Пояснительная записка
Актуальность программы.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности для детей разных возрастов. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Волшебные краски» разработана на основе программно-методического материала по изобразительной деятельности для детей с ГУО (вариант 2).
Содержание программы представлено различными видами техник изобразительной деятельности, доступных детям с нарушениями развития. Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно переходят к более сложным видам работ. Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной изобразительной техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Техники подобраны таким образом, чтобы ребенок с ГУО, имел возможность действовать максимально самостоятельно. Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют изобразительные действия в определенной изобразительной технике, результатом которых становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, например, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие или музыкальное сопровождение.
Цель программы – освоение нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Формирование интереса к изобразительной деятельности;
Формирование умения использовать разнообразные материалы и инструменты в процессе рисования;
Овладение основными приемами нетрадиционных техник рисования;
Развитие мелкой моторики;
Развитие цветового восприятия;
Развитие творческой активности;
Формирование умения взаимодействовать с взрослым, сверстником в творческой деятельности.
Описание места курса внеурочной деятельности.
В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы-интернат № 1» на 2023-2024 учебного года. На изучение курса внеурочной деятельности «Волшебные краски» отведено 34 ч (34 учебные недели). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Особенности возрастной группы детей, которым предназначена программа.
Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предназначения для образования обучающихся с ГУО вариант 2 для среднего школьного возраста.
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы – освоение нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Формирование интереса к изобразительной деятельности;
Формирование умения использовать разнообразные материалы и инструменты в процессе рисования;
Овладение основными приемами нетрадиционных техник рисования;
Развитие мелкой моторики;
Развитие цветового восприятия;
Развитие творческой активности;
Формирование умения взаимодействовать с взрослым, сверстником в творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Так как детям с ГУО свойственно наглядно-образное мышление, то данный учебный курс построен на использовании предметно-практической деятельности. Работа с ребенком в рамках данного курса предполагает использование большого количества разнообразной наглядности, работу с различными материалами (ткань, пластилин, краски, гуашь, бумага и т.д.), а также проведение экскурсий. Программа построена циклично, в соответствии с чередованием времен года. Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями развития данный курс предполагает многократное повторение изучаемого материала.
В основу программы положены следующие принципы.
В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с ГУО вариант 2 можно представить следующие:
принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;
принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с ГУО;
принцип учета потребностей обучающихся с ГУО (вариант 2), запросов их родителей (законных представителей);
принцип направленности содержания курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с ГУО результатов освоения АООП;
принцип реализации направлений внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с ГУО;
принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;
принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
принцип социально-адаптирующей направленности внеурочной деятельности для обучающихся с ГУО.
Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют изобразительные действия в определенной изобразительной технике, результатом, которых становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, например, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие или музыкальное сопровождение.
Личностные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения рабочей программы включают:
интерес к собственной изобразительной деятельности и изобразительной деятельности друг друга;
получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
развитие зрительного и тактильного восприятия;
приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета;
приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом.
Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:
оставлять графический след;
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
рисовать точки, линии;
выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск;
раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.)
использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках.
