СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс. Тема "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие карты урока по теме "Причастие"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс. Тема "Причастие"»











Рабочая тетрадь

учащейся 7 класса по теме

«Причастие»






Причастие как часть речи

  1. Разминка

П..сеяла муку, п..строил (не)большой шалаш.., увидел (не) широкую реч..нку.

(Не) завис..т от (не)погоды, (не) упуст..шь н.. минуты.

Деревя…ый балкон, подли…ое и…ку…тво, ю…ый герой, кожа…ый портфель, соловьи…ые трели.

2. Новый материал. Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Комнатка какая? – Комнатка, ………………………… свечкой.

Комнатка, которую  ……………… свечка

Ужин какой? – Ужин, ……………………………. на столе.

Ужин, который ………………….на столе.

Ночь какая? – Ночь, ……………………………. из сада.

Ночь, которая …………………….из сада.

Окно какое? – ……………………………… окно.

Окно, которое …………………………..

Причастие – это …………………………………………., которая обозначает ………………………………., объединяет в себе свойства …………………………………. Причастие отвечает на вопрос  ……………………..……? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший? что делаемый? что сделанный?

  1. Закрепление. а) Произвести синтаксический разбор предложения

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. …………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………

б)таблица «Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

Вопросы 

Прилагательное

     Причастие

1. От какой части речи образуются?



2. На какие вопросы отвечают?   



3. Что обозначают? 



4. Как изменяются? 



5. Какие формы могут иметь?



6. Чем можем заменить?



7. Какими членами предложения могут быть?  



8. Какую часть речи распространяют в предложении?         



в) Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

3. «Тест»

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»А) висящая лампа  Б) висячая лампа     В) летящая птица    Г) зеленеющая рожь Д) летучая мышь

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.» А) нарастающий шум   Б) пожелтевшие листья В) высохшая трава   Г) растаявший снег

4.Домашнее задание: составить связный рассказ о причастии.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий


  1. Синтаксическая пятиминутка ( произвести синтаксический разбор предложения).

Ребята умоляли отпустить их на всю ночь на рыбалку, и мать скрепя сердце согласилась…………… …………………………………………………………

2.Новый материал. а) стр. 35-36, прочитать теорию

- Что помогает определить склонение причастий?....................................................

………………………………………………………………………………………

б)Запишите словосочетания в форме родительного, дательного , творительного и предложного падежей. Обозначьте изучаемые орфограммы.

Предполагавшийся поход,…………………………………… ………… ………… строящееся здание,……………………………………………… …………… …… трепещущая рыба…………………………………………………………………… дремлющий старик, ……………………………………………………….…… ….. лающая собака………………………………………………… ……… …… .. … …

  1. Закрепление. а)Согласуй причастия с нужными по смыслу словами, выдели окончания причастий.

От (нависший)………….…………….. деревьев; вид (увядающий) ………… ……… …… сад; на ( ревущий)…………………….. море; вдоль (оживлённая) ………………………… . реки; рассказывать о (разыгравшийся) …………… ………………….. метели; ( строящийся) ………… ……… ……здания; наблюдать за ( скачущий) ……………………….всадником; в ( застывающий) …………………………воздухе; смотреть на ( нарисованная) ……… ……… …………….картину; сварить ( протёртый) ……………………………овощи; любоваться ( журчащий)………………….. ручьём; отдёрнуть ( занесённый) …………….. руку.

б) Вставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Улыбающ…ся ребёнка; о наступивш… лете; цветущ… яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка, на посветлевш… небе; в клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

  1. Д.З.§13, упр. 82



Причастный оборот

  1. Разминка

Который изучает

Который рассказывает

Который читает

Который думает

Который смеётся

Который танцует


Который бросил

Который ускакал

Который убежал

Который ушёл

Который замолчал

Который устал


  1. Новый материал § 14, стр. 37-38, прочитать теорию


Причастный оборот – это…………………………………………………………

П.О. может находиться …………………………………………………………., и тогда он выделяется запятыми, может находиться …………………… ………… ………………… ……………………., и тогда он не выделяется запятыми.

  1. Закрепление. А) Построй и запиши предложения с причастным оборотом


Матушка отыскала мой паспорт, который хранился в ее шкатулке, и вручила его батюшке………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Размышления мои прерваны были Савельичем, который вошел ко мне с чашкою чая. ………………………………………………………… …… ……… ……………………………………………………………………………

Я ничего не видал, кроме деревушки, которая была окружена бревенчатым забором…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Б) Разбери предложение и построй его схему.


Я увидела кота, лакающего молоко ………………………………… …………… Перестрой предложение по схеме [ I I х ].

………………………………………………………………………………………

Д.З. § 14, упр.91

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

I. Разминка

– Что такое причастие? ………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

В словосочетаниях вставь пропущенные буквы, найди главное и зависимое слово.

От движущ……...ся колонны, спускающ……...ся гирляндами,  отразивш……..ся в озере луна,

к отворивш……...ся калитке, осыпающ……...ся листьями, собирающ…...ся в стаи птицы

2. Новый материал. §14, стр.37, прочитать, сделать запись в рамке


Причастный оборот – это ……………………….………………………………………… В предложении П.О. ………………………..........................................................................

3.Закрепление. а)Найти причастный оборот, подчеркнуть, составить схему.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами……………………………………………

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем………………………………………

За полем расположена заросшая цветами усадьба…………………………………………

Б) Что такое причастный оборот?.....................................................................................

Что такое определяемое слово?...........................................................................................

Каким членом предложения является причастный оборот?........................................


в) «Соберите» из данных слов предложения с причастным оборотом. Запишите их, правильно расставив знаки препинания. В одном предложении причастный оборот поставьте после определяемого слова, во втором- перед ним.


1. Ярко, искры, быть, пылающий, похож, на, звезда, большой ……………………….. ….……………… ……………………………………………… …………… …………… ……………………………………………………………………………………………….

