Особенности строения скелета. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 15.01 | | Особенности нервной системы. | Особенности строения нервной системы. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 16.01 | | Особенности строения внутренних органов. | Особенности строения внутренних органов. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 20.01 | | Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. | Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 22.01 | | Образ жизни, питание, размножение грызунов. | Образ жизни, питание, размножение. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 23.01 | | Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. | Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Животные Красной книги. | Обобщают знания о многообразии животного мира Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения |
| 27.01 | | Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. | Классификация млекопитающих животных: зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк). | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных. |
| 29.01 | | Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. | Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. | Обобщают знания о многообразии животного мира Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения |
| 30.01 | | Значение зайцев и их охрана. | Значение зайцев и их охрана. | Обобщают знания о многообразии животного мира Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения |
| 03.02 | | Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве. | Значение кролиководства в народном хозяйстве. | Обобщают знания о многообразии животного мира Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения |
| 05.02 | | Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. | Расширить представления о многообразии млекопитающих; продолжить формирование представлений об экологических группах млекопитающих | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 06.02 | | Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. | Рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания. Распространение хищных зверей. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 10.02 | | Значение хищных животных и их охрана. | Изучить значение хищных зверей в природе и их охрану, факторы, ведущие к сокращению численности хищных зверей. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения |
| 12.02 | | Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. | Изучить образ жизни и историю одомашнивания и уход за ними. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения |
| 13.02 | | Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. | Изучить образ жизни, распространение и значение пушных зверей. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 17.02 | | Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. | Изучить образ жизни, распространение и значение пушных зверей. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 19.02 | | Разведение норки на зверофермах. | Внешний вид, образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение и значение пушных зверей. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 20.02 | | Морские животные. | Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 26.02 | | Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. | Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 27.02 | | Охрана морских зверей. | Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.). | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 02.03 | | Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. | Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 04.03 | | Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. | Изучить особенности внешнего вида, передвижение, питание. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 05.03 | | Дикие растительноядные животные (лось). | Многообразие животных, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 11.03 | | Дикие всеядные животные (дикая свинья). | Многообразие животных, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 12.03 | | Характеристика диких животных, распространение, значение и охрана их. | Значение и охрана диких животных. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 16.03 | | Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. | Многообразие животных, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 18.03 | | Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья. | Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 19.03 | | Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. | Изучить отличительные особенности внешнего строения, уход за коровами. Молочная продуктивность коров. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 30.03 | | Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. | Особенности питания. Корма для коров. Современные фермы: содержание коров, телят. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 01.04 | | Выращивание телят. | Вскармливание телят. Некоторые местные породы. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 02.04 | | Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. | Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 06.04 | | Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. | Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 08.04 | | Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. | Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 09.04 | | Выращивание ягнят. | Вскармливание ягнят. Некоторые местные породы. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 13.04 | | Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. | Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 15.04 | | Значение верблюда в хозяйстве человека. | Значение для человека. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 16.04 | | Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. | Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 20.04 | | Значение северного оленя в народном хозяйстве. | Значение. Оленеводство. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 22.04 | | Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. | Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 23.04 | | Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. | Свиноводческие фермы. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 27.04 | | Значение свиноводства в народном хозяйстве. | Значение свиноводства в народном хозяйстве. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 29.04 | | Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. | Изучить как размещают свиней и чем кормят, уход. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 30.04 | | Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. | Изучить внешнее строение, породы лошадей. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 06.05 | | Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. | Породы и значение лошадей в народном хозяйстве. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 07.05 | | Содержание лошадей. Выращивание жеребят. | Изучить особенности кормления и размещения лошадей. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 13.05 | | Парнокопытные. | Изучить особенности внешнего вида, передвижение, питание. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 14.05 | | Непарнокопытные. | Изучить особенности строения, передвижения, питания; сравнить с парнокопытными. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 18.05 | | Приматы. Общая характеристика. | Изучить общие признаки, внешний вид, образ жизни. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 20.05 | | Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни. | Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 21.05 | | Общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Различие диких и домашних животных. | Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Приручение диких животных, сходство и различие диких и домашних животных. Показать разнообразие домашних животных и их значение для человека. | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации. |
| 25.05 | | Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. | Организация заповедников, заказников. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана и восстановление численности промысловых животных. | Расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития |
| 27.05 | | Обобщение всего курса. Подведение итогов. | Обобщение знаний всего курса. | |
| 28.05 | | Обобщение всего курса. Подведение итогов. | Обобщение знаний всего курса. | |
___августа 201__г. ___августа 201__г. Председатель методического