СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 2 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 2 класс»

МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»



Рассмотрено

на заседании ШМО

______________________________

протокол № 1 от «__» августа2021г.

руководитель ШМО

____________ А.А. Тигунова

Согласовано


«___ » _____________ 2021г. заместитель директора по УВР


_________Т.А.Волкова

Рассмотрено и принято

на заседании педагогического совета протокол №1 от «___» августа 2021г. председатель педагогического совета


_________________ Е.В.Малюгина

Ут Утверждено


приказ № _____от «___» августа 2021г.

директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»


______________ Е.В.Малюгина





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»




Классы: 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д, 1 Е, 1 З, 1 И.

Составитель : Кузьмина Василиса Николаевна

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.


Ульяновск-2021



  1. Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями; ст. 12 «Образовательные программы».

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
    СанПиН 2.4.2.2821-10
    "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.
    (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) ;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

  3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

  4. Рекомендации Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области при планировании работы на 2020-2021 учебный год образовательных организаций (письма № 4392 от 18.08.2020, 18.08.2020№4391);

  5. Устав МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;

  6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;

  7. Учебный план МБОУ «Губернаторский лицей № 101» на 2020-2021 учебный год;

  8. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»  составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Л.В. Мищенковой « Занимательный русский язык" 1 - 4 классы,.: Издательство РОСТ, 2017г.


Количество часов по учебному плану в год: 34 ч.

Часов в неделю: 1 ч.


  1. Цель и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Цель курса: расширение  и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи курса

Обучающие:

  • совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробудить у обучающихся потребность  к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

  • расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;

  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.

  • воспитывать любви к родному языку.

Развивающие:

  • развивать  интерес к русскому языку как к учебному предмету;

  • развивать мотивацию к изучению русского языка;

  • развивать творческие способности;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умения  пользоваться  справочной литературой.


  1. Планируемые результаты освоения курса «Занимательный русский язык» к концу 2 класса

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Введение (1 ч.)

Тема 1.Сказочное царство слов.

Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.

Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.

Фонетика (1ч.)

Тема  2. Звуки не буквы.

Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.

Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.

Орфоэпия (2ч.)

Тема  3.Банты и шарфы

Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.

Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.

Тема  4. На сцене гласные

Роль ударения. Произносительные нормы.

Практическая часть:  игра «Проставь ударение»

Графика (2ч.)

Тема  5. Как возникла наша письменность?

Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема  6. Память и грамотность

Виды памяти.

Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

Морфемика (2ч.)

Тема  7-8.  Поговорим обо всех приставках сразу.

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.        

Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.

Лексикология (8 ч.)

Тема  9. Где же хранятся слова?

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.

Практическая часть:  работа со словарём.        

Тема 10. Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с разными видами словарей.

Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей

Тема 11. Добрые слова

   Богатство русской лексики «добрыми словами».

Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.        

Тема 12.На карнавале слов.

Омонимы.

Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)

Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

Разновидности омонимов

Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов

Тема 14. Слова-антонимы

       Антонимы.

Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».

Тема 15. Экскурсия в прошлое

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.

Тема 16.Полёт в будущее

Неологизмы.

Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.

Орфография (3ч.)

Тема 17-19. Кто командует корнями?

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.

Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами

Морфология (2ч.)

Тема 20-21Что рассказали части речи о себе?

Самостоятельные и служебные части речи        

Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.

Культура речи (12ч)

Тема 22-23. Королевство ошибок

Виды ошибок

Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.

Тема 24. Крылатые слова

Значения крылатых слов.

Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»

Тема 25-26.   В Стране Сочинителей

Рифмы.

Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.

Тема 27-28. Анаграммы и метаграммы

История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.

Тема 29-30. Шарады и логогрфы

Происхождением шарад и логогрифов.

Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.

Тема 31. Откуда пришли наши имена?

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».

Тема 32-33.        Выездная экскурсия в Дом-музей «Семьи Гончаровых» «Знакомство с творчеством поэта-земляка»

Поездка детей в музей на экскурсию с целью знакомства с творчеством поэта.

Практическая часть: составление презентации

Подведение итогов (1 ч.)

Тема 34 КВН по русскому языку

Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. 


5.Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов

Введение

1 ч

Фонетика

1 ч

Орфоэпия

2 ч

Графика

2 ч

Морфемика

2 ч

Лексикология

8 ч

Орфография

3 ч

Морфология

2 ч

Культура речи

12 ч

Подведение итогов

1 ч

Итого:

34 ч


























МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»







Приложение к рабочей программе

по внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»




Календарно-тематическое планирование

Классы: 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д, 1 Е, 1 З, 1 И.

Составитель : Кузьмина Василиса Николаевна

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.






Ульяновск-2021



Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Тема урока

Дата проведения

Формы организации внеурочной деятельности

Примечание

по плану

по факту

Введение -1 ч

1

Сказочное царство слов.


03.09

03.09

Работа в группах


Фонетика – 1 ч

2

Звуки не буквы.

10.09

10.09

Работа в парах


Орфоэпия – 2 ч

3

Банты и шарфы

17.09

17.09

Круглый стол


4

На сцене гласные

24.09

24.09

Работа в парах


Графика – 2 ч

5

Как возникла наша письменность?

01.10

01.10

Урок-диспут


6

Память и грамотность.

08.10

08.10

Работа в группах


Морфемика -2 ч

7

Поговорим обо всех приставках сразу.

15.10

15.10

Урок- диспут


8

Поговорим обо всех приставках сразу.

22.10

22.10

Работа в парах


Лексикология- 8ч


9

Где же хранятся слова?

29.10

29.10

Урок- диспут


10

Экскурсия в библиотеку.

05.11


Экскурсия


11

Добрые слова

12.11


Работа в группах


12

На карнавале слов.

19.11


Викторина


13

Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»

03.12


Работа в группах


14

Слова-антонимы

10.12


Викторина


15

Экскурсия в прошлое

17.12


Конкурсы


16

Полёт в будущее

24.12


Работа в группах


Орфография – 3 ч

17

Кто командует корнями?



Урок-диспут


18

Кто командует корнями?



Работа в группах


19

Кто командует корнями?



Викторина


Морфология – 2 ч

20

Что рассказали части речи о себе?



Работа в группах


21

Что рассказали части речи о себе?



Викторина


Культура речи-12 ч

22

Королевство ошибок



Урок-диспут


23

Королевство ошибок



Работа в группах


24

Крылатые слова



Викторина


25

В Стране Сочинителей



Работа в группах


26

В Стране Сочинителей



Викторина


27

Анаграммы и метаграммы



Викторина


28

Анаграммы и метаграммы



Конкурсы


29

Шарады и логогрфы



Работа в группах


30

Шарады и логогрфы



Работа в парах


31

Откуда пришли наши имена?



Круглый стол


32

Выездная экскурсия в Дом-музей «Семьи Гончаровых» «Знакомство с творчеством поэта-земляка»




Экскурсия


33

  Выездная экскурсия в Дом-музей «Семьи Гончаровых» «Знакомство с творчеством поэта-земляка»




Работа в группах, создание презентации


Подведение итогов- 1 ч

34

КВН по русскому языку



КВН, викторина





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!