СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 10 КЛАСС 2015-2016 учебный год БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание    авторской программы  Л.А. Рапацкой  «Мировая художественная культура»   рассчитано на 34 часов. Рабочая программа  «Мировая художественная культура»  рассчитана на 35 часов,  поэтому добавлен 1час на   тему «Итоговое повторение»  .

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 10 КЛАСС 2015-2016 учебный год БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Армянска Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании городского МО

Руководитель городского методического объединения

Э.Х.Хамитова ___________

Протокол №5

от «19»июня2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

М.В.Пивоварова

___________


«_____»___________2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

В.А.Виноходов

_____________

Приказ №_____


от «_____»________2015 г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

10 КЛАСС

2015-2016 учебный год


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ













 

Разработчик программы:

Чикалова Ирина Ивановна учитель МХК,СЗД

 





 





 г. Армянск – 2015 г.



Пояснительная записка

Адресность программы: тип (общеобразовательное, специальное и др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

Данная рабочая программа учебного предмета « Мировая художественная культура» для обучающихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы /– Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и положением о рабочих программах .Образовательная область «Искусство» Предмет изучения МХК.

Функции предмета: Развитие толерантного отношения к миру как единству многообразия.


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой


Содержание авторской программы Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура» рассчитано на 34 часов. Рабочая программа «Мировая художественная культура» рассчитана на 35 часов, поэтому добавлен 1час на тему «Итоговое повторение» .

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:

  1. Конституция Российской Федерации от 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках кКонституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014№ 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  11. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

Региональный уровень:

1.Закон Республики Крым от 06.07.2015 года №131-ЗРК-2015 « Об образовании в Республике Крым».Принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015 года. Вступает в силу 01.01.2016 года.

2. Решение коллеги Министерства образования, науки и молодежи Крым от 22.04.2015г. №2/2 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях».

3.Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым на 2015-2016 учебный год от 11.06.2015 года №555;

4. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждений. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.

5. Инструктивно-методические рекомендации « Об особенностях преподавания учебных дисциплин в 2015/2016 учебном году», разработанные методистами КРИППО;

Муниципальный уровень:

  1. Приказ Отдела образования города Армянска от 10.06.2015 г. № 429 «О создании единой системы подготовки и введения в учебно-воспитательный процесс рабочих программ учебных предметов и курсов вариативной части рабочего плана образовательных организаций г. Армянска»;

  2. Школьный уровень:

Основная образовательная программа основного общего образования «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска Республики Крым, утвержденная педагогическим советом №1 от 27.08.2015г.


Цели и задачи рабочей программы:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

Развивающие:


  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;





Образовательные:

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Характеристика учебного курса, его место в учебном плане

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа по МХК следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла

Технологии:

  • Технология проектного обучения

  • Информационные  технологии 

  • Технология педагогического общения

  • УУД

В рамках преподавания курса искусства могут быть освоены и эффективно использованы современные информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического и творческого мышления.

Используемые педагогические технологии:


Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- составление планов ответа;

- инсерт;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MSPowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу Mytest. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;

  • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);

  • выполнение проектных работ;

  • осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";

  • планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;

  • выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;

  • подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);

  • выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

Основные формы работы:

  • урочная;

  • внеурочная;

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая

  • наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, тестирование.

  • дифференцированный


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен: знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной

жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.

Формы контроля уровня достижения планируемых результатов

Входной, промежуточный и итоговый контроль запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов, творческих работ. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических и тестовых работ. Итоговый контроль осуществить после прохождения всего учебного курса.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы:

Годовое количество часов, отведённых на изучение данного учебного предмета - 34 часа, недельное количество – 1 час.


Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с требованиями, установленными ФКГОС, основной образовательной программой образовательного учреждения:

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2)осозна­ние своей принадлежности к малой Родине Крыму, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

3)усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества и других народов мира;

4)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих правовых и этических норм;

6) эстетическое отношение к миру.

7)формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

8)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению






1)умение самостоятельно определять цели задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками;

5)работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов;

6)формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.



1)формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; 2)развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; 3)развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 4) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 5)освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 6)воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 7)развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; 8)осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.


Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года:

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  • Освоение содержания основного общего образования по предмету «МХК» :

  • формирование у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретение умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Критерии оценивания обучающихся 10 классов


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.



Содержание программы учебного курса

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ (10часов)

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы­кальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на­родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верова­ний. Влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(2) Нравственные зако­ны ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухам­мед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра­зы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (14 часов)

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры.(2) Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной куль­туры. Древнегреческая архитектура. Памят­ники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Вет­хий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусст­ва. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архи­тектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. (9часов)

Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направ­лениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.

РАЗДЕЛ IV. Итоговое повторение (2)

Учебно-тематический план

п\п

Наименование разделов

Кол-во часов

Формы контроля

По программе

По рабочей программе

1

1 раздел

Восточные художественные культуры –верность заветам предков

10

10

Контрольная работа.

Тест .

2

2 раздел

История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции

14

14

Контрольная работа.

Тест .

3

3 раздел

Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)

9

9

Контрольная работа.

Тест .

4



Итоговое повторение

1

2

Итоговая контрольная работа.

Тест .



Календарно-тематическое планирование по МХК в 10 классе.





Наименование раздела и тем

Дата проведения

Содержание учебных тем

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Форма контроля

По плану

По факту

I четверть (9часов)

Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч)

1


Тема 1.

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности(2)

02.09


Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка. Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

1

Уметь давать характеристику художественной культуры Древнего и средневекового Востока.

Знать и уметь обобщать особенности данных культур.

Владеть навыком анализа и синтеза полученных знаний по данному разделу.

Уметь оперировать историко-культурными понятиями.











2


Египетское изобразительное искусство и музыка.

09.09


1



3


Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)

16.09


Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха Гаутама

1

Сообщения по темам

4


Храмовое зодчество.

23.09


1

Тест

5

Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)

30.09


Учение Лао – цзы и Конфуция. Великая китайская стена.Жанры китайской живописи. Шелкография. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы­кальные инструменты.

1


6

Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.

07.10


1

Тест

7

Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)

14.10


Религия Синтоизм. Храмы древней Японии. Японская поэзия танка; икебана, чайная церемония, Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на­родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верова­ний. Влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

1

Сообщения по темам

8

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.

21.10


1

Тест

9

Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)

28.10


«Коран»- главная книга религии ислам. Поэзия Фиордуси, Низами, Саади ,Омар Хаям. ) Нравственные зако­ны ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухам­мед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра­зы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

1

Контрольная работа


II четверть ( 7часов)




10

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.

11.11


1


Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции (14 ч)

11

Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры(2)

18.11


Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Римская художественная культура. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной

художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной куль­туры. Древнегреческая архитектура. Памят­ники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

1


Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.

Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры Европы.

Знать хронологические рамки и уметь ориентироваться в историческом и культурном пространстве данных культур.

Уметь на основе изложенного материала делать обобщения и выводы.


Заполнение таблицы «Взаимодейст-вие культур Востока и Европы»


12

Римская художественная культура.

25.11


1

Тест

13

Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре.

Библия.(2)

02.12


Ветхий завет. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Вет­хий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

1


14

Новый Завет.

09.12



1


15

Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности(2)

16.12


Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов. Христианские основы средневекового европейского искусст­ва. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

1


16

«Пламенеющая готика» европейских соборов.

23.12


1


Сообщения по темам



III четверть (10часов)



17

Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2)

13.01


Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архи­тектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

1


18

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

20.01


1

Сообщения по темам

19

Тема 10.

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2)

27.01


Художественная культура Франции. Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

1

Заполне ние таблицы «Север ное возрождение»


20

Художественная культура Франции.

03.02


1



21

Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей(2)

10.02


Художественная культура Италии и Франции XVII в. «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

1



22

Художественная культура Италии и Франции XVII в

.17.02


1



Сообщения по темам

23

Тема 12.

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума(2)

24.02


«Венская классическая школа» Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

1


24

«Венская классическая школа»

03.03


1

Контрольная работа

Раздел III. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XXVIII вв.) (10 ч)

25

Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2)

10.03


Музыкальное искусство и литература Киевской Руси Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

1































1

Иметь представление об историко-культурных фактах, явлениях и процессах культуры Киевской Руси. Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках предложенного задания. Уметь оперировать историко -культурными понятиями.