2. Быть, все, небо, излучающий, в, свет, звезда, тихий…………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4.Контроль. Прочитайте текст, найдите и выделите причастные обороты..

Родина – это все…  Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).


5. Д.З. §14, упр.86


Действительные и страдательные причастия

  1. Разминка. Сделать синтаксический разбор предложения

Сквозь поредевшую листву мы увидели дорогу……………………………………….… .………

…………………………………………………………………………………………………………

  1. Новый материал. а)Прочитай §16, запиши определение

Действительные причастия …………………………………………………… ……… ……………………………………………………………………………………………….

Страдательные прочастия …………………………………… ……………………… ……

…………………………………………………………………………………………………….

б) Посмотри учебное видео, заполни таблицу

Образование действительных и страдательных причастий


Действительные

Страдательные


Наст.вр.

Прош.вр.

Наст.вр.

Прош.вр.

Глаг.1спр.








Глаг.11спр.








  1. Закрепление. упр.99

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Тест

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый Б) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях? Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. А) 1 Б) 2 В) 3

3. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

5. Д.З.§16, упр. 99

Краткие и полные страдательные причастия

1 Разминка. Тест.

1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:

а) выйти. б) кормят;

2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:

а) усиливать; б) получить;

3. Отметь “лишнее” слово: а) смеющийся; б) покрывшийся; в) застывший;


3. Новый материал. а) Синтаксический разбор .

Под деревом мелкие ветки разбросаны только с одной стороны………………………………

…………………………………………………………………………………………………………


Б) Перестройте полные прилагательные в краткие: Красный-………………….., туманный-…………………….., опасный-……………………………………, великолепный-…………………….., длинный-……………………………., ясный-…………………….

В) прочитать §17, заполнить таблицу

ПОЛНЫЕ причастия относятся к ……………………,

являются ………………………... Изменяются по ………………………., …………………………, …………………..

КРАТКИЕ причастия являются ………….………..

Изменяются по ………………………………., а в единственном числе по ……………………

В крат.причастиях пишется ………………………….

4. Закрепление . а) Перестрой полные причастия в краткие, а краткие – в полные.

Организова...ая экскурсия; развеша…ы картины; лица озабоче…ы; полома…ые деревья;

…………………………………………………………………………………………………..

воспита...ый бабушкой; организова…ая работа; уроки законче...ы; выраще...ый урожай.

……………………………………………………………………………………………………

Б) Вставьте одну или две буквы -н-.

Листья освеще…ы; письмо было опуще...о; озабоче...ый взгляд; ферма построе…а; враг отброше...; прочита…ая книга; петли смаза…ы; густо заставле…ая; выписа...ые газеты; номер телефона выписа...; поляна, выжже...ая солнцем; построе…ая церковь; расписание измене…о; литература подобра…а.

5. Контроль. Тест.

1. Назовите особенности страдательного причастия:

a) Страдательные причастия употребляются только в определенном падеже;

b) Страдательные причастия имеют полную и краткую формы;

c) Страдательные причастия отвечают на вопросы глагола.

2. Какую синтаксическую функцию выполняют чаще всего полные страдательные причастия? a) Подлежащее; b) Дополнение; c) Определение.

3. Выберите предложение, в котором есть страдательное причастие:

a) Стираемый с доски мел осыпался на пол;

b) Играющие в футбол мальчики побежали за мячом;

c) Ученик, подготовивший уроки, пошел на улицу.

4. Чем чаще всего в предложении является краткое страдательное причастие?

a) Сказуемым; b) Подлежащим; c) Определением.

Д.З.§17, упр.105


Действи­тельные причастия настоя­щего времени.

Гласные в суф­фиксах действи­тельных причастий настоя­щего вре­мени

  1. Разминка. а) Синтаксический разбор.

Листок , оторвавшийся с ветки, упал на дорожку………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

б) Причастие – это……………………………………………, обозначающая……………… …..… …… .и отвечающая на вопросы………………………… ……………………………

в) Распредели причастия

Делающий

Рисовавший

Обшитая

Умывшийся

Напоенный

Выращенный

Узнавший

Действительные


Страдательные


  1. Новый материал. §18. стр.47, прочитать, дополнить таблицу

Глаголы несов.в.,

перех. и неперех.

Спряжение глаголов

Суффиксы действ.прич.

наст.вр.

Действит.прич.

наст.вр.

Несут

Работают

улыбаются



I



…………………………..

Несущий

Работающий

улыбающийся

Дышат

Красят



II



……………………………

Дышащий

красящий


3.Зарепление. упр.106

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Д.З.упр.109 (3 предложения)



Действительные причастия прошедшего времени

Узнать…………………………………………………………………………………………………………

Понять ……………………………………………………………………………………………………………

Научиться……………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. А)Синтаксический разбор предложения

У матери на коленях сидел кричащий от радости малыш……………… ……… ….… ……………………………………………………… ……………

Б)Причастный оборот – это………………………………………………………………………

2. Новый материал. Посмотри учебный фильм, прочитай § 19, заполни таблицу

Глаголы совершенного и несовершенного вида переходные и непереходные

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени


Строить

Засеять

Расколоться


…………………………………..


Строивший

……………………………………

…………………………………….


……………………………



…………………………………….


несший

3.Закрепление. а) стр.50, упр.111 (10 любых слов)

…………………………………, ………………………………, …………………………………, …………………………………, ………………………………, …………………………………, …………………………………, ………………………………, …………………………………,

Б) упр.115 ( 3 предложения по заданию)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………4. Контроль.

1.В каком причастии нет суффикса –Я- ?а) леле...вший б) кле...вший в) зате...вшие игру

2.В каком причастии пишется суффикс –Е-? а) возненавид...вший б) встрет...вший в) вылеч...вший

3. В каком причастии пишется суффикс –И-?а) замет...вший б) увид...вший в) вылет...вший


5. Д.З. §19, упр.113 (предл.1-2)


Действи­тельные причастия прошед­шего вре­мени.

