Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инкинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Математика»
5 класс
Всего: 170 часов, 5 часов в неделю
УМК:
1.Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. Организаций/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-33-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2014 .
Составил: Трясина Наталья Георгиевна , учитель математики
2018-2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2009г.
Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения
Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня.
Цели изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
Развивать познавательные способности;
Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».
Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики отводиться 5 часов в неделю , всего 170 уроков
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
3. Содержание учебного предмета.
1. Натуральные числа и шкалы (18 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (26 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (24 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (12 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (11 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Выпускник научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ П/П | Название раздела и темы | Кол-во часов | Основной вид деятельности обучающихся | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечание |
Вводный урок. Знакомятся с учителем, принимают его требования. Повторяют некоторые вопросы начальной школы. |
1. | Повторение | 1 | | | |
2. | Глава 1 П.1 Натуральные числа и шкалы Натуральные числа, чтение, запись, разряды. | 1 | Ученики повторяют знания, полученные в начальной школе. Научится описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, Получит возможность научиться сравнивать и упорядочивать числа. | | | |
3. | Обозначение натуральных чисел | 1 | Ученик научится читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Получит возможность научиться разбивать число на разряды и классы. Обобщать и систематизировать. | | | |
4. | Обозначение натуральных чисел | 1 | Ученик научится описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Получит возможность научиться формулировать свойства арифметических действий, выполнять эти действия. | | | |
5 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 | Ученик научится распознавать отрезок на рисунках , в окружающем мире Обозначать отрезок, измерять его длину. Изображать отрезок от руки и с помощью чертежных инструментов . Получит возможность научиться логически мыслить; анализировать и выделять главное. | | | |
6 | Отрезок. Треугольник. Многоугольник. | 1 | Ученик научится строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Измерять с помощью чертежных инструментов и сравнивать длины отрезков выражать одни единицы измерения длины через другие. Получит возможность научиться пространственно мыслить | | | |
| | |
7 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Многоугольник. Закрепление. | 1 | Ученик научится распознавать треугольник среди других многоугольников. Изображать треугольник от руки и с помощью чертежных инструментов. Обозначать вершины, стороны треугольника. Находить периметр треугольника и выражать его в разных единицах измерения. Ученик получит возможность научиться пространственно мыслить. Выделять общее и частное понятие. | | | |
8 | Плоскость. Прямая. Луч. | 1 | Ученик научится иметь наглядное представление о плоскости, прямой, луче. Распознавать их на рисунках, в окружающем мире, , а также изображать прямые и лучи., их точки пересечения. Получит возможность научиться различать геометрические фигуры (луч, отрезок, прямую); пространственно мыслить и анализировать | | | |
9 | Плоскость. Прямая. Луч. Закрепление. | 1 | Ученик научится иметь наглядное представление о плоскости, прямой, луче. Распознавать их на рисунках, в окружающем мире, , а также изображать прямые и лучи., их точки пересечения. Получит возможность научиться моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин. Приводить их примеры в окружающем мире изучаемых объектов | | | |
10 | Решение задач по теме «Плоскость, прямая, луч.» | 1 | Ученик решает задачи на закрепление свойств прямой, луча. Изображать, находить точки пересечения, делать правильную запись. | | | |
11 | Шкалы и координаты | 1 | Ученик научится Изучить понятие координатного луча, научиться отмечать на луче точки, указывать их координаты Получит возможность научиться иметь наглядное и практическое представление о шкале, уметь приводить примеры в окружающем мире, быту. | | | |
12 | Шкалы и координаты. Решение задач. | 1 | Ученик научится Уметь определять на шкале единичный отрезок. Строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам Получит возможность научиться Пространственно мыслить. Выделять общее и частное понятие. | | | |
13 | Шкалы и координаты. Закрепление. | 1 | Ученик научится Самостоятельно проводить операции с координатным лучом. Получит возможность научиться обобщать полученные в данной теме знания и умения. Выполнять задания самостоятельно. | | | |