Уметь анализировать историко -культурные процессы, выделять причинно-следственные связи.

Знать историческую хронологию.

Уметь на основе изложенного материала делать обобщения и выводы.



26

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

17.03





IV четверть (9 часов)



27

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты(2)

07.04


Новгородская живопись и музыкальное искусство. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

1


Заполнение таблицы «Худож-ные традиции Новгор-кой Руси»


1

28

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

14.04



29

Тема15.

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского (2)

21.04


Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

1


30

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.

28.04


1



31

Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)

05.05


Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направ­лениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

1


32

Музыка и изобразительное искусство XVII в.

12.05


1



33



34

Тема17.

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

13.05



19.05


Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.

2


35


Итоговое повторение

26.05



1


Итоговая контро-льная работа



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература.

Учебники для общеобразовательных учреждений.

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.


Дополнительная литература.

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с. .

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.

Пешикова Л.В.

Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета

  1. Интерактивная доска, компьютер.

  2. Музыкальный центр, телевизор.

  3. Набор портретов русских и зарубежных художников.


ТСО:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • аудиоцентр/магнитофон; мультимедийный проектор (общешкольный);

  • экспозиционный экран (общешкольный);

  • персональный компьютер для учителя (ноутбук);

  • принтер лазерный (общешкольный);


Список цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Ссылки на сайты по Мировой художественной культуре

http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура)

Энциклопедии и библиотеки

  • http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.

  • http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы.

  • http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), небольшая галерея искусства, новости культуры и искусства.

  • http://mifolog.ru/ - подробная энциклопедия по мифологии с текстами.

  • http://fashion.artyx.ru/ - «Иллюстрированная энциклопедия моды» (много черно-белых иллюстраций) .

  • http://100oper.nm.ru/ - книга «100 опер».

  • http://www.encspb.ru - энциклопедия Санкт-Петербурга.

  • http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)

  • http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира» (тексты).

  • http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам.

  • http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам.

  • http://www.mhk.spb.ru/ - «Мировая художественная культура», учебник для 5 класса по древнему миру, поиск по роду искусства и по регионам и цивилизациям.

  • http://www.rsl.ru/ — сайт российской государственной библиотеки /Ленинка/ (новости, издания, ссылки на открытые зарубежные издания).

  • http://notes.tarakanov.net/ — нотная библиотека (огромное количество нот, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов).

  • http://www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.

  • http://www.artcyclopedia.com — иллюстрированная энциклопедия по искусству.

  • http://www.most-spb.ru/ - Мосты Санкт-Петербурга (фотографии и сведения о мостах).

  • http://www.bards.ru/ - сайт, посвященный российским бардам.


Коллекции

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/ -
    единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – музыка (русская и зарубежная).

  • http://jivopis.ru/gallery/ - 15 картинных галерей и биографии русских художников.

  • http://leit.ru/ - история и культура Японии, современность, туризм.

  • http://onfoot.ru/ - сайт посвящен прогулкам по Москве, достопримечательностям и гостиницам.

  • http://www.artrussia.ru/russian/ - галереи: неплохая галерея русских художников, галерея работ современных русских художников, выставка-продажа.

  • http://www.worldarthistory.com/ - «история мирового искусства» - ряд небольших статей с маленькими картинками.

  • http://rusarh.ru/ - «Архитектура России» - скромные тексты, черно-белые фотографии, умеренное количество памятников.

  • http://www.artlib.ru/ - сборник галерей живописи – русские художники от Иванова до Поленова и очень много современных художников, последние выставки.

  • http://art.rin.ru/ - «Изобразительное искусство и фотография» - история и теория искусства – больше тексты, чем картинки; современное искусство – есть небольшие галереи современных художников.

  • http://www.art-education.ru/AE-magazine/ - электронный журнал «Педагогика искусства» - сборник и архив статей.

  • http://www.art-education.ru/ - официальный сайт института художественного образования РАО.

  • http://www.websib.ru/noos/mhk/ - образовательный сайт Новосибирской области. В разделе искусство – стандарты и статьи.

