МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
_____________/Карасева Е.В./ _____________ /Устякина Е.В./
"____"_____________2017 г. "____"___________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности.
«Занимательный английский»
7 класс
Ногинск
2017
Автор – составитель: классный руководитель 7-В класса, учитель английского языка Зерова Светлана Николаевна
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании школьного методического объединения
протокол № ____ от "___"____________2017 г.
Председатель ___________________( )
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса «Занимательный английский» составлена на основании следующих документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 31.12.2015г. для 5-8 классов).
3.Учебного плана МБОУ СОШ №17 на 2017-2018 уч.год.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку предусматривает «развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке». Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми. Ее цель – установить взаимоотношения.
Направленность курса внеурочной деятельности для 7 класса «Занимательный английский» носит личностно-ориентированный характер. Учащиеся являются главными участниками процесса обучения, проявляя свои интересы, удовлетворяя свои потребности, развивая и реализуя индивидуальные особенности посредством коммуникации с другими участниками учебного процесса, а также посредством аудио и видеоматериала, материала художественной литературы, используемых на занятиях.
Иностранный язык имеет широкие возможности для развития социокультурной компетенции, предполагающей знание норм и правил поведения страны, в которой находится гражданин. Это помогает нам узнать мотивы поведения людей, в некоторых случаях предсказать их поведение, установить полноценные взаимоотношения в группе. Уровень адаптации в иноязычном обществе зависит не только от знаний языка, но и от знания социокультурных особенностей этого государства. Достижение данной цели обуславливает целесообразность проведения данного курса, тематикой которого является изучение страноведения и культурологи страны, изучаемого языка.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся 7 класса, рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Цели:
1.Развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;
2.Расширение страноведческих и культуроведческих знаний учащихся и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
3.Дать представление о социокультурном портрете страны изучаемого языка, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить лингвострановедческий кругозор учащихся.
Задачи:
1.Дать представление о социокультурном портрете Великобритании: территория, население, географические условия, государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города.
2.Дать представление о культурном наследии: всемирноизвестных национальных центрах и памятниках.
3.Находить, сравнивать и обобщать страноведческую информацию, получаемую из разных источников.
4.Составить представление о роли английского языка в современном мире как средстве международного общения.
5.Эффективно использовать полученную информацию для составления собственных устных и письменных текстов.
6.Узнать о традициях и обычаях страны изучаемого языка.
7.Повысить мотивацию к изучению английского языка.
8.Развить навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видов работы.
9.Расширить и углубить знания учащихся в различных видах речевой деятельности.
10.Расширить общеобразовательный кругозор учащихся.
Общая характеристика курса.
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию. В процессе обучения важно реализовать следующие цели:
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий(предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Место курса в учебном плане.
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, математики);
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Внеурочная образовательная деятельность – это деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Данная программа способствует формированию следующих образовательных результатов.
результаты | формируемые умения | средства формирования |
Личностные | -формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, -развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | - умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные | - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - координировать свои усилия с усилиями других; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - допускать возможность существования у людей раз личных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
Предметные | - умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов; - коммуникативная компетенция; - интеграция различных видов деятельности; - практическое использование информации в реальных ситуациях. |
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 7 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
3.Содержание курса «Занимательный английский»
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам для учащихся 7 класса.
Основные формы внеурочной деятельности.
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования, лексико-грамматических навыков) и нетрадиционного урока – ролевой игры, викторины, проекта.
Формы контроля
Контроль усвоения материала курса осуществляется в форме викторины, презентации проекта после изучения темы и раз в полугодие по закреплению лексико-грамматических навыков. Формы контроля разнообразны: инсценирование диалогов, ролевые игры, разгадывание кроссвордов, заполнение различных бланков, аудирование текстов и выполнение заданий к ним, тесты, участие в викторинах и мини-проектах.
Результаты изучения курса.
В результате изучения английского языка на занятиях внеурочной деятельности «Занимательный английский» обучающиеся должны:
понимать:
- особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных гpамматических явлений;
- основные нормы речевого этикета (Useful English), принятые в странах изучаемого языка;
- сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка, особенности образа жизни, быта, культуры Великобритании и России.