Закрепить………………………………………………………………………………………………………

Научиться……………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. Синтаксический разбор

Когда «Джоконда» была выкрадена из Лувра, на ее поиски были брошены все силы французской полиции. ………………………………………… ……………… …………… …………………………………………….……………… …………………… ………………… Закрепление. а) Сделать разбор

Разбор по составу

Словообразовательный разбор


Завидовавший


Завидовавший←


Обидевшийся


Обидевшийся←


Прибывший


Прибывший←


Увядший


Увядший←

Б) Найди и исправь ошибку

«Причастие – служебная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос сколько? Причастия спрягаются. Могут быть действительные и качественные. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов совершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ом- (-ем-)»

В) упр.114, предложения № 2,5,6, списать, вставить буквы, расставить знаки препинания.

2)………………………………………………………………………………………………………………

5)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Тест.

1. Причастие – это: а) Самостоятельная часть речи; б)Часть слова; в)Раздел науки о языке; г)Служебная часть речи.

2. Причастия изменяются: а)По родам; б)По падежам и числам; в)По падежам, числам и родам; г)По лицам.

3. Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова: а)За чернеющим лесом; б)Чернеющему вдали; в)Летящий шар; г)Вкусное яблоко.

4. Найдите словосочетание «причастие + существительное»: а)Косить траву; б)Высокое дерево; в)Светящиеся окна; г)Читая книгу.

5. Причастный оборот – это: а)Причастие с определяемым словом; б)Два причастия; в)Причастие с зависимым словом; г)Два прилагательных.

6. Найдите признаки глагола у причастия: а)Обозначает признак предмета по действию, изменяется по родам, числам, падежам; б)обозначает признак предмета по действию, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.

7. Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. а)Слова имеющие; б)Имеющие несколько значений; в)Слова называются; г)Называются многозначными.




4. Д.З. §19, упр. 114 (предл.1,3,4, списать, вставить буквы, расставить знаки препинания)

Страдательные причастия настоящего времени

Осмыслить………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………


    1. Разминка. Синтаксический разбор.

Класс победивший в школьном соревновании поедет в театр. ……………………… …

…………………………………………………………………………………………………………

    1. Упражнения для закрепления. А) Найди ошибки и исправить!

Глаголы

перех. несов. в.

спр.

Суффиксы действительных причастий наст. вр.

Действительные причастия настоящего времени

Читают

Ведут

II

- ем- -им-

Чита ем ый

Вед ом ый

Гонят

I

(- ом-)

Гон им ый


Б) Образовать страдательные причастия наст.вр.

Решать-…………………………, слышать-……………………………., ненавидеть-…………… …………., зависеть-…………………………, склонять-…………………………., колебать-……………………………, включать-…………………………, вводить-………………………….., подключать-…………………..……, подсоединять- ……………………………… ……………..,

внушать-……………………………………………, вселять-……………………………..,

вливать-…………………………….., завлекать-………………………, втягивать-………………………………………………., вносить……………………………………………….

В) Расставь знаки препинания, графически объясни их постановку

Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе.

Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен.

Г) Распространите предложения причастным оборотом так, чтобы причастие было страдательным настоящего времени.

В книге дети нашли ответы на многие вопросы. (прочитать, взять, поставить)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    1. Тест по теме «Страдательные причастия настоящего времени».


1.Укажите страдательное причастие настоящего времени.

1)прирученный 2)лечащий 3)освещаемый 4)мечтавший.

2.В каком причастии на месте пропуска пишется буква И:

1)умыва…мая 2)слыш…мый 3)освеща….мый 4)обожа…мый.

3.Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

1)выступавший 2)приделанный 3)обидевший 4)плавающий.

4.Выпишите из данного предложения страдательное причастие настоящего времени.

Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю………………………………


    1. Д.З. §20, упр. 121



Страдательные причастия прошедшего времени

Осмыслить………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………


  1. Разминка. Синтаксический разбор.

Темневший у дороги лес манил своими загадками………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Новый материал. Посмотри учебный фильм, дополни таблицу, сравни с теорией в учебнике.

    От какой основы причастия образуются

    От каких глаголов образуются

    Формообразующие суффиксы

    Примеры


    от основы инфинитива глагола (основы прошедшего времени)


    от переходных глаголов НСВ и СВ (кроме любить, брать, искать)

    -……..- (от глаголов на -ать, -ять, -еть)


    смешать – смешал – смешанный, убрать – убрал – убранный,

    -………- (от глаголов с основой на -и-)

    купить – купил – купленный,

    -……….- (от основ на –оть, -ереть, -нуть и односложных глаголов)

    сжать – сжал – сжатый

  2. Закрепление. а) Образовать, где возможно, страдательные причастия прошедшего времени.

Глагол

Страд. причастие прош. времени


Глагол

Страд. причастие прош. времени

Занавесить



сказать


читать



позвонить


смотреться



размешать


рассеять



зажечь


Б) с причастиями составить словосочетания так, чтобы был понятен смысл слов.

совершенный ……..……….………………………………………………………………………………… .

совершённый ……………………………………………………………………………………………………  

сложенный ……………………………………………………………………………………………… сложённый…………………………………………………………………………………………………………


в) Составьте связный текст, используя данные словосочетания, выделите причастные обороты.

Одетые в разноцветный наряд деревья; сжатые поля; одхватываемые ветром; приглушённый голос кукушки ;расшитый ковёр; лес, наполненный голосами; несмолкаемый гомон.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………4. Д.З. упр. 125

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Осмыслить………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. А)Синтаксический разбор

Ветер начавшийся с вечера принес холод и дождь. ……………………………………… ……

……………………………………………………………………………………………………………

Б) Образовать от глаголов полные и краткие страдательные причастия

Сломать-……………………..,…………………………,

поранить-………………………………, ………………………………,

создать-……………………………., ………………………………,

раскалить-………………………,………………………….. .