  • http://sobory.ru/ - «Народный каталог православной архитектуры» - описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей.

  • http://erzya.by.ru/ - сайт посвящен творчеству скульптора С. Эрьзя. Изображения скульптуры.

  • http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв. Очень много зарубежных художников, приличные подборки. Фотографии и скульптуры значительно меньше.

  • http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.

  • http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

  • http://midiclassic.narod.ru/ - «Классическая музыка» - портреты, биографии, термины и музыка в формате МИДИ.

  • http://www.classical.ru/r/ - неплохой архив классической музыки в формате Real Audio.

  • http://www.maestroes.com/ - тексты о композиторах XX века.

  • http://culture.yarcenter.ru/ - сайт посвящен Ярославлю, есть история и неплохая коллекция фотографий.

  • http://www.archi-tec.ru - статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) – по России, новости и события в архитектуре, архитектурные термины.

  • http://www.artyx.ru - книги по искусству – тексты, архитектура – только тексты, живопись – коллекции по музеям и по алфавиту, художники – ну очень маленькие тексты, мода – переход на сайт истории моды, скульптура – только Японии и Древней Греции, музеи – краткая история без картинок.

  • http://www.belcanto.ru - сайт посвящен оперному искусству – новости, биографии, книги, статьи, записи в mp3, ссылки на другие музыкальные сайты.

  • http://www.classic-music.ru - бесплатная музыка в mp3 и биографии композиторов и исполнителей.

  • http://www.world-art.ru - коллекция живописи (подробные биографии, подборка работ, очень много авторов), архитектура (по городам, внутри городов конкретные памятники), литература (биографии писателей, тексты их произведений), анимация и кино – обсуждения и рецензии, просмотр роликов с отрывками кино.

  • http://e-project.redu.ru/mos/ - материалы по Москвоведению, фотографии Московских памятников архитектуры, архитектурный словарь, небольшие статьи по архитектурным стилям и московским архитекторам.

  • http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.

  • http://www.museum-online.ru - online-музей живописи. Биографии и коллекции картин (не всегда биографии соответствует коллекция). Изображений много, есть увеличение.

  • http://www.castles.narod.ru - сайт посвящен эпохе средневековья. Литература о рыцарстве и крестовых походах, коллекция изображений средневековых замков.

  • http://www.impressionism.ru - сайт посвящен импрессионизму от предпосылок во французском искусстве XIX века до постимпрессионизма. История, биографии художников, некоторое количество изображений.

  • http://www.arthistory.ru/ - история изобразительного искусства от ренессанса до модерна. Биографии художников и по 1-3 изображения.

  • http://www.sgu.ru/rus_hist/ - «Русская история в зеркале изобразительного искусства» - исторические события и лица, о которых удалось найти живописное полотно. Представлены жанры: бытовая историческая живопись, исторический пейзаж, исторический портрет и сюжетное историческое искусство. Названия жанров даны авторами сайта.

  • http://www.wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.

  • http://www.middleeast.org.ua/ — информационный центр “Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).

  • http://www.visaginart.narod.ru/ — галерея ИЗО по эпохам и стилям.

  • http://www.ethnology.ru/ — сайт предоставляет доступ к Интернет-ресурсам по этнографии России.

  • http://www.hellados.ru/ — мифология Древней Греции (сюжеты, герои, керамика, художественная галерея).

  • http://www.abash.netfirms.com/ — абашевская игрушка (история, каталог, образцы).

  • http://www.abcgallery.com/ — виртуальная коллекция произведений искусства (более 8 000), поиск по стилям, странам, авторам.

  • http://www.wga.hu/ — интернет-ресурсы живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко.

  • http://www.artnet.com/ — ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников.

  • http://www.tvkultura.ru/ — сайт телеканала “Культура” (новости, программы, афиши, заметки по всем областям культуры).

  • http://www.russianculture.ru/ — портал “Культура России” (новости, произведения искусства, викторина, шкала времени, виды искусства, описание произведений искусства, портреты деятелей искусства, биографии).

  • http://www.cultradio.ru/ — сайт радио “Культура” (новости, программа, фото современных деятелей культуры).