К концу изучения курса обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Основная форма занятия – практическая творческая изобразительная деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, тематическая беседа, рассказ);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
Содержание программы представлено различными видами техник изобразительной деятельности, доступных детям с нарушениями развития. Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно переходят к более сложным видам работ. Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной изобразительной техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Техники подобраны таким образом, чтобы ребенок с ТМНР имел возможность действовать максимально самостоятельно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
1 | «Яблоневый сад» | 1 | | Средства выразительности: пятно, точка, линия, цвет (зеленый, красный, коричневый). Материалы: гуашь, кисти, баночки с водой, листы А4, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой. Затем ребенок опускает в гуашь пальчик и проводит линию (ствол дерева), потом наносит точки, пятнышки на отпечаток руки (яблоки на дереве). После работы пальчики вытираются салфеткой (гуашь легко смывается). |
2 | «Разноцветные брызги» | 1 | | Средства выразительности: точка, фактура, цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий) Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага А4, зубные щетки, кусок пластика, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь зубную щётку и при помощи куска пластика оставляет брызги на бумаге. Ребёнок смывает оставшуюся краску и набирает другой цвет. В конце работы получается лист, окрашенный брызгами разных цветов. |
3 | «Красные маки» | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (голубой, зелёный, красный). Материалы: салфетки, пальчиковые краски, налитые в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой и скатывает ком. После этого ребенок опускает бумажный ком в голубую краску и делает произвольные отпечатки на бумаге (небо) и зеленую краску (трава).После этого ребёнок берёт шишку, окунает её в миску с красной краской и оставляет отпечатки в нижней части листа(маки) в произвольном порядке. |
4 | «Осеннее солнышко» | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, точка, цвет (зеленый, красный, желтый). Материалы: бумага формата А4, гуашь, листья разных деревьев, кисти. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчики и делает отпечатки двумя пальчиками одновременно. После работы пальчики вытираются салфеткой. Затем ребенок покрывает листок дерева краской разных цветов, прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. У каждого ребенка свой набор из листьев (листья с разных деревьев). |
5 | «Ёжик» | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет (коричневый). Материалы: бумага, гуашь, блюдца, пластиковые вилки. Способ получения изображения: ребенок окунает вилку в блюдце с краской и делает произвольные отпечатки на листе с изображением мордочки ёжика. |
6 | «Краски осени». | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет (зеленый, красный, желтый, оранжевый). Материалы: бумага (ватман), гуашь, шаблон вазы, листья разных деревьев, зубные щетки, кусок пластика. Способ получения изображения (коллективная работа): дети выкладывают картину из сухих листьев деревьев и вазы, затем каждый ребёнок набирает на зубную щётку краску определённого цвета и с помощью пластика брызгает на бумагу. Каждый раз убирается верхний слой листьев, после чего набирается краска другого цвета. |
7 | «Разноцветные узоры» | 1 | | Средства выразительности: пятно, цвет (красный, жёлтый, зелёный, синий). Материалы: гуашь, мыльные пузыри листы А4, трубочки, стаканчики, салфетки. Способ получения изображения: ребенок берёт соломинку и дует через неё в мыльную воду, чтобы образовать большое количество пузырей. Затем ребёнок берёт лист бумаги и прислоняет сверху к пузырям, получая разноцветные узоры. |
8 | «Кактусы» | 1 | | Средства выразительности: пятно, цвет (зеленый, красный). Материалы: мисочки с гуашью, кисти, шишки, листы А4, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечатки на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой. Затем, ребенок опускает в блюдце с краской шишку и оставляет отпечатки на бумаге. |
9 | «Яблоки в банке» | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, точка, цвет (зеленый, красный, желтый). Материалы: половинки яблок, шаблоны банок, мисочки с гуашью, листы А4, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь половинку яблока, прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка; затем ребенок опускает в гуашь пальчик и ритмично наносит точки, пятнышки (ягодки в компоте). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
10 | «Под водой…» 1 часть | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (синий). Материалы: гуашь, мыльные пузыри листы А4, трубочки, стаканчики, салфетки. Способ получения изображения: ребенок берёт соломинку и дует через неё в мыльную воду, чтобы образовать большое количество пузырей. Затем, ребёнок берёт лист бумаги и прислоняет сверху к пузырям. Таким образом, окрашивается весь лист. |