2.Новый материал. Пронаблюдай за словами ↑, сделай вывод. Вставь пропущенные слова в правило.

Буквы а и я пишутся перед н или нн в причастиях, образованных от глаголов на ….... или………. Размешанный, размешан (от глаг. на -ать - размешать)..

Буква е пишется перед н или нн в причастиях, образованных от глаголов на ……… или ………. Закрученный, закручен (от глаг. на -ить - закрутить). Увиденный (от глаг. на -еть - увидеть).


Проверь себя по учебнику §22.


  1. Закрепление. а)Используя правило, вставить пропущенные буквы

Окле...на, скошнный, изучна, получн, засен, развен, просвечн, услышн, прочитн, озарна, описнный, взволновнный, выполнн, увиднный, умножнный,растернный, окутнный, остановлнный, сорвнный, посыпнный, обижнный, рассчитнный, потернный, направлнный, ухожнный, вылеплнный, закручнный.

Б). Игра. «Дай свое определение»

РК – это.. 1)…………………………………………………………………………………………… 2)…………………………………………………………………………………………………………

3)…………………………………………………………………………………………………………

4. Контроль.

1. Что называется страдательным причастием? a) Особая часть речи, характеризующая признаки признаков; b) Отдельный вид причастия, употребляющийся в значении наречия; c) Причастие, которое обозначает признак предмета, который не самостоятельно совершает действие.

2. От чего зависит правописание гласных перед н в формах страдательных причастий? a) От гласной в суффиксе глагола; b) От согласной, на которую оканчивается причастие; c) От слов, которые обозначают признак причастия.3. В каком предложении дано правильное написание причастия? a) Этот концерт был записен для меня на видео; b) Прочитонная книга лежала на полке шкафа; c) Опубликованный материал позволил нам написать статью.

4. Выберите верное утверждение: a) Правописание гласных перед н в страдательных причастиях не зависит от их формы; b) В кратной форме правописание гласных перед н в страдательных причастиях отличается от полной; c) Гласные перед н пишутся только в полной форме страдательных причастий.

5. Выберите правильно написанную форму страдательного причастия:

a) Заказонный; b) Напечатанный; c) Построинный.


5.Д.З.§22, упр.130



Одна и две буквы н в суффик­сах стра­дательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отгла­гольных прилага­тельных.

Осмыслить………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. Синтаксический разбор

Компьютер включенный утром проработал весь день…………….……………………………

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Новый материал. Видео.

НН пишется, если: 1)………………………………………………………………………………………………..

2)…………………………………………………………………………………………………………

3)…………………………………………………………………………………………………………

4)…………………………………………………………………………………………………………

Искл.: ……………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………

  1. Закрепление а)Работа с видеоуроком

Н

НН

Написано правильно!






Б) рассуждай по образцу!

Поджаре…ое мясо, пече…ые яблоки, вскипяче…ое молоко, кваше…ая капуста, замаскирова…ый боец, хаже…ые тропы, груже…ые кирпичом самосвалы, груже…ая повозка, изране…ый солдат, неглаже…ая рубашка, моче…ый в молоке, назва…ый брат, неезже….ый дороги.

В) Вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму. Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные.

Стира(н-нн)ое много раз ситц..вое платье едва прикрывало до к..лен худенькие, заг..релые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забр..(н-нн)ые в кружевную к..сынку, ..бились, к..саясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно ле..ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к..зались несколько старше лица; его (не)правильный мя..кий овал был овеян того рода прелес?ным з..гаром, какой присущ здоровой бел..зне.


4. Д.З.§23, упр.135


Одна и две буквы н в суффик­сах стра­дательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отгла­гольных прилага­тельных.


Усвоить причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий; -знать слова-исключения;

Научиться строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных.

  1. Разминка. Синтаксический разбор

Ребята нашли потерявшегося котенка…………………………………… …………

……………………………………………………………………………………………

  1. Закрепление. а) Видео. Дополнить таблицу

НН пишется в причастиях и отглагольных прилагательных, если…

Причастие образовано от глагола совершенного вида


В причастии есть приставка


Б) Распределить слова в 2 столбика

Окружё…ый врагами; аллея, усыпа…ая листьями; машины, гружё….ые товаром; жела…ый гость; тренирова…ый человек; плетё…ое кресло; дом построе…ый; прислонё….ый к стене; решё….ый вопрос; рассея…ый свет; неразобра…ые вещи; не приведё…ый в порядок; незапряжё…ая лошадь; вяза…ая кофта; смышлё…ый мальчик; выслуша…ый рассказ.

Н

НН









В) Вставит пропущенные буквы.

Величестве…ая походка; неписа...ый закон; размере…ая жизнь; занавше…ая шторами; беше…ый нрав; некраше…ое крыльцо; размере…ые движения; соединё...ые канатам; всклокоче...ые волосы; первозда...ые красоты; необыкнове...ый человек; нехоже...ые тропинки; осмол...ое крыльцо; назва...ый брат; украше...а резьбой.

Г) Вставьте н или нн.

1. Я первый раз видел море таким беше …ым и чувствовал себя столь бессильным в нём. 2. Рядом с дверью стояла кадушка с мочё …ыми яблоками. 3. Лома …ой линией втиснулась в берег гавань. 4. Появились чиновники в жёва …ых сюртуках. 5. Порой попадались ножи, вилки, гайки, излома …ые медные вещи, жестяные банки из - под маринова …ой рыбы.


Д.З. Составить и записать рецепт приготовления блюда, используя причастия по теме.



Н-НН в суффик­сах крат­ких стра­дательных причастий и в крат­ких отгла­гольных прилага­тельных.

Осмыслить………………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………………….

Научиться…………………………………………………………………………………………………………


  1. Разминка. Синтаксический разбор

С утра светило согревающее нас своим теплом солнце………………… …………………… ………

…………………….…………………………………………………………………………………………

  1. Новый материал. Посмотри учебный фильм, заполни таблицу. Проверь себя по учебнику §24

Отличие причастий и отглагольных прилагательных





В суффик­сах крат­ких стра­дательных причастий и в крат­ких отгла­гольных прилага­тельных

Н

Н-НН

А)Движения медле.…ы, цветок сорва…., поступки отчая….ы, яичница пережаре….а.