  • http://www.cultcorp.ru/ — Государственная телевизионная и радиовещательная компания “Культура” (новости кино, музыки, литературы, ИЗО, театра, ссылки и интервью).

  • http://www.guelman.ru/culture — информационное агентство “Культура” (обзор прессы, ссылки на сайты литературных и художественных журналов, музеев мира, галерей, клубов, театров).

  • http://www.rosculture.ru/ — сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии (новости, культура регионов РФ, календарь культуры, интернет-путешествия по регионам).

  • http://www.gramma.ru/ — культура письменной речи (ликбез по стилистике речи, статьи по школьной программе, библиотека, справки, юмор).

  • http://www.smallbay.ru/ — галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото.

  • http://www.culturemap.ru/ — культура регионов России (карта России и достопримечательности регионов).

  • http://www.celtic.ru/ — портал сайтов по культуре кельтов в России (история и культура Бретани).

  • http://www.mify.org/ — мифология древней Греции (древнегреческие тексты, работы по мифологии, стихи, художественная галерея).

  • http://petrov-gallery.narod.ru/ - картинная галерея Александра Петрова (большое количество изображений хорошего качества, расположенным по темам).

  • http://www.kcn.ru/tat_ru/index.htm — Татарстан в сети Интернет (история, культура, Коран, хадисы, шариат, традиции).

  • http://www.rimkor.edu.ru/gallery — на сайте музыкальной школы им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге выставлена галерея русской и зарубежной живописи на музыкальные сюжеты (музыканты, музыкальные инструменты, портреты музыкантов).

  • http://www.opera-class.com/ — “Классическая опера” (либретто, биографии композиторов, музыкальные термины).

  • http://www.flamenco.ru/ — сайт, посвященный фламенко (история танца и гитары, техника танца, техника игры на гитаре, исполнители).

  • http://www.hypermusic.ca/ — история классической музыки, история джаза, музыкальные инструменты.

  • http://www.musicals.ru/ — сайт, посвященный мюзиклу (история жанра, популярные мюзиклы, их постановки, фото).

  • http://www.wroubel.ru/ - сайт, посвященный творчеству Михаила Врубеля.

  • http://www.bocsh.org.ru/index.html - сайт, посвященный творчеству Иеронима Босха.

  • http://daliworld.narod.ru/ - сайт, посвященный творчеству Сальвадора Дали.

  • http://mosmodern.race.ru/ - сайт, посвященный архитектуре московского модерна.

Музеи

  • http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), галерея искусства, новости культуры и искусства.

  • http://www.tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».

  • http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

  • http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

  • http://www.rusmuseum.ru - сайт Русского музея. Коллекции, увеличение, выставки, о музее, магазин, издания, события.

  • http://www.hermitagemuseum.org - официальный сайт Эрмитажа. Коллекции, история, выставки.

  • http://www.kremlin.museum.ru - сайт Московского Кремля. Музеи, история, выставки. Много изображений.

  • http://www.ilyarepin.org.ru - сайт посвящен творчеству И.Е. Репина и его дому-музею в Самарской области.

  • http://www.museum-online.ru - online-музей живописи. Биографии и коллекции картин (не всегда биографии соответствует коллекция). Изображений много.

  • http://louvre.historic.ru - сайт посвящен Лувру: история, коллекции, виртуальная экскурсия. Изображений много.

  • http://www.museum.vladimir.ru/ — сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника (новости, география музея, архитектурные памятники, экспозиции, выставки, коллекции).

  • http://www.metmuseum.org/ — сайт Метрополитен-музея в Нью-Йорке (история, коллекции, выставки).

  • http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).

  • http://www.theatremuseum.ru/ — сайт Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (выставки, календарь, коллекции, история).

  • http://www.puppet.ru/ — сайт Государственного Академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова (история, афиша, музей, коллекция кукол).

  • http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm - виртуальная экскурси по собору святого Павла в Лондоне.

  • http://www.spb-guide.ru/ - путеводитель по Санкт-Петербургу с большим количеством фотографий.

  • http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи.

Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия

  • http://leit.ru/ - история и культура Японии, современность, туризм.

  • http://onfoot.ru/ - сайт посвящен прогулкам по Москве, достопримечательностям и гостиницам.

