СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по информатике "Информационные ресурсы компьютерных сетей" 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь предназначена для сопровождения уроков информатики или самостоятельного изучения курса «Информатика» И.Г. Семакина по разделу «Информационные ресурсы компьютерных сетей».

Комплекс предлагаемых заданий позволяет эффективно построить работу по введению новых понятий, закреплению материала, контроля знаний и навыков. Почти все упражнения носят практическую направленность, выполняя социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по информатике "Информационные ресурсы компьютерных сетей" 10 класс»

Социальная информатика

Рабочая тетрадь


  1. Информационные революции и информационное общество


История человечества прошла через четыре информационные революции. Четвертая революция связана с появлением и развитием микропроцессорной техники и компьютерных телекоммуникаций.

В настоящее время в цивилизованном мире происходит процесс движения к информационному обществу. Формирование информационного общества изменяет структуру экономики государств и структуру рынка труда.

Информационный кризис общества связан с тем обстоятельством, что обрушившийся на человека поток информации оказался недоступным обработке в приемлемое время.

Научно-информационные технологии помогают разрешить информационный кризис. Однако в полной мере это возможно в комплексе с другими мерами: экономическими, юридическими и др.


Задание 1

Заполните таблицу «Информационные революции»


Информационная революция

Связана с…

Временной период

Описание

Первая

Изобретением письменности

Более 6 тысяч лет тому назад


Цивилизации, освоившие письменность развивались быстрее, достигали более высокого культурного и экономического уровня














Задание 2

Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество». Опишите, по предложенной схеме, что такое «информационное общество»:

  1. Впервые возникло – _______________________________________________________________________________

  2. Определение – _______________________________________________________________________________

  3. Какие государства находятся в стадии развитого информационного общества – _______________________________________________________________________________

  4. Существующие критерии оценки полномасштабного информационного общества – _______________________________________________________________________________


Задание 3

Заполните схему «Развитый рынок информационных продуктов и услуг»









Задание 4

Опишите важнейшие этапы пути в информационное общество:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

Опишите настоящее состояние и перспективы развития информационные и коммуникационных технологий. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6

Опишите, в чем заключатся информационный кризис, пути его преодоления. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рынок информационной культуры


Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при движении по пути к информационному обществу. Информационная культура – часть общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию, понимать ее полезность, достоверность и т.п.


Задание 1

Приведите примеры:

  1. достоверной, но необъективной информации;

  2. объективной, но недостоверной информации;

  3. полной, достоверной, но бесполезной информации;

  4. неактуальной информации;

  5. актуальной, но непонятной информации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С ущественный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.



Задание 2

Что такое «информационная культура»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3

Как соотносится информационная культура с общечеловеческой культурой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

На данном этапе ваша первостепенная задача – учиться, но не просто получать определенные знания, умения и навыки, а учиться их мобилизовать при определенных обстоятельствах – учиться основным компетентностям, которые вам будут совершенно необходимы в дальнейшей жизни.

Опишите, как вы понимаете каждое из перечисленных умений, способствующих развитию операционного мышления?

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.



Задание 5

Заполните схему «Формирование информационной культуры»



















Задание 6

Что такое «информационная война»? попробуйте привести конкретные примеры ведения информационной войны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Особенности формирования информационного общества в России


В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу исторических обстоятельств, в которых находится Россия.


Задание 1

В 1999 году по инициативе профильных комитетов Государственной Думы была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Запишите ее основную цель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2

Запишите предпосылки перехода к информационному обществу в России, записанные в констатирующей части концепции:

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3

Запишите базовые положения концепции информатизации общества.

1. Стратегическая цель – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Переход к информационному обществу – необходимое условие выхода страны из экономического кризиса – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Концепция устойчивого развития – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Пути перехода к информационному обществу – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Доступ к общественной информации – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Связь с мировым информационным сообществом – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

Запишите особенности перехода России к информационному обществу, отмеченные в концепции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

Что является основой российского пути к информатизации общества?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6

Приведите известные вам примеры, с которыми вы сталкивались, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Проблема информационной безопасности личности, общества, государства


По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защита права личности, общества и государства на конфиденциальность.

В России в 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.


Задание 1

Что относится к объектам информационной безопасности РФ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2

Перечислите национальные интересы РФ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3

Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для вашей школы, для себя лично?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлением информационного неравенства? Как проявляется информационное неравенство в системе школьного образования?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений.


Задание 1

О чем говорится в законе «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

О чем говорится в законе «Об информации, информатизации и защите информации»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3

В 1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступления. Перечислите самые распространенные виды информационного преступления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Появилось ли у вас, после изучения вышеуказанного законодательства, заняться производством и распространением компьютерных вирусов? Почему «да», почему «нет».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

С помощью справочной системы MS Word, выясните:

    1. можно ли установить пароль на документы, создаваемые в редакторе;

    2. можно ли изменять атрибуты файлов сделать их доступными только для чтения;


Задание 6

Существует определенная классификация антивирусных программ. Опишите принцип работы нижеперечисленных антивирусных программ:

  • программы – детекторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • программы – ревизоры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • программы – докторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • программы – фильтры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • программы – вакцины – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Контрольный тест


    1. Информационное общество – это:


  1. сообщество людей, в котором информация передается от человека к человеку;

  2. общество людей, в котором деятельность отдельных людей и коллективов не зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию;

  3. общество, в котором большинство работающих людей занятии производством, хранением, переработкой, продажей информации и обменом информацией.


    1. Информационная культура – это:


  1. информационный кризис: ситуация, когда человечество не может в полной мере использовать накопленный информационный потенциал;

  2. потребности любого человека в получении необходимой информации;

  3. внедрение и развитие технической базы;

  4. использование знаний во всех видах человеческой деятельности;

  5. умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.


    1. Информационная система – это:


  1. любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного результата;

  2. персональный компьютер;

  3. взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных.

    1. Информационная технология – это:


  1. совокупность определенных действий, направленных на достижение цели;

  2. процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;

  3. совокупность программных продуктов.


    1. За элементарную единицу измерения количества информации принят:


  1. 1 бод;

  2. 1 бит;

  3. 1 байт;

  4. 1 Кбайт.


    1. «Информационная война» - это:


  1. война с применением традиционных видов оружия;

  2. проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

  3. комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство;

  4. столкновение с виртуальной реальностью.


    1. Документ, определяющий объекты информационной безопасности РФ: все виды информационных ресурсов, права на распространение и использование информации, информационные ресурсы, информационная инфраструктура, система формирования общественного сознания –


  1. Концепция формирования информационного общества;

  2. Доктрина информационной безопасности РФ;

  3. Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

  4. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».


    1. Документ, регламентирующий юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных –


      1. Концепция формирования информационного общества;

      2. Доктрина информационной безопасности РФ;

      3. Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

      4. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».


    1. В уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:


      1. недостойное поведение в общественных местах;

      2. неправомерный доступ к компьютерной информации;

      3. создание, использование и распространение вредоносных программ; неправомерный доступ к компьютерной информации; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей;

      4. сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни граждан.

    1. Наиболее острой проблемой информационного общества является проблема –


      1. разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

      2. информационной безопасности, начиная от отдельного человека до государства;

      3. информационного неравенства;

      4. развития современных информационных технологий отечественной индустрии информации.

11



Скачать

© 2022, 711 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!