Б)Вопросы искусственно запута…ы, сюжеты запута….ы, люди образова….ы, заливы образова….ы отмелями.

  1. Закрепление. а) Вставить пропущенные буквы

Дочь умна и воспита…а. Девочка хорошо воспита…а бабушкой. Море взволнова(н,нн)о .Лицо девочки было взволнова(н,нн)о. Некоторые люди очень рассея…ы. Семена рассея…ы по полю.

Б)Распределить в 2 столбика

Ресурсы изыска…ы экономистами. Её манеры изыска…ы. Ягоды подавле…ы в корзине. Люди стояли подавле….ы и унылы. Сумма собра…а по копеечке. Речь стройна и собра…а. Вещи утеря…ы в дороге. Студентка рассея…а. Публика избалова…а гастролёрами. Все трудности време…ы. Вещи утеря…ы в дороге.

Н

НН















Д.З. §24, упр.142


Н-НН в суффик­сах крат­ких стра­дательных причастий

и в крат­ких отгла­гольных прилага­тельных


Научиться………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. А)Синтаксический разбор

Земля устлана подтаявшим за ночь снегом………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

Б)Вспомни правило о правописании Н-НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных

Неписа…ая истина, сея….ые осенью озимые, истопле….ая печь, вяза….ые перчатки, опуше….ые ресницами глаза, жела….ая пятёрка, неслыха….ый успех, асфальтирова….ое шоссе, сплочё….ый коллектив, копчё….ая рыба, кручё….ая бечёвка, краше….ая известью стена, навьюче….ая лошадь, сгущё….ое молоко, экскур­сио….ый автобус.

  1. Закрепление.

А) прочитай еще раз §24, приготовься выполнять задания на закрепление

Б) вставить пропущенные буквы

Море взволнова…о; девушка взволнова….а; экспедиция организова….а; пыль рассея….а в воздухе; девушка груст….а, рассея….а; встреча устрое….а; территория благоустрое…..а; аудитория ум….а, начита….а; дети каприз….ы,избалова…..ы; начита…..а на диктофон; избалова….ы вниманием; погода ветре….а; она ветре…..а, несобра…..а.

В) Самостоятельная работа. Вставить буквы и знаки препинания

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе….ы зимние комнаты, натопле….ые и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблирова….ых комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута….ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с кова….ыми ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале….ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

Г) Тест.

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

Д.З. §24, упр.144

Н-НН в суффик­сах крат­ких стра­дательных причастий и в крат­ких отгла­гольных прилага­тельных

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. Синтаксический разбор

Осень принесла моросящий дождь и холодные ветра……………………………………………………………………………………………………

………………………………………………..………………………………………………………..

  1. Закрепление. ОУ. А) Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

      Маринова….ые грибы, иллюстрирова….ый журнал, варё….ый горох, плавле….ый сыр, плетё…..ый из веток, остриже….ый мальчик, испачка…..ое лицо, кипяче…..ое молоко, коше…..ый по росе луг, заплетё….ая коса.

Б) упр.148, по заданию

…………………………………………….., …………………………………………………………..,

……………………………………………..,………………………………….………………………..,

………………………………………………,…………………………………………………………,

………………………………………………,………………………………………………………….,

………………………………………………..

В) Морфемный разбор пролетающие, варе…ая, испече….ые.

Г) упр.146, распределить в 2 столбика

Н

НН











  1. Тест.

1. Найдите страдательное причастие в краткой форме: a) Зарезервированный столик; b) Стена покрашена; c) Обеденное меню.

2. Выберите правильное утверждение: a) В суффиксах причастий пишется одна буква н; b) В суффиксах действительных причастий всегда пишется две н; c) В суффиксах страдательных причастий всегда пишется одна н.

3. В каком предложении есть краткое отглагольное прилагательное? a) На утреннике дети взволнованны; b) Пестрые цветы рассеяны по парку разноцветными красками;

c) Скошенная трава дожидается своего часа.

4. В каких случая в кратких формах прилагательных пишется две н? a) Когда они образовались от существительного; b) Когда их полные формы образовались от страдательных причастий; c) Когда они образовались от действительных причастий.

5. Выберите правильно записанное предложение: a) Ткань отрезана для пошива платья. b) Картина рассмотренна со всех сторон. c) Девушка увлеченна чтением.

4. Д.З. §24, упр.148

Морфоло­гический разбор причастия

Осмыслить………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. А)Синтаксический разбор


Каникулы долго ожидаемые детьми закончились…………………………………… ……

……………………………………………………………………………………………………………


Б) Орфографическая разминка. Зачеркни лишние буквы.

  Пр(и/е)щуре(н/нн)ый, п(о/а)влёкший, см(о/а)тревший,  предпол(а/о)га(е/и)мый, выр(а/о)ще(н/нн)ый, пр(и/е)бывший, ув(я/е)дший, дв(и/е)жимый, пр(и/е)ведённый, п(и/е)р(и/е)ведённый, жёва(н/нн)ый, кова(н/нн)ый, выровне(н/нн)ый.

  1. Новый материал.§ 25, прочитать план разбора и морфологический разбор, записать последовательно грамматические категории, определяемые у причастия







  2. Закрепление. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы и запятые, подчеркнуть ВСЕ причастия. Два причастия разобрать по образцу в учебнике

 Издалека виден темно-серый обелиск поставле..ый в память о воинах павших в боях с фашистами. Не вянут цветы положе..ые на камень чьей-то благодарной рукой. Уходят в далёкие воспоминания ветераны приходящие к священному месту тихими вечерами. Всегда рядом и ученики школы юные патриоты не забывающие героический подвиг далёких дней.

