Рабочая тетрадь. 10 класс
Информационные ресурсы компьютерных сетей
Этапы компьютерной научно-технической революции
Первая глобальная компьютерная сеть начала действовать с января 1969 года в США, она называлась ARPANET – система, связавшая между собой 4 компьютера в разных концах США. С каждым годом ARPANET росла и развивалась, в сеть включались все новые участники…
В 1973 году впервые через сеть оказались соединены компьютеры разных стран: сеть стала международной.
В 1983 году был введен новый механизм доступа к сети ARPANET – «протокол ТСР/IP» (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol), подключение осуществлялось при помощи обычной телефонной линии.
Произошло разделение сети ARPANET: MILNet – сеть предназначенная для Пентагона, а остальное пространство сети – общественное /для тех, кто имел возможность подключения/ - Интернет. Однако сеть продолжала оставаться инструментом узкого круга специалистов. В результате интенсивного роста, буквально за несколько лет, число пользователей увеличилось более чем в 100 раз.
В 90-х годах стали широко применять графический способ отображения информации в сети в виде «страничек», способных нести не только текст, но и графику, а позднее и элементы мультимедиа и гипермедиа (каждый элемент может являться ссылкой).
В 1998 году была предложена технология Единой Информационной паутины WWW /World Wide Web/, ресурсы которой превратились в единую гипертекстовую структуру.
Так за несколько лет, Интернет превратилась из скромного, серого и скучного строения в подобие Изумрудного городка. |
Задание 1
Запишите три важнейших этапа развития научно-технической революции.
Первый этап ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй этап
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий этап
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Как с развитием компьютерной техники изменялось представление о компьютерной грамотности? Заполните схему:
Первый этап
Третий этап
Второй этап
Задание 3
Попробуйте предсказать последствия для человечества дальнейшего развития компьютерной техники и глобальных сетей. Предположим, что:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
глобальная компьютерная сеть – единственный источник получения информации, единственный источник развлечений…
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как устроена компьютерная сеть.
Технические ресурсы Интернета
Компьютерная сеть – система компьютеров, связанных каналами передачи информации |
Задание 1
Представим в виде графа систему компьютерных сетей. Опишите каждую структурную единицу архитектуры компьютерных сетей.
Локальная сеть – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глобальная сеть – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корпоративная сеть – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отраслевая сеть – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Региональная сеть – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интернет – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Перечислите признаки классификации компьютерных сетей.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 3
Заполните схему «Оборудование компьютерных сетей»
Задание 4
Заполните схему «Варианты подключения к глобальной сети Интернет»
Задание 5
Заполните схему «Принцип организации локальной сети»
Задание 6
Приведен пример архитектуры сети на коаксиальном кабеле. Укажите, какая топология сети применена.
____________________________________________________________________
Задание 7
Решите кроссворд «Компьютерные сети»
По горизонтали:
1. Как называется вид компьютерной сети, расположенной в пределах одного здания?
4. Конфигурация физических соединений в компьютерной сети:
5. Пользователь компьютерной сети.
7. Внутренняя компьютерная сеть, которую можно подключить к глобальным сетям.
10. Топология локальной сети с одним сервером, в которой каждая рабочая станция напрямую соединена с сервером.
По вертикали:
2. Сеть, в которой все компьютеры равноправны.
3. Название глобальной компьютерной сети.
6. Топология компьютерной сети, когда компьютеры подсоединены к единому сетевому кабелю.
8. Головной компьютер сети, обслуживающий рабочие станции.
9. Головной компьютер сети, обеспечивающий внешнюю связь одной сети с другой.
IP-адресация
Для того чтобы в процессе обмена информацией компьютеры могли найти друг друга, в Интернете существует единая система адресации, основанная на использовании Интернет-адресов.
Каждый компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный двоичный 32-битовый Интернет-адрес – IP- адрес |
Задание 1
Посчитайте общее количество N различных Интернет-адресов, если Интернет-адрес несет количество информации I=32.
____________________________________________________________________
Задание 2
Заполните таблицу
IP-адресация в сетях различных классов
Класс __ | 0 | Адрес сети (___ битов) | Адрес компьютера (___ бита) |
Класс __ | 1 | 0 | Адрес сети (___битов) | Адрес компьютера (___ битов) |
Класс __ | 1 | 1 | 0 | Адрес сети (___ бит) | Адрес компьютера (___ битов) |
Задание 3
П осчитайте, каким десятеричным числам соответствуют двоичные числа IP-адреса. Опишите алгоритм перевода х2 х10.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
«2» | 11010101 | 10101011 | 00100101 | 11001010 |
«10» | | | | |
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 4
Определить, сколько может существовать сетей класса А, сколько компьютеров может содержать эта сеть.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Определить по IP-адресу, к какому классу сети относиться компьютер компании МТУ - Интел (IP-адрес: 195.34.32.11)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Двоичный 32-битовый IP-адрес компьютера представить 00001111000001110000001100000001 в десятичной форме. Определить по IP-адресу, к какому классу сети относиться компьютер.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Запишите основные определения:
Протокол – ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерфейс – ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стек протоколов – ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Заполните схему «Стек протоколов TSP/IP»
Задание 9
Заполните схему «Процесс преобразования данных»
Доменная система имен
Компьютеры легко могут найти друг друга по числовому IP-адресу, однако человеку запомнить числовой адрес нелегко, и для удобства была введена Доменная система имен (DNS – Domain Name System).
