Муниципальная казённая образовательная организация
«Антроповская средняя школа»
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю» директор МКОО АСШ
_________________ (Т.А. Касаткина)
_________ 2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Волшебные краски»
Антропово 2019
Пояснительная записка
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Программа ориентирована на средние классы (5-9). Программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.
Содержание программы
Вводное занятие «Как стать художником?» ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.
«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”
ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”
Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.
ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.
ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.
ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
Ожидаемые результаты программы
личностные | предметные | метапредметные |
- развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания - умение организовать рабочее место. - бережное отношение к инструментам, материалам. развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера. - ознакомление с художественными терминами и понятиями. - Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию. - Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности. - Развитие художественного вкуса. Овладение художественными терминами. | - овладение основами художественной грамоты; - знание цветов и изобразительных материалов; - умение передавать форму, величину изображения; - Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта; - Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. | - приобретение навыка работы в паре, группе; - Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества. |
Должны знать:
названия основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Содержание контроля знаний и умений |
1 | Вводное занятие “Как стать художником? | Знать технику безопасности при работе с различными материалами. |
2-3 | “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. | Знать, что такое композиция, правила её составления. Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью. |
4-5 | “Город мастеров” - работа в технике граттаж. | Знать этапы выполнения техники граттаж. Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике. |
6-7 | “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования. | Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине. |
8-9 | Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. | Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли. |
10-11 | Кляксография обычная. Рисование природы. | Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами. Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. |
12-13 | Техника рисования “Свеча + акварель”. | Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. |
14-15 | Рисование пальчиками (творческая работа). | Уметь разрабатывать идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. |
16-17 | Техника рисования “Пуантилизм”. | Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике. |
18-19 | Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. | Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании. Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы. |
20-21 | Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. | Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы. Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись. |
22-23 | “Подводное царство” - рисование пейзажа на тему | Знать правила рисования рыб. Уметь выполнять рисование рыб разного вида. |
24-25 | Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. | Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. |
26-27 | Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. | Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”. |
28-29 | Техника ала-прима. Натюрморт. | Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта. |
30-31 | Живопись на картоне, камне. | Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты. |
32-33 | “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. | Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного. |
34 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. |