 ……………………………………………………………\………………………………………………………………………………………………………………………\…………………………………………………………………………………………………………………………\…………………………………………………………………………………………………………………………\…………………………………………………………………………………………………………………………\…………………………………………………………………………………………………………………………\……………………………………………………………

4. Тест

1. Причастие имеет следующие глагольные признаки. А) вид Б) время В) лицо Г) переходность

2. Выберите предложение с причастным оборотом. А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна. В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.

3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).А) Море гладко выковано из синего металла.Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду. В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

4. Укажите словосочетания со страдательными причастиями. А) расколотый пополам Б) помогавший старикам В) растущее дерево Г) увядший цветок Д) исправленный учителем Е) несклоняемые существительные

5. Укажите, в каких пунктах допущены ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени: А) услышать – услышенный Б) застрелить – застреленный В) понять – понятый
Г) засеять – засеятый Д) запаять – запаянный


5. Домашнее задание: выучить порядок морфологического разбора, из текста в задании 3 разобрать 1 причастие 

Слитное и раз­дельное написание не с прича­стиями


Осмыслить………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. Синтаксический разбор

Пожелтевшие рано листья лежали толстым ковром…………………… …………… ……… ………………………………………………………………………………………………………

  1. Новый материал. §26, прочитать теорию, дополнить таблицу.

    Пишется слитно:

    Пишется раздельно:

    Если слово не употребляется без НЕ

    (Негодующий, ненавидящий)

    С краткими причастиями

    (………………………………………………)

    Если нет зависимых слов и противопоставления (…………………………………………………)

    Если при причастии есть зависимое слово, т.е. в причастном обороте

    (……………………………………………)

    Если ……………………………………………

    ………………………………………………………

    (………………………………………………….)

    Если есть противопоставление

    (……………………………………………)

  2. Закрепление. а)Пользуясь таблицей, определи верное написание.

Трава (не) скошена, никогда (не) знавшие страха,(не) скошенные луга, еще (не) решенная задача;(не) сделанная, а лишь начатая работа, никем (не) собранные ягоды, тетради (не) собраны; (не)навидящий ложь, (не) придуманное, а взятое из книги предложение,(не) окрашенный забор, (не)доумевающий взгляд.

Б)На­пи­ши­те не слит­но или раз­дель­но. Вставь­те н или нн.

Раз­но­об­ра­зие трав в лугах (не) слыха….ое.  (Не) скоше….ые луга так ду­ши­сты, что тя­же­ле­ет голова. Птицы ле­те­ли к (не) за­мер­за­ю­щим бе­ре­гам.  Пе­хо­та по­кры­ла себя (не) увя­да­ю­щей сла­вой. Кое-где ещё видны остат­ки (не) рас­та­яв­ше­го снега.  Он шёл по (не) ис­хо­же….ому насту.  По (не) писа....ому уго­во­ру они встре­ча­лись в одном и том же месте.  (Не) до­уме­ва­ю­щие дет­ские глаза смот­ре­ли на них.  Она ка­за­лась ге­ро­и­ней ка­ко­го-то под­лин­но­го, а (не) вы­ду­ма….ого ро­ма­на.  Пись­мо (не) до­став­ле­но во­вре­мя.  Он взял не про­смот­ре….ый, а толь­ко что по­лу­че....ый жур­нал.  Опуб­ли­ко­ва....ы стихи поэта, (не) до­оце­нён­но­го в свое время.

  1. Тест. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1)Где НЕ со словом пишется раздельно.А) (не)годующий Б) (не)написанная ещё книга В) (не)полученная посылка Г) (не)сваренный картофель

2) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

А) дом  (не)отремонтирован  Б) (не)отремонтированный ещё дом    В) (не)отремонтированный дом

 Г) совсем (не)отремонтированный дом

3) Укажите слово с ошибкой. А)неразвитый куст  Б)куст неразвит В)ещё не развитый куст Г)куст не развит

4) Укажите слово без ошибки. А) не сминаемая ткань Б) ткань не сминаема В) несминаемая от длительной носки ткань Г) не сминаемая синтетическая ткань

5) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно. А) дом (не)построен

Б) (не)построенный дом В) (не)построенный ещё дом Г) (не)растраченные мной силы

 5.Домашнее задание. §26, правило знать, упр. 155

Слитное и раз­дельное написание не с прича­стиями

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться писать Не с разными частями речи

  1. Разминка. Синтаксический разбор

Человек (не) научившийся читать обкрадывает себя. ……………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Закрепление. а)«Лингвистическое лото». Прочитай слова и соотнеси их с карточками-правилами. Приклей карточки-правила в нужные ячейки.

(не) правда

(не) прочитали книгу




урок (не) выучен

(не) лепая история

(не) здоровится

(не) вежда

(не) известный автор




(не) прочитанная книга

(не) широкая, а узкая река

(не) созревшая еще пшеница

Б) Выполнив задание, узнаешь, что ждет тебя впереди!

Сказка о том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с союзом А.

Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.

НЕ совсем потеряла надежду и хотела уже заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:

- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни союза А. Я совершенно одинокое Причастие.

- Мы примем тебя в свою компанию! Но как только на горизонте появятся зависимые слова или союз А, мы вынуждены будем немедленно отодвинуть тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

1.Определи, по какой теме данная сказка.

2.Найди в учебнике параграф по данной теме.

3.Номер этого упражнения состоит из 3 цифр, сложив первые две, можно получить третью.

4.Найди в этом упражнении предложение, говорящее не о природе и не о поступках.

5.Последнее слово подскажет тебе Д.З.

6.А номер упражнения станет ясен, если ты правильно найдешь слово: приставку в нем можно заменить на ПЕРЕ-

7.Запиши Д.З…………………………………………………………………………………………




Буквы е и ё после шипящих в суффик­сах стра­дательных причастий

прошед­шего вре­мени

Осмыслить………………………………………………………………………………………………

Усвоить…………………………………………………………………………………………………

Научиться………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. Синтаксический разбор

(Не) выученные вчера уроки приведут к непониманию сегодня ………………………… ………

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Новый материал. В примерах найди и подчеркни все причастия, поставь ударение в словах, выдели суффикс.

