СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 7 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 7 класс»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская ООШ



Утверждена

Приказ № ____ от____. 09. 2019 год

Директор школы _________________Орлова Т. В.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности

Занимательная

математика (7 класс)

(первое полугодие)

Учитель: Пименова О. Н.











2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

« Сделать учебную работу насколько возможно

интересной для ребенка и не превратить этой работы

в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики»

К.Д. Ушинский.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 или 9 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Поэтому необходимо и целесообразно проводить с учениками 7 класса внеурочную работу по математике.

Цели проведения занятий:

 Углубление и расширение знаний учащихся по математике;

 Развитие математического кругозора, логического мышления;

 Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;

 Разностороннее развитие личности.

Задачи:

 Развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся;

 Развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

 Создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике всего классного коллектива;

 Воспитание настойчивости, инициативы.

В ходе проведения занятий учащиеся должны овладеть следующими умениями и способами действий:

 Решения разнообразных задач , требующих поиска пути и способов решения;

 Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей, доказательности с помощью иллюстраций и аргументаций;

 поиска, систематизации, анализа, классификации, использование различных источников информации.

Контроль знаний, умений и навыков включает соревнования и конкурсы, игры, олимпиады.

Обучающиеся должны подготовить 1-2 творческие работы и принять участие в выпуске стенгазеты.

В основе работы кружка лежит принцип эвристики.

Методы:

1.Специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы)

2)Продуктивное творческое мышление.

3)Сократические беседы

4.Выведение следствий, установление аналогий.

5.Преобразование задач в равносильные ему путем переформулировки требования задачи, составления промежуточных задач.


Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 16 часов в первом полугодии.



Основное содержание


Признаки делимости. Задачи на делимость. Комбинаторная задача – флаги. Простые числа. Числа близнецы. Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. Фигурные числа. Дружественные числа. Проблемы теории чисел.

Решение занимательных задач. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. История дробей. Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач. Решение логических задач. Знакомьтесь: Рене Декарт!

Пропорция. Золотое сечение. Задачи с многовариантными решениями. История рациональных чисел. Как возникла алгебра.

Леонард Эйлер и задачи, связанные с его именем. Биография Л.Эйлера.Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера. Решение задач по принципу Дирихле.


Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.



Календарно - тематическое планирование.


п/п

Дата


Тема занятия

Кол – во часов

Содержание деятельности

Учебно- методические средства обучения

Результат занятия (средства контроля)

теоретическая

практическая



1 четверть

8





1

С. 6

Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.

1

Определение интересов, склонностей учащихся.




Решение задач

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Учебный кабинет,  учебные столы,  стулья, компьютеры,  принтер,  сканер,  проектор,   классная доска,  мел


Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

тестирование

2.

13

Задачи на смеси и сплавы.

1


Решение задач


3.

20

Старинный способ решения задач на смеси и сплавы.


1


Работа в группах: решение задач


4.

27

Леонард Эйлер и задачи, связанные с его именем. Биография Л.Эйлера. Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера.




1


Подготовка сообщения, работа с энциклопедиями и справочной литературой, работа с алгоритмом

выступление

5.

О. 4

История дробей. Решение нестандартных задач и старинных задач.


1


Самостоятельная работа


6.

11

Школьный  тур  математической  олимпиады. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи.

1


Решение задач


7.

18

Разбор  заданий  школьного  тура  математической  олимпиады.

1


Решение задач

конкурс на лучшую задачу

8.

25

Простые числа. Числа близнецы. Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. Фигурные числа. Дружественные числа. Проблемы теории чисел.


1


Решение задач




2 четверть

8





9.

Н. 8

Решение задач по принципу Дирихле.

1


Решение задач

Учебно-методические пособия по алгебре в 7 классе.

Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва, «Просвещение»

Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение»

НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС».

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение»

Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».

Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.


тестирование

10.

15

Комбинаторные задачи. Комбинаторная задача – флаги.

1


Решение заданий повышенной трудности


11.

22

Логическая разминка: «Будь точен в вопросах». Логические задачи.

1


Решение заданий повышенной трудности

тестирование

12.


29

Наглядная алгебра.

Решение логических задач.

1



Работа в группах: инсценирование

Схематическое изображение задач

тестирование


13.


Д. 6

Пропорция. Золотое сечение.

1


Творческая работа

тестирование

14.

13

Знакомьтесь: Рене Декарт!


1




15.

20

История рациональных чисел.

1

работа с информацией презентации

Работа в группе по составлению сообщений

викторина

16.

27

Из истории алгебры. Признаки делимости. Задачи на делимость

1


индивидуальная работа

выступление











Литература:

1.Балк М, Балк Г.Поиск решения задачи, М-1983г.

2.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике 6-8кл, М-Айрис-пресс, 2009г.

3.Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике 5-11кл,М-Глобус,2009г.

4.Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11кл.,Волгоград, 2006г.

5. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия 5-7классы, М-Илекса, 2011г.

6.НагибинФ.Ф., Канин Е.С., Математическая шкатулка, М-Просвещение, 1988г.

7.Гусев В.А., Комбаров А.П., Математическая разминка,М.-Просвещение,2005г.

8. Башмаков М.И. Математика в кармане КЕНГУРУ,М._Дрофа,2011г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!