14 | Меньше или больше | 1 | Знать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Уметь изображать числа на координатном луче. Понимать, что точка с меньшей координатой лежит на координатном луче левее точки с большей координатой. Повторить и обобщить поразрядный принцип сравнения многозначных чисел. Повторить знаки и выражение для обозначения сравнения чисел. | | | |
15 | Меньше или больше, решение задач. | 1 | Учить сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения в виде числового неравенства | | | |
16 | Меньше или больше. Закрепление. | 1 | Учить определять место натурального числа на координатном луче. Знать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Уметь изображать числа на координатном луче. | | | |
17 | Решение задач на повторение, подготовка к К.Р. | 1 | Ученик решает задачи на повторение по вопросам всей главы. Изображает, сравнивает отрезки, натуральные числа. | | | |
18 | Контрольная работа по теме: «Натуральные числа и шкалы». №1 | 1 | Проверить умение учащихся чертить отрезок заданной длины, отмечать точки на координатном луче, соответствующие натуральным числам, изображать луч и прямую. | | | |
19 | П.2 Сложение натуральных чисел и его свойства. Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | Формулируют свойства арифметических действий; преобразовывают на их основе числовые выражения. | | | |
20 | Сложение натуральных чисел и его свойства. Решение задач | 1 | Повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения при устных вычислениях, продолжить работу с текстовыми задачами. | | | |
21 | Сложение многозначных чисел. свойства | 1 | Повторить разрядный состав числа, продолжить работу с текстовыми задачами. | | | |
22 | Сложение натуральных чисел и его свойства. Периметр | 1 | Выполнять письменное сложение и устно табличные случаи сложения, применение свойств сложения, повторить понятие периметра многоугольника. | | | |
23 | Сложение натуральных чисел и его свойства при решении задач. Закрепление. | 1 | Совершенствовать навыки письменного и устного сложения натуральных чисел. | | | |
24 | Вычитание | 1 | Систематизировать знания учащихся о действии вычитания, полученные в начальной школе. | | | |
25 | Вычитание. Обсуждение компонентов и результата. | 1 | Повторить свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы. Учиться применять эти свойства при вычислениях | | | |
26 | Вычитание. Свойства вычитания. | 1 | Совершенствовать вычислительные навыки, применяя свойства. Продолжают работу над текстовыми задачами. | | | |
27 | Вычитание. Решение задач, обсуждение свойств. | 1 | Обобщить знания по теме. Совершенствовать вычислительные навыки , умения представлять накопленные знания и опыт. | | | |
28 | Вычитание на координатном луче. | 1 | Повторяют координатный луч. Учатся показывать действие вычитание на координатном луче. Повторяют свойства вычитания. | | | |
29 | Решение задач на меньше или больше | 1 | Решают текстовые задачи на сравнение. Отвечают на вопросы – на сколько одна величина больше или меньше другой. | | | |
30 | Обобщение знаний по теме «Вычитание» | 1 | Повторяют свойства вычитания при нахождении значений числовых выражений. Продолжают отрабатывать навыки решения текстовых задач. | | | |
31 | Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание натуральных чисел.№2 | 1 | Проверить уровень сформированности умений выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, решать текстовые задачи и примеры. | | | |
32 | Числовые и буквенные выражения | 1 | Дать понятие буквенного выражения. Учить записывать и читать буквенные выражения. | | | |
33 | Числовые и буквенные выражения | 1 | Учить записывать и читать буквенные выражения. решение задач способом составления числового или буквенного выражения | | | |
34 | Числовые и буквенные выражения. Решение задач. | 1 | Продолжить работу по формированию умений читать, записывать и и составлять числовые и буквенные выражения | | | |
35 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | Ознакомить учащихся с буквенной записью свойств сложения и вычитания. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся. | | | |
36 | Упрощение выражений, применяя свойства. | 1 | Учатся упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания. Совершенствуют вычислительные навыки. | | | |
37 | Упрощение выражений, применяя свойства вычитания. | 1 | Формировать умение упрощать выражения на основе свойств действий. Повторяют свойства вычитания, переместительное и сочетательное свойство сложения. | | | |
38 | Буквенная запись свойств сложения, вычитания. Закрепление | 1 | Ученик систематизирует знания по данной теме. Выбирает нужное свойство для упрощения выражения. Формулируют свойства сложения и вычитания, делают буквенную запись. | | | |
39 | Уравнение Корень уравнения | 1 | Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе. Дать понятие корня уравнения, ознакомить учащихся с алгебраическим способом решения задач. | | | |
40 | Решение уравнений, закрепление правил. | 1 | Составляют уравнения по условиям задач. Решают простейшие уравнения. | | | |
41 | Уравнение Решение более сложных уравнений | 1 | Учить решать усложненные уравнения. Продолжить работу по обучению учащихся алгебраическому способу решения задач. | | | |