    Всеми уни­жен­ное, всеми оби­жен­ное,

    никем не при­ве­чен­ное, почти неза­ме­чен­ное,

    бед­ное  стра­да­тель­ное при­ча­стие.

    Ли­шён­ный, обоб­щён­ный, со­жжён,

    по­гло­щён – все это тоже стра­да­тель­ные

    причастия.

    Сделай вывод!

    Под ударением после шипящих в суффик­сах стра­дательных причастий прошед­шего вре­мени пишется ………….

    Без ударения после шипящих в суффик­сах стра­дательных причастий прошед­шего вре­мени пишется …………

  2. Закрепление. а)Вставить пропущенные буквы, объяснить.

Ты вошла озабоч…нной. Месяц, месяц, мой дружок, позолоч…нный рожок. Он ехал в Крым, где шли ожесточ….нные бои. В парке дружно зазеленели клёны, посаж…нные в День Победы ветеранами. Погожими утренними зорями окопы, опуш….нные по краям лохматым бурьяном, затянуты паутиной.

Б) Вставить пропущенные буквы, объяснить (используй матерал предыдущих уроков)

Вспах...нный, за­держ...нный, про­чит...нный, об­стрел...нный, зате...нный, посе…нный, обвяз...нный, осып…нный, увеш...нный, под­веш...нный, за­на­веш...нный, вы­слуш…нный, высме...нный, купл…нный, допил...нный, до­ст­ро...нный, насто...нный, скле…нный, про­смотр...нный, взлох­мач…нный, удо­сто...нный, при­стрел...нное ружьё, стрел…ный во­ро­бей, при­стрел...нный кабан, выкач...нная из бака нефть, выкач...нная из под­ва­ла бочка, замеш...нное тесто, замеш…нный в пре­ступ­ле­нии че­ло­век, за­масл…нный.

4. Тест.

1. Что обозначают страдательные причастия? a) Признак, который обозначает страдание предмета; б) Признак, который возникает у предмета под действием другого предмета; в) Признак, который есть у всех маленький предметов.

2. Найдите правильное утверждение: a) В страдательных причастиях в форме прошедшего времени в суффиксах пишется ё под ударением, е – без ударения б) Формы прошедшего времени причастий могут образоваться только от глаголов несовершенного вида; в) Страдательные причастия не имеют формы прошедшего времени;

3. Найдите предложения, в котором верно написано страдательное причастие: a) Артист был оглушён аплодисментами; б) Пистолет был заряжён; в) Ваш ответ был услышён нами.


5.Д.З. §27, правило,упр. 163



Повторение по теме «Причастие»

Повторить………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Разминка. Синтаксический разбор


Гулко раздавались голоса птиц в застывшем и потемневшем воздухе ……

……………………………………………………………………………………………


  1. Повторение. А)Замените выделенные слова причастиями. Выпишите причастия, определите их    морфологический разбор. Разберите причастия по составу.

Образец:       Ночью на небе, которое потемнело, светили звёзды.

                    Ночью на потемневшем небе светили звёзды.

Мы сидим около стены, которая сплошь увешана шкурами. Через окна, которые оттаяли, проходит свет. ………………………………………\……………………………………………………………………………………………\……………………………………………………………………………………………\……………………………………………………………………………………………\……………………………………………………………………………………………\……………………………………………………………………………………………\……………………………………………………

Б) Раскрыть скобки, объяснить орфограмму

Волосы гладко причёса(н, нн)ы; увлечё(н,нн)ый идеей; провере(н, нн)ая работа; отреза(н,нн)ый ломоть; стал изреза(н,нн); хорошо выпече(н,нн)ый хлеб; писа(н,нн)ая масляными красками картина; прессова(н,нн)ый картон; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники.

  1. Тест. Найди четвёртое «лишнее».

Д.З.

Подготовиться к контрольному тестированию по теме «Причастие»: знать все правила по теме,

упр. 177

1.     а) увид..нный;  б) сброш..нный; в)  обвенч..нный;  г)  просмотр..нный.

2.     а) леч..щий;  б) маяч..щий;  в) готов..щийся; г)  не знач..щих.        

3.     а) озаряемый;  б) ненавид..мый;  в)  слыш..мый;  г)  вид..мый.

4.     а)  замеш..нное тесто;  б)  застро..нный город;

  в)  высуш..мные грибы;  г)  замеш..нный в преступлении.

5.     а) обстоятельство;  б) определение;  в) дополнение;  г) подлежащее.

6.      а) -ущ-; б) -ящ- ; в) -ом-; г) -ащ-.

7.      а)  тучи рассея(н,нн)ы;        б)  избалова(н,нн)ый  ребёнок;  

         в)  решё(-н,нн)ый вопрос;   г)  некраше(н,нн)ый пол.  

8.      а) (не)пролазная чаща;        б) никем (не)исследованная местность;

         в) (не)устрашимая армия;   г) (не)проходимая глушь.

9.      а)  девочка испуга..а;    б)  созда..ый людьми;

         в)  работа выполн..а;     г)  выписа..а газета.

10.    а)  тронутый утренником осенний лист;   б) пожелтевшие листья;

         в)  опалённый дыханием осени;                 г) оставленные на столе вещи.

Тест №1 по теме «Причастие»

1 вариант

  1. Выпишите словосочетание «прич.+ сущ.»а)шумный класс, б)дремучий лес, в)спелые сливы, г)шумящий ручей.

  2. Выпишите словосочетание, в котором нет причастия а)освещённый солнцем б)дремучий человек,

в)стелющийся туман, г)дремлющее озеро.

