МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»
Рассмотрено на заседании ШМО ______________________________ протокол № 1 от «__» августа2021г. руководитель ШМО ____________ А.А. Тигунова | Согласовано «___ » _____________ 2021г. заместитель директора по УВР _________Т.А.Волкова | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №1 от «___» августа 2021г. председатель педагогического совета _________________ Е.В.Малюгина | Ут Утверждено приказ № _____от «___» августа 2021г. директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»» ______________ Е.В.Малюгина |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Классы: 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д, 1 Е, 1 З, 1 И.
Составитель : Кузьмина Василиса Николаевна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.
Ульяновск-2021
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями; ст. 12 «Образовательные программы».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) ;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Рекомендации Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области при планировании работы на 2020-2021 учебный год образовательных организаций (письма № 4392 от 18.08.2020, 18.08.2020№4391);
Устав МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;
Учебный план МБОУ «Губернаторский лицей № 101» на 2020-2021 учебный год;
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Л.В. Мищенковой « Занимательный русский язык" 1 - 4 классы,.: Издательство РОСТ, 2017г.
Количество часов по учебному плану в год: 34 ч.
Часов в неделю: 1 ч.
Цель и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Цель курса: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи курса
Обучающие:
совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению русского языка;
развивать творческие способности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умения пользоваться справочной литературой.
Планируемые результаты освоения курса «Занимательный русский язык» к концу 2 класса
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Введение (1 ч.)
Тема 1.Сказочное царство слов.
Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (1ч.)
Тема 2. Звуки не буквы.
Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Орфоэпия (2ч.)
Тема 3.Банты и шарфы
Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Тема 4. На сцене гласные
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»
Графика (2ч.)
Тема 5. Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 6. Память и грамотность
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфемика (2ч.)
Тема 7-8. Поговорим обо всех приставках сразу.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
Лексикология (8 ч.)
Тема 9. Где же хранятся слова?
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.
Практическая часть: работа со словарём.
Тема 10. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей
Тема 11. Добрые слова
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12.На карнавале слов.
Омонимы.
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)
Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
Тема 14. Слова-антонимы
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
Тема 15. Экскурсия в прошлое
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
Тема 16.Полёт в будущее
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
Орфография (3ч.)
Тема 17-19. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами
Морфология (2ч.)
Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Культура речи (12ч)
Тема 22-23. Королевство ошибок
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
Тема 24. Крылатые слова
Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»
Тема 25-26. В Стране Сочинителей
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
Тема 27-28. Анаграммы и метаграммы
История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.
Тема 29-30. Шарады и логогрфы
Происхождением шарад и логогрифов.
Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.
Тема 31. Откуда пришли наши имена?
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».
Тема 32-33. Выездная экскурсия в Дом-музей «Семьи Гончаровых» «Знакомство с творчеством поэта-земляка»
Поездка детей в музей на экскурсию с целью знакомства с творчеством поэта.
Практическая часть: составление презентации
Подведение итогов (1 ч.)
Тема 34 КВН по русскому языку
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
5.Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
| Введение | 1 ч |
| Фонетика | 1 ч |
| Орфоэпия | 2 ч |
| Графика | 2 ч |
| Морфемика | 2 ч |
| Лексикология | 8 ч |
| Орфография | 3 ч |
| Морфология | 2 ч |
| Культура речи | 12 ч |
| Подведение итогов | 1 ч |
Итого: | 34 ч |
МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»
Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Календарно-тематическое планирование
Классы: 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д, 1 Е, 1 З, 1 И.
Составитель : Кузьмина Василиса Николаевна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.
Ульяновск-2021
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
№ | Тема урока | Дата проведения | Формы организации внеурочной деятельности | Примечание |
по плану | по факту |
Введение -1 ч |
1 | Сказочное царство слов. | 03.09 | 03.09 | Работа в группах | |
Фонетика – 1 ч |
2 | Звуки не буквы. | 10.09 | 10.09 | Работа в парах | |
Орфоэпия – 2 ч |
3 | Банты и шарфы | 17.09 | 17.09 | Круглый стол | |
4 | На сцене гласные | 24.09 | 24.09 | Работа в парах | |
Графика – 2 ч |
5 | Как возникла наша письменность? | 01.10 | 01.10 | Урок-диспут | |
6 | Память и грамотность. | 08.10 | 08.10 | Работа в группах | |
Морфемика -2 ч |
7 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 15.10 | 15.10 | Урок- диспут | |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 22.10 | 22.10 | Работа в парах | |
Лексикология- 8ч |
9 | Где же хранятся слова? | 29.10 | 29.10 | Урок- диспут | |
10 | Экскурсия в библиотеку. | 05.11 | | Экскурсия | |
11 | Добрые слова | 12.11 | | Работа в группах | |
12 | На карнавале слов. | 19.11 | | Викторина | |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | 03.12 | | Работа в группах | |
14 | Слова-антонимы | 10.12 | | Викторина | |
15 | Экскурсия в прошлое | 17.12 | | Конкурсы | |
16 | Полёт в будущее | 24.12 | | Работа в группах | |
Орфография – 3 ч |
17 | Кто командует корнями? | | | Урок-диспут | |
18 | Кто командует корнями? | | | Работа в группах | |
19 | Кто командует корнями? | | | Викторина | |
Морфология – 2 ч |
20 | Что рассказали части речи о себе? | | | Работа в группах | |
21 | Что рассказали части речи о себе? | | | Викторина | |
Культура речи-12 ч |
22 | Королевство ошибок | | | Урок-диспут | |
23 | Королевство ошибок | | | Работа в группах | |
24 | Крылатые слова | | | Викторина | |
25 | В Стране Сочинителей | | | Работа в группах | |
26 | В Стране Сочинителей | | | Викторина | |
27 | Анаграммы и метаграммы | | | Викторина | |
28 | Анаграммы и метаграммы | | | Конкурсы | |
29 | Шарады и логогрфы | | | Работа в группах | |
30 | Шарады и логогрфы | | | Работа в парах | |
31 | Откуда пришли наши имена? | | | Круглый стол | |
32 | Выездная экскурсия в Дом-музей «Семьи Гончаровых» «Знакомство с творчеством поэта-земляка» | | | Экскурсия | |
33 | Выездная экскурсия в Дом-музей «Семьи Гончаровых» «Знакомство с творчеством поэта-земляка» | | | Работа в группах, создание презентации | |
Подведение итогов- 1 ч |
34 | КВН по русскому языку | | | КВН, викторина | |