42 | Решение задач, составлением уравнений | 1 | Составляют уравнения по условиям задач. | | | |
43 | Решение уравнений и задач, составлением уравнений. | 1 | Закрепляют правила решения уравнений. Обосновывают каждый шаг, проговаривая правила. Решают задачи с помощью уравнений. | | | |
44 | Контрольная работа по теме «Уравнение, нахождение значений выражений» №3 | 1 | Проверить сформированность умений выполнять упрощение выражений , решать уравнения и составлять уравнения по задачи | | | |
45 | П.3 Умножение и деление натуральных чисел и его свойства. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | Актуализировать знания учащихся о действии умножения. Полученные в начальной школе. Продолжить работу над текстовыми задачами. Представляют свойства умножения в буквенном виде. | | | |
46 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | Формулируют свойства умножения; записывают их с помощью букв. Применяют свойства при нахождении произведений. | | | |
47 | Решение задач. | 1 | Преобразовывают основе свойств числовые выражения. Применяют свойства при нахождении произведений. | | | |
| | | Моделируют несложные зависимости с помощью формул. Применяют свойства умножения для рационализации вычислений, упрощения выражений и решения задач, в том числе с кратным сравнением величин | | | |
48 | Деление. Актуализация знаний. | 1 | Актуализировать знания учащихся о действии делении, повторить алгоритм письменного деления, продолжить работу над текстовыми задачами. | | | |
49 | Деление в столбик, проверка умножением. | 1 | Формировать умение выполнять деление в столбик и проверку деления умножением. Учить читать и записывать выражения, содержащие деление. |
| | |
50 | Деление. | 1 | Совершенствовать вычислительные навыки учащихся. Рассмотреть случаи деления с нулями в частном, продолжить работу над текстовыми задачами. | | | |
51 | Деление. | 1 | Уметь: делить натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать выражения, содержащие действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи алгебраическим способом | | | |
52 | Деление. | 1 | Уметь: делить натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать выражения, содержащие действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи. Выполнять проверку деления. Использовать рациональные приемы вычисления | | | |
53 | Деление с остатком | 1 | Выполняют деление с остатком. Находят делимое по неполному частному, делителю и остатку | | | |
54 | Деление с остатком | 1 | Выполняют деление с остатком. Записывают формулу деления с остатком и находят неизвестные компоненты этой формулы | | | |
55 | Деление с остатком | 1 | Находят делимое по неполному частному, делителю и остатку. | | | |
56 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление натуральных чисел» №4 | 1 | Самостоятельно выполнять умножение и деление натуральна чисел при выполнении различных заданий | | | |
57 | Равспределительное свойство умножения. | 1 | Записывают распределительное свойство. Учатся применять его в двух направлениях. Упрощают выражения, применяя свойства умножения. Учатся применять это свойство при устных вычислениях. | | | |
58 | Упрощение выражений. | 1 | Решают уравнения, применяя его упрощение. Решают задачи с кратным сравнением величин с помощью уравнения. | | | |
59 | Упрощение выражений, решение уравнений. | 1 | Читают и записывают распределительное свойство. Упрощают выражения. Решают уравнения с применением распределительного свойства. | | | |
60 | Применение распределительного свойства. | 1 | Совершенствуют навыки упрощения выражений, решают уравнения. Совершенствуют вычислительные навыки. | | | |
61 | Решение задач на части и на сравнение. | 1 | Решают задачи на части, составлением уравнения. Решают уравнения с помощью распределительного свойства. | | | |
62 | Решение задач и уравнений. | 1 | Закрепляют знания по применению распределительного свойства при решении задач и уравнений. Учатся составлять алгоритм решения. | | | |
63 | Порядок выполнения действий | 1 | Определяют и указывают порядок выполнения действий в выражении. | | | |
64 | Порядок выполнения действий | 1 | Составляют схемы вычислений. Составляют выражения для заданных схем вычисления. | | | |
65 | Выполнение вычислений в выражениях на порядок действий | 1 | Совершенствуют навык выполнения вычислений в выражениях на порядок действий. Продолжают решать текстовые задачи. | | | |
66 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 1 | Представляют произведение в виде степени и степень в виде произведения. Вычисляют значения квадратов и кубов чисел. | | | |
67 | Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение задач. | 1 | Упрощают числовые и буквенные выражения и решают уравнения, содержащие квадраты и кубы чисел | | | |
68 | Контрольная работа по теме: «Упрощение выражений» 5 | 1 | Проверить сформированность умений выполнять упрощение выражений , решать уравнения . примеры содержащие несколько действий, в том числе степень. | | | |
69 | П.4 Площади и объемы Формулы | 1 | Моделируют несложные зависимости с помощью формул; выполняют вычисления по формулам | | | |
70 | Формулы. Применение при решении задач. | 1 | Моделируют несложные зависимости с помощью формул; выполняют вычисления по формулам. Применяют формулы при решении простейших задач. | | | |