уметь:
- начинать, вести и поддерживать беседу в ситуациях общения;
- расспрашивать собеседника, высказывать свое мнение, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом;
- рассказывать о себе, своих друзьях, интересах, планах на будущее;
- описывать события или явления, предсказывать их; выражать свое отношение, использовать догадку при характеристике действующих лиц;
- использовать перефраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
-понимать краткие тексты, выделять значимую информацию; выделять главные факты, опуская второстепенные;
-читать несложные занимательные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, анализ, выборочный перевод; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
4.Тематическое планирование.
Номер темы | Содержание раздела, темы | Кол-во часов | Основное содержание материала |
1 | Введение. Изучение английского языка – это здорово! | 1 | Устно-речевая практика монолог, диалог Прослушивание, чтение текстов, драматизация диалогов |
2 | Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Географические особенности. | 7 | Просмотр кинофильма Беседа по фильму, страноведческая викторина по фильму. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. |
3 | Символы Соединенного королевства (флаг, герб, гимн, флористические символы) | 3 | Просмотр кинофильма Беседа по фильму, страноведческая викторина по фильму. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. |
4 | Достопримечательности Великобритании | 5 | Диалогическая речь, парная работа. Монолог, диалог. Прослушивание текста. |
5 | Знаменитые люди Великобритании | 4 | Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме |
6 | Что было изобретено в Великобритании? | 2 | Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме |
7 | Национальные традиции | 2 | Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме |
8 | Национальные праздники | 5 | Чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме |
9 | Немного обо всем | 3 | Устно-речевая практика монолог, диалог Прослушивание, чтение текстов |
10 | Обобщение усвоенных знаний | 2 | |
| Итого: | 34 | |
5.Календарно-тематическое планирование
Номер Урока | Тема | Дата проведения | Корректировка |
1 | Введение. English is fun! | | |
2 | Географическое положение и особенности Великобритании. Климат. | | |
3 | Географическое положение и особенности Великобритании. Климат. | | |
4 | Англия и Шотландия | | |
5 | Уэльс и Северная Ирландия | | |
6 | Природа. Реки и озера Великобритании | | |
7 | Игра-соревнование на тему «Великобритания» | | |
8 | Игра-соревнование на тему «Великобритания» | | |
9 | Символы Соединенного Королевства. Флаг, герб, гимн | | |
10 | Флористические символы | | |
11 | Составление коллажа по теме «Символы Соединенного Королевства» | | |
12 | Сады и парки Лондона | | |
13 | Музеи и театры | | |
14 | Букингемский дворец и другие резиденции королевской семьи | | |
15 | Стоунхендж | | |
16 | Биг Бен и здание парламента, Вестминстерское аббатство, Собор св. Павла, Лондонский Тауэр Конкурс рисунков. | | |
17 | Уильям Шекспир | | |
18 | Роберт Бернс | | |
19 | Группа «Битлз» | | |
20 | Проекты учащихся о знаменитых людях Великобритании | | |
21 | Лучшие изобретения в Великобритании, которые потрясли мир | | |
22 | Проекты учащихся «лучшие изобретения» | | |
23 | Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech | | |
24 | Английский завтрак, Английский чай, садоводство | | |
25 | Рождество, Hogmany, Пасха, День святого Валентина | | |
26 | Рождество, Hogmany, Пасха, День святого Валентина | | |
27 | Хеллоуин, Guy Fawkes Night, Spring and Summer Bank Holidays | | |
28 | Хеллоуин, Guy Fawkes Night, Spring and Summer Bank Holidays | | |
29 | Урок-праздник | | |
30 | Спорт в Великобритании | | |
31 | Характер англичан, манеры | | |
32 | Английские пословицы и их значение | | |
33 | Контроль и обобщение усвоенных знаний | | |
34 | Защита проектов учащихся по теме «Великобритания» | | |
| Итого:34 занятия. | | |
6.Учебно-методическое обеспечение.
1.Баранов Ю.Ю. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Просвещение, 2013. (работаем по новым стандартам).
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
4.Васильев М.В. Достопримечательности Великобритании.- Москва: издательство «Айрис-пресс», 2008
5.Зайкова О.А. Увлекательный английский.3-9классы:внеклассные мероприятия.- Волгоград: издательство «Учитель», 2010г
6. Илюшкина А.В. Изучаем английский язык легко и весело. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2013
7.Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания. – Москва: издательство «Рольф», 2000г
8.Люченко О.С. Ярмарка внеклассных занятий по английскому языку. ТОВ «Основа», 2006.
9.Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. Ю.Я. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
10.Цифровые образовательные ресурсы.
19