Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Зенинская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла ______ Пушкарёва Т.В. Протокол № ___ от «____»__________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Зенинская СОШ » __________Халтурина В.Н. «____»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Зенинская СОШ » _________Ткаченко В.И.. Приказ № ___ от «___»___________2018 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
на уровень среднего общего образования
(срок освоения основной образовательной программы
среднего общего образования
2018 /2019 уч .год – 2019 /2020 уч. год)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для уровня среднего общего образования (10-11 классы) разработана на срок действия основной образовательной программы основного общего образования (2018 /20 19 уч. год – 2019 /2020 уч. год) на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы:
Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы Программы:-М.; Вентана-Граф, 2010. – 176 с.
Рабочая программа по биологии для уровня среднего общего образования (10-11 классы) направлена на реализацию следующих целей и задач:
Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы, подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Изменения , внесённые в рабочую программу 10 класс:
-уменьшены на 1 час темы « Введение в курс общебиологических явлений» и «Биосферный уровень организации жизни».
- увеличенына 1 час темы «Биогеоценотический уровень организации» 9 час и « Популяционно-видовой уровень организации жизни» на 1 час до 13 часов.В данных темах много важных вопросов, которые необходимо разобрать.
Изменения, внесённые в рабочую программу 11 класс:
11 класс
- тема «Клеточный уровень организации жизни» уменьшена на 1 час
- тема «Молекулярный уровень организации жизни» изменена, добавлен 1 час
Рабочая программа по биологии для уровня среднего общего образования (10-11 классы) ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией: Проф. И.Н. Пономарёвой
Учебно-методическая литература 10 класс
Учебник: Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина ; под ред. Проф. И.Н.Пономарёвой. – 4е изд., перераб. – М.; Вента-Граф, 2017. -224 с.;ил.
Учебно-методическая литература 11 класс
Биология :11 класс; базовый уровень: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский; Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017.-256 с.; ил.
Рабочая программа по биологии для уровня среднего общего образования (10-11 классы) рассчитана на:
Количество учебных часов в 10 классе:
34 часа, 1 час в неделю.
Лабораторных работ- 3
Контрольные: входная, промежуточная, итоговая
Количество учебных часов в 11классе:
34 часа , 1 час в неделю. 11класс
Лабораторных работ - 2
Контрольные: входная, промежуточная, итоговая
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы);
Формы организации учебного процесса, применяемые на уровне среднего общего образования (10-11 классы):
Текущий, промежуточный, итоговый контроль .
Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Изучение курса «Биология» в 10 – 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10 – 11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
Для организации учебной деятельности учащихся используются комбинированные уроки; уроки, посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; уроки, служащие закреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученного материала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениями методом выполнения устных, письменных , практических работ.
В организации урока широко применяются такие формы организации учебной деятельности учащихся, как проблемная лекция, учебная дискуссия, эксперимент, приемы обучения построению логически связного изложения материала. Кроме этого, в организации учебной деятельности учащихся используют такие приемы, как:
- создание мини-проектов;
- построение структурно-логических схем;
- системно-функциональный анализ объекта;
- лабораторные опыты;
- практические работы (проекты);
- контрольные работы.
Данные виды работы способствуют формированию интеллектуальных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных компетентностей учащихся.
II. Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении ученик должен знать /понимать
Основные положения биологических теорий (клеточная , эволюционная теория Дарвина), учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости.
Строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом.
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора.
Вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки.
Биологическую терминологию и символику.
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
владение навыками самообразования и саморазвития;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Программа 10 -11 (базовый уровень) разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.
III. Календарно-тематическое планирование по биологии (Приложение)
Содержание программы учебного предмета 10 класс
- Введение в курс общебиологических явлений (5ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Лабораторная работа.Методика работы с определителями растений. Морфологическое описание одного вида растений.
Биосферный уровень организации жизни (8ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
- Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз,
биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме.
Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема.
Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
Популяционно-видовой уровень (13 ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.
Содержание программы учебного предмета 11 класс
1. Организменный уровень организации жизни (17ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание.. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторная работа Решение элементарных генетических задач
2. Клеточный уровень организации жизни (8ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Лабораторная работа Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня
3.Молекулярный уровень проявления жизни (9 ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
V.Формы и средства контроля (Приложение)
VI. Перечень учебно – методических средств обучения
Литература.
1.1.Основная литература.
Учебник: Общая биология :учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. – М.; Вента-Граф, 2017. -224 с.;ил.
2.1.Общая биология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017.-224с.; ил.
1.2.Список рекомендуемой литературы 10класс
Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы Т.С.. Сухова М. Изд.дом Дрофа, 1997 г.- 128 с.
М.П.Травкин, И.Н.Леонтьев Задачи по генетике и методика их решения БГПИ имени М.С.Ольминского, Белгород -1980, 48с.
Под ред. Академика АН УССР К.М. Сытника Справочник по биологии. : Киев : «Наукова думка» 1979. – 440 с.
Шалапёнок Е.С. Тесты по биологии : для поступающих в вузы/ - 6-е изд.- М.:Айрис –пресс, 2007. -384 с. (Домашний репетитор)
Мишин Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии: Пособие для учащихся 10 класс веч. И заоч. Общеобразоват. Школ. – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1982. -63 с.
А.П.Бородина, А.Ф.Колчанов. Редкие и исчезающие виды флоры Белгородской области. Методические рекомендации. – Белгород: 1991. – 94 с.
Кудинова М.Л. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные : По страницам Красной книги СССР. – М.: Металлургия, 1987. -367 с.
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии : метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.( уроки мастерства)
Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для прведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс. – м.: Дрофа, 200. -80 с.
Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы, 11 класс.-М.: Дрофа, 2000.-80 с.
2.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
Оборудование по биологии
№п/п | Оборудование | Количество |
| Наименование средств ИКТ | | |
1 | ПК | 1 |
2 | Принтер | 1 |
3 | Сканер | 1 |
4 | Интерактивная доска | 1 |
5 | Проектор | 1 |
6 | Аудиоколонки | 1 |
| Приборы и коллекции | |
7 | Таблицы по ботанике | |
8 | Комплект таблиц по биологии | |
9 | Диапозитив «С/х энтомология» | |
10 | Диапозитив «Растениеводство» | |
11 | Диапозитив «Уровни организации жив. природы» | |
12 | Диапозитив «Эволюция» | |
13 | Диапозитив «Животноводство» | |
14 | Весы учебные лаборат. Эл. ВУЛ-100 | |
15 | Термометр электронный ТЭН-5 | |
16 | Микроскоп БИОР-2 | |
17 | Микроскоп световой | |
18 | Посуда и лабораторные принадл. | |
19 | Биологическая микролаборатория | 4 |
20 | Набор микропрепаратов по биологии | |
21 | Коллекции по биологии | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
2