71 | Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата. | 1 | Решают задачи, применяя формулы площади прямоугольника и квадрата. Устанавливают различие данных формул. Решают задачи на вычисление площади, применяя формулы. Выводят свойства площади. Применяют при вычислении фигур. | | | |
72 | Вычисление площади прямоугольника и квадрата. | 1 | Изображают равные фигуры. Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Различают равные и равновеликие фигуры. Вычисляют площади прямоугольника и квадрата. | | | |
73 | Единицы измерения площадей | 1 | Изображают геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Вычисляют площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и | | | |
74 | Единицы измерения площадей | 1 | прямоугольника. Выражают одни единицы измерения площади через другие | | | |
75 | Единицы измерения площадей | 1 | | | | |
76 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | Определяют вид пространственных фигур. Распознают параллелепипед на чертежах, рисунках, в окружающем мире | | | |
77 | Объемы. Объем. прямо угольного параллелепипеда. | 1 | Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда | | | |
78 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 1 | Определяют вид пространственных фигур. Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда | | | |
79 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 1 | Исследуют и описывают свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. | | | |
80 | Контрольная работа по теме «Площади и объемы» №6 | 1 | Вычисляют площади квадратов и прямоугольников. Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда | | | |
81 | Глава 2 Дробные числа Обыкновенные дроби Окружность и круг. | 1 | Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире окружность и круг. Изображают окружность от руки и с помощью циркуля, указывают ее радиус, диаметр, выделяют дуги | | | |
82 | Окружность и круг. | 1 | Определяют значение величин с помощью круговой шкалы. | | | |
83 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Называют доли метра, тонны, суток в соответствии с соотношением между единицами измерений. | | | |
84 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | Формулируют, записывают с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями | | | морозы |
85 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби | | | |
86 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби | | | |
87 | Сравнение дробей. | 1 | Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их | | | |
88 | Сравнение дробей. | 1 | Преобразовывают дроби, сравнивают и упорядочивают их | | | |
89 | Сравнение дробей. | 1 | Преобразовывают дроби, сравнивают и упорядочивают их | | | |
90 | Правильные и неправильные дроби. | 1 | Распознают правильные и неправильные дроби. Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении | | | |
91 | Правильные и неправильные дроби. | 1 | Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их. Находят целое по его части и части от целого. Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. | | | |
92 | Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби"№ 7 | 1 | Проверить уровень сформированности умений выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, решать текстовые задачи и примеры. | | | |
93 | Сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями | 1 | Складывают и вычитают дроби с одинаковыми знаменателями. Применяют правило сложения (вычитания) дробей с равными знаменателями при нахождении значений числовых выражений,, уравнений и задач. | | | |
94 | Сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями | 1 | Осуществляют проверку сочетательного свойства сложения для дробей. Записывают правило сложения дробей в буквенном виде. Свободно выполняют вычисления с обыкновенными дробями | | | |
95 | Сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями | 1 | Совершенствуют навык выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Продолжают применять свои знания при решении уравнений и решении задач. | | | |
96 | Деление и дроби | 1 | Представляют частное в виде дроби и наоборот. Записывают натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем | | | |
97 | Деление и дроби | 1 | Формулируют, записывают с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действий с обыкновенными дробями. Решают задачи на дроби (в том числе задачи из реальной практики) | | | |
98 | Смешанные числа | 1 | Преобразуют смешанные числа в дроби и наоборот. | | | |
99 | Смешанные числа | 1 | Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби | | | |
100 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | Выполняют арифметические действия с дробями и смешанными числами, применяя свойства сложения | | | |
101 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | Выполнение арифметических действий и решение текстовых задач, совершая арифметические действия | | | |
102 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | Решают текстовые задачи, совершая арифметические действия с дробями и смешанными числами | | | |
103 | Контрольная работа по теме «Смешанные числа»№8 | 1 | Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их. Выполняют вычисления с обыкновенными дробями. Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. | | | |
