СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык», 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»   рассчитана на 70 ч. ( 2 раза в неделю). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык», 5 класс»

Рассмотрено

на заседании МО

_____/ /

Протокол № 1

от « - » июня 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______ / /

от «___» июня 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Лицей №12»

___________ / /

Приказ ______

от « » июня 2018 г.

Принято

на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

от « » июня 2018 г.






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»


на 2018 – 2019 учебный год




Предмет: русский язык

(70 часов год, 2 часа в неделю)

Класс:

Учитель:

Селиванова Оксана Николаевна,

высшая квалификационная категория






















г. Железногорск

2018 г.

Аннотация

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» на уровне основного общего образования составлена на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с последующими изменениями от 29 декабря 2014 года, от 31 декабря 2015 года (далее- ФГОС СОО);

  • Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №12»;

  • Учебного плана МОУ «Лицей №12».

Цель курса:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Задачи:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, справочной литературой, словарями, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся(выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);

- спобствовать развитию творческих способностей обучающихся;

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся.

Концепция, заложенная в содержание внеурочной деятельности по русскому языку

включает два направления:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

Данная программа внеурочной деятельности дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких обучающихся, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» рассчитана на 70 ч. ( 2 раза в неделю).

Программа соответствует учебно-методическому комплексу по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык. 5 класс. Издательство «Русское слово», 2015г.







Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.

Раздел 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (14 ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Что такое фонография или звукозапись. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Фонетические закономерности. Фонетическая транскрипция. Игры со звуками. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Дети знакомятся с понятиями «фонография» и «звукозапись», с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией, с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха.



Раздел 2

Загадки русского словообразования. (Морфемика.Словообразование.Этимология) (14ч.).

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Способы словобразования.Трудности морфемики. Морфемный разбор. Практикум. Игры, загадки, анаграммы. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, анаграммы. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы (по желанию): печатные издания, интернет.

Раздел 3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (10ч.)

Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Секреты орфографии. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Трудные вопросы пунктуации.Не пером пишут – умом. Тайны письма. Творческая работа. Бенефис знаний.


Проводятся исследования данных тем. Обучающиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч)

На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. Тайна лексического значения. Синонимы. Антонимы. Явление омонимии. Русские иностранцы. Заимствованные слова. О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произведениях.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, фразеологическим оборотам, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.



Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (12ч)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Универсальные заменители. Изучаем местоимение. Имя числительное. Из истории части речи. Народные загадки с числительными. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится.

Развивая кругозор и интеллект, обучающиеся получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных


Раздел 6

Речевой этикет.(6 ч)

Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Этикетные слова. Практикум по культуре речи.


Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Итоговое занятие. (3ч)

Вопросы для любознательных. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.


Формы и виды проведения занятий.

Формы:

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность.













Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.

№ урока

п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Корректировка

1.


Вводное занятие.

1


Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (14 ч)

2.


Фонетика. Основные законы фонетики.

1


3.


Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1


4.


Разночтение слов в звучании и написании.

1


5.


Что такое фонография или звукозапись?

1


6.


Для чего используют звуковые повторы в речи.

1


7.


Какова роль интонации в устной речи.

1


8.


Выразительность русской речи.


1


9.


Фонетические закономерности.


1


10.


Фонетическая транскрипция.

1


11.


Поиграем со звуками.

1


12.


Метаграммы.

1


13.


Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов».

1


14.


Решение фонетических задач.

1


15.


Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».


1


Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (14 ч).


16.


О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1


17.


Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1


18.


Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1


19.


Способы словообразования.

1


20.


Понятие морфемы. Интересные случаи в морфемике.

1


21.


Трудности морфемики.Морфемный разбор. Практикум.

1


22.


Игры по морфемике и словообразованию.

1


23.


Загадки русского словобразования.

1


24.


Анаграммы.

1


25.


Этимология слов.

1


26.


Работа со словарями.

1


27.


Поиграем в слова.

1


28.


Сказочные превращения.

1


29.


Презентация творческой работы

1


Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (10ч.)

30.


Зачем нужно знать алфавит.

1


31.


В чём секрет правописания морфем.

1


32.


Секреты орфографии.

1


33.


Что такое пунктуация.

1


34.


Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

1


35.


Трудные вопросы пунктуации.

1


36.


Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1


37.


Гле работают знаки препинания? (Казнить нельзя помиловать).

1


38.


Создаем сказку о знаках препинания.

1


39.


Презентация творческой работы.

1


Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (10 ч.)

40.


На какие группы делится словарный состав русского языка.

1


41.


В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1


42.


В мире слов, или что такое лексика?

1


43.


Тайна лексического значения.

1


44.


Синонимы.

1


45.


Антонимы.

1


46.


Явление омонимии.

1


47.


Русские иностранцы. Заимствованные слова.

1


48.


Как рождаются фразеологизмы

1


49.


Практическое занятие. Лексический бой.

1


Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (12ч)

50.


В царстве частей речи.

1


51.


Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга.

1


52.


Что делает падеж?

1


53.


В чём секрет глагола и его форм.

1


54.


Как отличать грамматические омонимы.

1


55.


Универсальные заменители. Изучаем местоимение.

1


56.


Имя числительное. Из истории части речи.

1


57.


Народные загадки с числительными.

1


58.


Филологические задачи и кроссворды.

1


59.


Загадки-шутки, шуточные вопросы.

1


60.


Какими бывают предложения.

1


61.


Грамматике учиться всегда пригодится.

1


Речевой этикет.(6 ч)

62.


Правила речевого этикета.



63.


Формулы речевого этикета.



64.


Как научиться быть вежливы?



65.


Этикетные слова.



66.


Слова паразиты.



67.


Практикум по культуре речи.



Итоговые занятия. (3ч)

68.


Вопросы для любознательных



69.


Аукцион знаний.



70.


Итоговая викторина «Что кроется в слове?»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!