  • http://www.pro-benelux.ru/ - туристический сайт в страны Бенелюкса (история и достопримечательности стран).

  • http://www.foto.awd.ru/ - большое количество фотографий из путешествий по странам мира.

  • http://spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.

  • http://spbfoto.spb.ru/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.

  • http://www.veneziya.ru/ - туристический сайт о Венеции с фотографиями.

  • http://www.visit-italia.ru/sights - туристический сайт с большим количеством сведений о достопримечательностях итальянских городов.

  • http://www.gorodokk.ru/ - сайт с фотографиями российских городов.

  • http://www.suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.

  • http://moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.

  • http://www.kulichki.com/travel/ - виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага).

  • http://www.isratour.ru/ - виртуальные путешествия по Израилю.

  • http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

  • http://achadidi3.narod.ru/ - виртуальное путешествие в Непал.

  • http://www.indias.ru/ - виртуальные путешествия по Южной Индии.

  • http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).

  • http://www.virtualtraveling.nl/flash/start_nl.html - англоязычный сайт виртуальных путешествий по странам мира, большое количество фотографий.

  • http://www.virtourist.com/ - виртуальные туры по странам мира (англоязычный сайт).

  • http://www.virtualfreesites.com/world.travel.html - англоязычный сайт виртуальных путешествий по городам и странам мира.


Форумы на темы искусства

  • http://art2you.funbb.ru/ - форум на темы искусства.

  • http://forum.russia-art.ru/ - форум на темы искусства.

  • http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.

  • http://stihinew.fastbb.ru/ - свободный форум по поводу стихов о любви.

  • http://www.forumklassika.ru/ - форум об академической музыке, на котором общаются как известные музыканты-профессионалы, так и любители музыки.

  • http://www.musicforums.ru - форумы для музыкантов.

  • http://www.trance.ee - многоязычный форум электронной музыки.

  • http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений.

  • http://nephele.kulichki.net/forum/ - помощь в поиске нот музыкальных композиций, работа с программами-нотаторами (Sibelius, Finale) и другим музыкальным софтом, общение на музыкальные темы.

  • http://forum.silencesux.ru/ - музыкальный форум.

  • http://forum.russianmetal.org/ - форум русского металла с обсуждением музыки и стилей.

  • http://forum.altzone.ru/ - новости и форум альтернативной музыки, общение с участниками русских рок-команд, обзоры альбомов, клипы, песни mp3, тексты песен, биографии металл-групп.



Приложение

Контрольная работа по МХК в 10 классе - Раздел 1

Художественная культура Древнего и средневекового востока.

  1. Что лежит в основе религии Древнего Египта? _______________________________________________________________________

  2. Кто такой Имхотеп? _______________________________________________________________________

  3. Какую роль он сыграл в истории египетской культуры? _______________________________________________________________________

  4. Что такое мастаба? _______________________________________________________________________

  5. О чём говорит выдвинутая вперёд левая нога египетских скульптур? _______________________________________________________________________

  6. Чем известна царица Хатшепсут? __________________________________________

  7. Чем характеризуется амаранский период в развитии искусства Египта? _______________________________________________________________________

  8. Что носит название Паталиптура и что это означает? _______________________________________________________________________

  9. Что такое брахманизм? _______________________________________________________________________

  10. Что такое веды? _______________________________________________________________________

  11. В какую эпоху наблюдается кульминация художественного творчества Древней Индии? _______________________________________________________________________

  12. Что такое колесо и свастика в разрезе индийской культуры? _______________________________________________________________________

  13. Что такое ступа? _______________________________________________________________________

  14. Что характерно для индийского танца? _______________________________________________________________________

  15. Какой памятник индийской культуры находится в пещерном храме на острове Элефант? _______________________________________________________________________

  16. К какой культуре и эпохе относится Тадж-Махал? _______________________________________________________________________

  17. Какое влияние на китайскую культуру оказали Лао Дзы и Конфуций? _______________________________________________________________________

  18. Опишите китайское погребальное сооружение? _______________________________________________________________________

  19. Напишите, что отличало китайскую культуру (особо развитые направления искусства) _______________________________________________________________________

  20. Что такое профессиональный театр ноо? ______________________________________________________________________










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!