104 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Десятичная запись дробных чисел | 1 | Записывают и читают десятичные дроби. Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных | | | |
105 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | Записывают и читают десятичные дроби. Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных | | | |
106 | Сравнение десятичных дробей | 1 | Сравнивают и упорядочивают десятичные дроби. | | | |
107 | Сравнение десятичных дробей | 1 | Сравнивают и упорядочивают десятичные дроби | | | |
108 | Сравнение десятичных дробей | 1 | Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях | | | |
109 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | Сравнивают и упорядочивают десятичные дроби. составляют алгоритм сложения десятичных дробей и учатся применять его. | | | |
110 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | Выполняют вычисления с десятичными дробями. Применяют свойства сложения для десятичных дробей. | | | |
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | Применяют свойства сложения и вычитания при совершении арифметических действий с дробями. Решают задачи на движение по реке, содержащие десятичные дроби | | | |
112 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | Применяют свойства сложения и вычитания при совершении арифметических действий с дробями | | | Объединение уроков |
113 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | Выражают одни единицы измерения величины в других единицах. Решают текстовые и геометрические задачи | | | |
114 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 1 | Округляют натуральные числа и десятичные дроби | | | |
115 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 1 | Выполняют прикидку и оценку в ходе вычислений | | | |
116 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» №9 | 1 | Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их. Выполняют вычисления с обыкновенными дробями. Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. | | | |
117 | Умножение и деление десятичных дробей. Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Применяют алгоритм умножения десятичной дроби на целое число. | | | |
118 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Применяют алгоритм умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | | | |
119 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Применяют правила умножения десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000 и т.д. Проверяют результаты вычислений | | | |
120 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Применяют алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000 и т.д. | | | |
121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Решают текстовые задачи, приводящие к составлению выражений, содержащих десятичные дроби и натуральные числа | | | |
122 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Решают задачи, применяя правила умножения и деления десятичной дроби на натуральное число. Вычисляют площади фигур и объемы тел. | | | |
123 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Применяют деление десятичных дробей на натуральные числа в решении уравнений и задач |
| | |
124 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | Систематизируют знания, умения по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | | | |
125 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» №10 | 1 | Вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв | | | |
126 | Умножение десятичных дробей | 1 | Подбирают информацию для составления алгоритма нахождения произведения десятичных дробей | | | |
127 | Умножение десятичных дробей | 1 | Составляют алгоритм нахождения произведения десятичных дробей. Применяют правило умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. | | | |
128 | Умножение десятичных дробей | 1 | | | | |
129 | Умножение десятичных дробей | 1 | | | | |
130 | Умножение десятичных дробей | 1 | | | | |
131 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | |
132 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | |
133 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | |
134 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | |
135 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | |
136 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | |
137 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | |
138 | Среднее арифметическое | 1 | | | | |
139 | Среднее арифметическое | 1 | | | | |
140 | Среднее арифметическое | 1 | | | | |
141 | Среднее арифметическое | 1 | | | | |
142 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей» №11 | 1 | Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Выполняют вычисления с десятичными дробями. | | | |
143 | Инструменты для вычислений и измерений Микрокалькулятор | 1 | Выполняют арифметические действия с помощью микрокалькулятора. | | | |
144 | Микрокалькулятор | 1 | Составляют программу вычислений. Выполняют вычисления по предложенным схемам | | | |
145 | Проценты | 1 | Переводят проценты в десятичную дробь и обращают десятичную дробь в проценты | | | |
146 | Проценты | 1 | Решают задачи на нахождение процента от числа. | | | |