Доменная система имен ставит в соответствие числовому IP адресу компьютера уникальное доменное имя. |
Доменная система имен – DNS – _____________________________________
Задание 1
Запишите доменное имя корпорации Microsoft и доменное имя Московского института открытого образования, соблюдая иерархию. Как читается доменное имя? Напишите, что обозначает каждый домен:
домен верхнего уровня ________, обозначает _______________________
домен второго уровня ________, обозначает ________________________
домен третьего уровня ________, обозначает ________________________
Задание 2
Заполните схемы «Имена доменов верхнего уровня»
Задание 3
Записать доменное имя компьютера, зарегистрированного в домене первого уровня ru, домене второго уровня schools, и имеющего собственное имя www.
____________________________________________________________________
Задание 4
Записать доменное имя компьютера, зарегистрированного в домене первого уровня net, домене второго уровня dataforce, и имеющего собственное имя www
____________________________________________________________________
Программные ресурсы Интернета
Сеть нуждается в соответствующем программном обеспечении, управляющем протоколом данных. Прежде всего, режимы работы в сети должна поддерживать операционная система.
Браузеры – программы, обеспечивающие взаимодействие с пользователем посредством графического интерфейса и транслирующие его указания в команды, понятные компьютерам и сетевым протоколам.
Задание 1
Напишите наиболее распространенные ОС, поддерживаемые режимы работы сети:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Напишите наиболее распространенные программы – браузеры. Опишите интерфейс одной из них:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Напишите известные вам поисковые программы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Опишите технологию организации программного обеспечения, принятую в современных компьютерных сетях «Клиент/сервер».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационные услуги Интернета
Как массовое явление Интернет существует всего несколько лет, и за этот рекордно короткий срок он уже стала неотъемлемой частью жизни многих сотен миллионов людей на планете. Интернет перевернул все представления о средствах массовой информации, а заодно – о сути самой информации. Интернет ликвидировал границы между государствами и сделал людей намного ближе друг к другу.
Задание 1
Заполните таблицу «Интернет сегодня»
Интернет сегодня… | Описание |
Самый массовый и оперативный источник информации | |
Крупнейший в мире источник развлечений | |
Самое прогрессивное средство общения и коммуникации | |
Самое благоприятное пространство для бизнеса | |
Идеальный инструмент для рекламы | |
Это огромный простор для творчества | |
Регулярное обновление программного обеспечения | |
Интернет не принадлежит никому! С начала 90-х годов, практически с самого рождения, Интернет работала без контролера, без надзора. Существует организация «Сообщество Интернет», но она не контролирует работу сети, а следит за распределением доменных имен. Но такая ситуация очень не нравилась сильным мира сего да и многим простым пользователям. |
Задание 2
Кто и как контролирует Интернет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
World Wide Web
WWW (Всемирная информационная сеть ("паутина") использует Internet для передачи гипертекстовых документов — документов, содержащих не только текстовую информацию, но и мультимедийную (изображения, звук), а также ссылки на другие документы — от сервера, на котором эти документы находятся, к компьютеру пользователя. Это наиболее распространенный и популярный сервис. Так же как и Internet, WWW не имеет владельца, но есть люди или организации, ответственные за размещение информации на каждом WWW-сервере, а также администраторы серверов, обеспечивающие работу программ и оборудования.
Вопрос 1
Какое смысловое различие подразумевается в использовании терминов «сеть» и «паутина»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2
По какому признаку можно отличить адрес Web-сервера от других адресов Сети?
Задание 1
Опишите, какую информацию вы бы поместили на главной странице школьного сайта, если бы были его проектировщиком. Нарисуйте проект школьного сайта школы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный тест
К составным частям локальных вычислительных сетей не относятся:
кабель;
сетевая интерфейсная плата;
оперативная память:
сервер сети;
рабочие станции.
Домен – это:
группа компьютеров сети;
группа пользователей сети;
группа ресурсов, управляемых одним узлом;
группа программных элементов, отвечающих за сетевое взаимодействие.
Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, может передать две страницы текста (3600 байт) в течение:
1 секунды;
1 минуты;
1 часа;
1 дня.
Какой из способов подключения к Интернет обеспечивает наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам:
удаленный доступ по коммутируемому телефонному каналу;
постоянное соединение по оптоволокновому кабелю;
постоянное соединение по выделенному телефонному каналу;
терминальное соединение по коммутируемому телефонному каналу.
Адресом электронной почты в сети Интернет может быть:
ABC:ACCTG@@JONN;
xiz0123DDOHR@721;
@rrrmgpu.msk.ru;
[email protected];
Rita@@.
Web-браузер – это:
совокупность связанных между собой файлов;
файлы, входящие в Web-сайт;
программа, которая отображает текст, рисунки;
программа, обеспечивающая взаимодействие с пользователем посредством графического интерфейса и транслирующая его указания в команды, понятные компьютерам и сетевым протоколам.
Устройство, которое эффективно делит физическую среду передачи сети на части. Пересылает пакеты на конкретный адрес, выбирает лучший путь для прохождения пакета…
коммутатор;
мост;
маршрутизатор;
повторитель.
Согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств, достаточный для построения компьютерной сети:
кабельная линия связи;
сетевая технология;
беспроводная линия связи;
концентратор компьютерной сети.
Стек протокола TSP/IP, обеспечивающий передачу данных между любыми узлами сети с требуемым уровнем надежности, на котором имеются средства установления соединения, нумерации, буферизации и упорядочивания пакетов:
уровень сетевого доступа;
транспортный уровень;
межсетевой уровень;
уровень приложений.
Правила, определяющие взаимодействие между системами в рамках одного уровня:
интерфейс;
стек протоколов;
топология;
протокол.
17