РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по естествознанию
Уровень общего образования, класс: основное общее, 6 класс (коррекционное,8 вид)
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Программа разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы в двух сборниках:
/Под ред. В.В.Воронковой);
Примерных программ по учебным предметам. Биология 5-9 классы;
"Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка".
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 20011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 класса по специальной (коррекционной) программе 8 вида составлена на основе п. 2 статьи 32 Закона РФ об образовании, на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., на основе Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка.
2.Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 6 классе 8 вида отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл.Б.Мартыновка на 2017 -2018 учебный год количество часов в неделю 1 час, количество часов в год 32 часа.
3.Содержание учебного предмета
Природа (4ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (8ч)
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Растворение соли, сахара в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Определение текучести воды.
Практическая работа:
измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух (2ч)
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Объем воздуха в какой-либо емкости.
Упругость воздуха.
Воздух — плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые (8ч)
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа:
Экскурсии:
Почва (9ч)
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.
Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа:
различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на
школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование
лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и
кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия:
Итоговый контроль
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы на печатной основе.
Требования к уровню подготовки
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема раздела, урока | Содержание урока | Деятельность обучающихся |
| Введение (4ч) |
1 | 7.09 | | Живая и неживая природа. Тела природы. | Живая и неживая природа. Тела природы. | знать различия тел живой и неживой природы, уметь группировать и классифицировать предметы |
2 | 14.09 | | Твёрдые тела. Жидкости и газы. | Твёрдые тела. Жидкости и газы. | Знать отличие твёрдых тел, жидкостей и газов; уметь классифицировать примеры |
3 | 21.09 | | Предметы и явления неживой природы, их изменения. | Предметы и явления неживой природы, их изменения. | знать предметы и явления неживой природы, их изменения |
4 | 28.09 | | Для чего изучают неживую природу? | Для чего изучают неживую природу? | уметь понимать связь человека с неживой природой и зависимость от неё |
Вода (8ч) |
5 | 5.10 | | Вода в природе | Вода в природе | иметь представление об источниках воды в природе и её значении |
6 | 12.10 | | Свойства воды – непостоянство формы, текучесть. (Вода – жидкость). | Свойства воды – непостоянство формы, текучесть. (Вода – жидкость). | знать свойство воды как жидкости – непостоянство формы, текучесть |
7 | 19.10 | | Изменение воды при нагревании и охлаждении | Изменение воды при нагревании и охлаждении | знать свойство воды расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении |
8 | 26.10 | | Температура воды. Термометр. | Температура воды. Термометр. | иметь понятие о температуре воды, градусе; знать устройство, назначение и виды термометров |
9 | 9.11 | | Измерение температуры воды Практическая работа | Измерение температуры воды Практическая работа | уметь измерять температуру воды, уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием |
10 | 16.11 | | Вода – растворитель некоторых твёрдых веществ | Вода – растворитель некоторых твёрдых веществ | знать свойство воды растворять некоторые твёрдые вещества |
11 | 23.11 | | Нерастворимые в воде вещества | Нерастворимые в воде вещества | знать нерастворимые в воде вещества |
12 | 30.11 | | Водные растворы в природе – минеральная и морская вода. Питьевая вода Использование воды в промышленности и с/х. Охрана воды. | Водные растворы в природе – минеральная и морская вода. Питьевая вода Использование воды в промышленности и с/х. Охрана воды. | иметь представление о составе и пользе минеральной и морской воды для человека; знать правила употребления воды в пищу знать об использовании воды в промышленности и с/х, о бережном отношении к воде |
Воздух (2ч) |
13 | 7.12 | | Воздух в природе Воздух занимает место Воздух сжимаем и упруг Воздух- плохой проводник тепла | Воздух в природе Воздух занимает место Воздух сжимаем и упруг Воздух- плохой проводник | знать о составе и значении воздуха для всего живого знать отличительные признаки газов, свойство воздуха – занимать место знать свойства воздуха – сжимаемость и упругость знать свойство воздуха -плохо проводить тепло |
14 | 14.12 | | Состав воздуха Кислород, его свойства Значение кислорода в жизни растений, животных и человека Углекислый газ и его свойства | Состав воздуха Кислород, его свойства Значение кислорода в жизни растений, животных и человека Углекислый газ и его свойства | знать состав воздуха знать свойства кислорода знать значение кислорода для всего живого знать свойства углекислого газа |
Полезные ископаемые (8ч) |
15 | 21.12 | | Что такое полезные ископаемые? | Что такое полезные ископаемые? | иметь представление о полезных ископаемых, знать их названия |
16 | 28.12 | | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | знать полезные ископаемые, используемые в строительстве |
17 | 11.01 | | Гранит | гранит | знать свойства гранита, его применение |
18 | 18.01 | | Известняки | известняки | знать виды известняков, их свойства и применение; уметь отличать их |
19 | 25.01 | | Песок и глина | Песок и глина | знать свойства песка и глины, их применение |
20 | 1.02 | | Нефть | нефть | знать свойства нефти, её применение |
21 | 8.02 | | Природный газ | Природный газ | знать свойства природного газа, его применение; знать правила безопасности |
22 | 15.02 | | Что мы узнали о полезных ископаемых? | Что мы узнали о полезных ископаемых? | обобщить знания о полезных ископаемых, знать их названия и свойства |
Почва (9ч) |
23 | 22.02 | | Что называют почвой? Состав почвы | Что называют почвой? Состав почвы | знать состав почвы |
24 | 1.03 | | Перегной – органическая часть почвы | Перегной – органическая часть почвы | знать значение перегноя в почве |
25 | 15.03 | | Песок и глина в почве | Песок и глина в почве | знать значение песка и глины в почве |
26 | 22.03 | | Минеральные соли в почве | Минеральные соли в почве | знать значение минеральных солей в почве |
27 | 5.04 | | Различие почв по их составу | Различие почв по их составу | знать различные почвы, уметь отличать их по внешнему виду |
28 | 12.04 | | Как проходит вода в разные почвы? | Как проходит вода в разные почвы? | знать способности разных почв пропускать воду |
29 | 19.04 | | Испарение воды из почвы | Испарение воды из почвы | иметь представление об испарении воды из почвы |
30 | 26.04 | | Обработка почвы на полях Обработка почвы на небольших участках | комбинированный | знать основные приёмы обработки почвы на полях знать основные приёмы обработки почвы на небольших участках |
31 | 17.05 | | Уход за деревьями и кустарниками | Уход за деревьями и кустарниками | закрепление практических навыков |
Повторение (1ч) |
32 | 24.05 | | Что мы узнали о почве? Повторение раздела «Почва» | Что мы узнали о почве? Повторение раздела «Почва» | обобщение и закрепление знаний о почве |