147 | Проценты | 1 | Решают задачи на нахождение числа по его процентам, процентного отношения величин. | | | |
148 | Проценты | 1 | Решают задачи на проценты. Соотносят указанную часть площади различных фигур с процентами. | | | |
149 | Проценты | 1 | Обобщают знания , умения по теме «Проценты». Решают задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор), используют понятия отношения и пропорции при решении задач. | | | |
150 | Контрольная работа по теме «Проценты» № 12 | 1 | Записывают обыкновенные и десятичные дроби в виде процентов и наоборот. Находят несколько процентов от величины и величину по ее проценту. Соотносят указанную часть площади различных фигур с процентами. Решают задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор), используют понятия отношения | | | |
151 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 1 | Распознают углы на чертежах. Изображают и обозначают углы, их вершины и стороны. Сравнивают углы. | | | |
152 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 1 | Изображают и обозначают углы, их вершины и стороны. Сравнивают углы. Изображают и распознают прямые углы с помощью чертежного треугольника | | | |
153 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 1 | Изображают и обозначают углы, их вершины и стороны. Сравнивают углы. Изображают и распознают прямые углы с помощью чертежного треугольника | | | |
154 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | Измеряют градусную меру углов на чертеже с помощью транспортира, различают острые, тупые, прямые углы | | | |
155 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | Строят углы по заданной градусной мере | | | |
156 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | Разбивают углы на несколько частей в заданной пропорции | | | |
157 | Круговые диаграммы. | 1 | Строят и читают круговые диаграммы. Осуществляют поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретируют их с помощью круговых диаграмм. | | | |
158 | Круговые диаграммы. | 1 | Выполняют сбор информации в несложных случаях, организовывают информацию в виде таблиц и диаграмм. Приводят примеры несложных классификаций из различных областей жизни | | | |
159 | Контрольная работа по теме « Угол. Круговые диаграммы»№13 | 1 | Измеряют с помощью инструментов и сравнивают длины отрезков и величины углов. Извлекают информацию из таблиц и диаграмм, выполняют вычисления по табличным данным, сравнивают величины, находят наибольшие, наименьшие и средние значения | | | |
160 | Итоговое повторение математики 5 класса. Арифметические действия с натуральными числами | 1 | Знают понятия натурального числа, класса, разряда. Умеют применять основные свойства действий для решения примеров и задач в натуральных числах. | | | |
161 | Итоговое повторение математики 5 класса. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 | Применяют изученные действия с обыкновенными дробями для решения примеров, уравнений и задач | | | |
162 | Итоговое повторение математики 5 класса. Решение арифметических задач. | 1 | Решают основные типы задач | | | |
| | |
163 | Итоговое повторение математики 5 класса. Буквенные выражения. | 1 | Применяют основные типы выражений для решения математических задач | | | |
164 | Контрольная работа № 14 | 1 | Демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные при изучении курса математики 5 класса. | | | |
165 | Анализ контрольной работы. | | Проводят анализ ошибок, которые были допущены при выполнении работы. Решают аналогичные задачи. | | | |
166 | Итоговое повторение математики 5 класса. Решение задач с помощью уравнения. | 1 | Решают задачи с помощью уравнения. | | | |
167 | Итоговое повторение математики 5 класса. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | Применяют алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей к решению примеров и задач. | | | |
168 | Итоговое повторение математики 5 класса. Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | Применяют алгоритм умножение и деление десятичных дробей к решению примеров и задач. | | | |
169 | Итоговое повторение математики 5 класса. Арифметические действия с десятичными дробями. | 1 | Систематизируют знания, умения по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» и применяют их к решению уравнений и задач | | | |
170 | Итоговое повторение математики 5 класса. Проценты | 1 | Решают задачи занимательного характера. Проявляют смекалку, сообразительность, внимание. | | | |
5. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечение.
1) Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса/ А.С.Чесноков, К.И. Нешков.- М.: Классик Стиль
2) Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.- М.: Илекса.
3) Кнутова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике. 5 класс.- М. « Издат-школа XXI век».
4) Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы.-М.: Издательство « Экзамен».
5) Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. « Математика 5 класс»/ В.Н. Рудницкая – М.: Издательство « Экзамен»,2013
6) Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010
2. Интернет- ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru
3) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
38