  1. Выпишите суффикс страдательных причастий настоящего времени: а)-уч, б)-ем, в)-ящ, г)-вш,

  2. Выпишите слова (или слово), в которых вместо точек следует пи­сать суффикс ~ущ:

а)хвал…ийся успехами, б)дыш…ий тяжело, в)хлопа..ий дверью, г) держ….ий лопатку.

  1. Где следует писать е? а)слыш..вший, б) наде..вшийся на удачу, в) насто…щий чай

г)вид..вший плакат.

  1. Найдите слова, в суффиксах которых следует писать нн: а)плетё..ая из веток корзина,

б) трава скоше..а, в)некраше..ые стены, г)разброса..ые вещи.

  1. Выпишите словосочетания, в которых не пишется слитно: а) (не)просохшая пока земля,

б) картина (не)окончена, в)(не)усиливающийся, а затихающий дождь, г)(не)вышитая скатерть.

  1. Для каких из выделенных слов в словосочетаниях верно указаны грамматические признаки?

а) гружёный вагон — страд, прич. прош. времени;

б) висячий замок — действит. причаст. прош. времени;

в) накрытый стол — страдат. причаст. наст. времени;

г) лающая собака — имя прилагательное.

  1. Выпишите слово с е в суффиксе.

а) луж..к, б)СВИНЦ..ВЫЙ, г)реш…нный, д)руч..нка.

А10. Выпишите глагол, от которого нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени:

а)закричать; б)рассматривать; в)заполнять; г)перечитывать.

  1. Определите стиль текста (художественный, публицистический, научный).

Тёплая августовская ночь. Еле видны тусклые звёзды мерцающие в облачном небе. Пасмурные

з. .рницы осв. .щают пару ровно бегущих рабочих лошадей. Тележка остановилась против леска открывшего­ся при свете з..рниц. Всё поле перед ним в сумрачном свете пламени жадно несущемся в небе.

В2. Перепишите текст из задания В1, вставляя пропущенные бук­вы и знаки препинания. Обозначьте причастные обороты.

С1. Запиши небольшое сочинение из 5-6 предложений о роли причастий в речи.




Тест №1 по теме «Причастие»

2 вариант

  1. Выпишите словосочетание «прич. + сущ.»: а)спелая рожь, б)лаявшая собака, в) гремучий газ, г)деревянный стол.

  2. Выпишите словосочетание «прил. + сущ.»:а)расчищенная дорожка, б)улыбающийся мальчик, в)разогнавшийся автомобиль, г) плакучая ива

  3. Выпишите суффиксы страдательных причастий прошедшего вре­мени: а)-енн, б)-вш, в)-ущ, г)-им.

  4. Выпишите слово с суффиксом -ющ: а)стро..щийся дом; б)клокоч…щий океан; в)кле..щий конверты г)плач…щий ребенок

  5. Выпишите слова, в которых следует писать е: а)зате..вший спор; б) завис..щий от родителей;

в) сдерж..нный шёпот; г)постро..нный дом.

  1. Выпишите слова, в суффиксах которых вместо точек следует пи­сать -н: а) собра..ый урожай;

б) деревья подреза..ы; в)нескоше..ый луг; г)заплетё..ая коса.

  1. В каком словосочетании не пишется слитно? а)ещё (не)обжитый край; б)(не)погасший костёр;

в) ничем (не)нарушаемая тишина; г)трава пока (не)скошена.

  1. Выпишите словосочетания, для которых верно указаны граммати­ческие признаки.

а) горящие дрова — страдат. причастие наст, времени;

б) несжатая рожь — страдат. причастие прошедшего времени;

в) заросшая дорога — действит. причастие наст. времени;

г) написанное письмо — действит. причастие прош. времени.

  1. Выпишите слово с буквой о в суффиксе: а)окруж..нный; б)плюш..вый; в)галч..нок; г)вооруж..нный.

  2. Выпишите глагол, от которого нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени:

а)закричать; б)рассматривать; в)заполнять; г)перечитывать.

  1. Определите стиль текста (художественный, публицистический, научный).

Тёплая августовская ночь. Еле видны тусклые звёзды мерцающие в облачном небе. Пасмурные

з. .рницы осв. .щают пару ровно бегущих рабочих лошадей. Тележка остановилась против леска открывшего­ся при свете з..рниц. Всё поле перед ним в сумрачном свете пламени жадно несущемся в небе.

В2. Перепишите текст из задания В1, вставляя пропущенные бук­вы и знаки препинания. Обозначьте причастные обороты.

С1. Запиши небольшое сочинение из 5-6 предложений о роли причастий в речи.









Содержание

Причастие как часть речи

2

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

3

Причастный оборот

4

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

5

Действительные и страдательные причастия

6

Краткие и полные страдательные причастия

7

Действи­тельные причастия настоя­щего времени. Гласные в суф­фиксах действи­тельных причастий настоя­щего вре­мени

8

Действительные причастия прошедшего времени

9

Действи­тельные причастия прошед­шего вре­мени.

10

Страдательные причастия настоящего времени

11

Страдательные причастия прошедшего времени

12

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

13

Одна и две буквы н в суффик­сах стра­дательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отгла­гольных прилага­тельных

14

Одна и две буквы н в суффик­сах стра­дательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отгла­гольных прилага­тельных.

15

Н-НН в суффик­сах крат­ких стра­дательных причастий и в крат­ких отгла­гольных прилага­тельных.

16

Н-НН в суффик­сах крат­ких стра­дательных причастий и в крат­ких отгла­гольных прилага­тельных

17

Н-НН в суффик­сах крат­ких стра­дательных причастий и в крат­ких отгла­гольных прилага­тельных

18

Морфоло­гический разбор причастия

19

Слитное и раз­дельное написание не с прича­стиями

20

Слитное и раз­дельное написание не с прича­стиями

21

Буквы е и ё после шипящих в суффик­сах стра­дательных причастий

прошед­шего вре­мени

22

Повторение по теме «Причастие»

23

Тест №1 по теме «Причастие»1 вариант

24

Тест №1 по теме «Причастие» 2 вариант

25






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!