11 | «Под водой…» 2 часть | 1 | | Средства выразительности: пятно, точка, линия, цвет (желтый, красный, зелёный, коричневый) Материалы: широкие блюдечки, гуашь, листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой. Затем ребёнок окунает пальчик в зелёную краску и проводит вертикальные линии (водоросли), вытирает пальчик. Затем окунает пальчик в коричневую краску и делает отпечатки внизу(камушки). |
12 | «Ночной город» | 1 | | Средства выразительности: точка, фактура, цвет (белый) Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага А4, зубные щетки, кусок пластика, салфетки, шаблон города, черный картон для основы. Способ получения изображения: ребенок прикладывает к картону шаблон города, опускает в гуашь зубную щётку и при помощи куска пластика оставляет брызги на бумаге. |
13 | «Пушистые снежинки» | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет (белый). Материалы: гуашь, веточки ели, салфетки, блюдце, бумага, голубой картон для основы. Способ получения изображения: ребенок опускает веточку ели в белую краску и делает произвольные отпечатки на бумаге. |
14 | «Зимние узоры» | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет (голубой). Материалы: гуашь, мыльные пузыри листы А4, трубочки, стаканчики, листья деревьев, салфетки. Способ получения изображения: ребенок берёт соломинку и дует через неё в мыльную воду, чтобы образовать большое количество пузырей. Затем ребёнок берёт лист бумаги и прислоняет сверху к пузырям, закрашивая весь лист. После этого ребёнок берёт лист дерева и делает отпечаток на еще не высохшем листе бумаги. |
15 | «Новогодняя красавица» 1 часть | 1 | | Средства выразительности: пятно, фактура, цвет (зеленый) Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага с контуром елочки, салфетки. Способ получения изображения: ребенок окунает вилку в блюдце с краской и делает произвольные отпечатки на листе с изображением елочки. |
16 | «Новогодняя красавица» 2 часть | 1 | | Средства выразительности: пятно, цвет (красный, жёлтый, синий). Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага, шишки, пробки, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок выбирает материалы для отпечатков, окунает шишку или пробку в баночку с краской и наносит отпечатки на ёлочку произвольно или по образцу. |
17 | «Зимний лес» | 1 | | Средства выразительности: пятно, точка, цвет (белый). Материалы: мисочки с гуашью, голубой картон, листья пекинской капусты, салфетки. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок пекинской капусты краской белого цвета, прикладывает его окрашенной стороной к картону для получения отпечатка. Затем опускает в гуашь пальчик и ритмично наносит точки, пятнышки, располагая точки вокруг деревьев (снежинки). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
18 | «Разноцветные круги» | 1 | | Средства выразительности: круг, цвет (желтый, зелёный, красный, синий). Материалы: мисочки с гуашью, пластиковые стаканчики разной величины, чёрный картон, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь стаканчик и делает отпечатки на картоне. |
19 | «Капель» | 1 | | Средства выразительности: точка, фактура, цвет (белый) Материалы: широкие блюдечки с гуашью, голубой картон для основы, кусочек поролона, салфетки, шаблон сосулек. Способ получения изображения: ребенок прикладывает к картону шаблон сосулек, опускает в гуашь поролон и оставляет на картоне. Затем опускает в гуашь пальчик и ритмично наносит точки, пятнышки, располагая точки под сосульками. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
20 | « Медвежонок» | 1 | | Средства выразительности: пятно, точка, цвет (коричневый, чёрный). Материалы: мисочки с гуашью, листы бумаги с контурным изображением медвежонка, кисти с жёсткой щетиной, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и делает тычки кисточкой по контуру и внутри контура. Затем, когда работа подсохнет, ребенок рисует глазки и носик медвежонка чёрной краской. |
21 | «Забавные пятна» | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, налитая в блюдца, воздушные шарики Способ получения изображения: ребенок опускает шарик в краску разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. |
22 | «Корзина цветов» 1 часть | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (коричневый). Материалы: салфетки, гуашь, налитая в блюдце, голубая бумага с изображением корзины, спичечные коробки. Способ получения изображения: ребенок опускает в краску одну сторону спичечного коробка и оставляет отпечатки на контуре и в контуре корзины. |
23 | «Корзина цветов» 2 часть | 1 | | Средства выразительности: пятно, фактура, цвет (белый, синий). Материалы: салфетки, гуашь, налитая в блюдце, бумага с изображением корзины, щишки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь шишку и делает отпечатки (цветы) на листе с корзиной. |
24 | «Цветущая ветка» 1 часть | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (зелёный) Материалы: салфетки, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага с изображением ветки. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева краской зелёного цвета, прикладывает его окрашенной стороной к бумаге с изображением ветки для получения отпечатка. |
25 | «Цветущая ветка» 2 часть | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (розовый) Материалы: салфетки, гуашь, налитая в блюдце, пластиковые бутылки, бумага. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь дно пластиковой бутылки и делает отпечатки (цветы) на листе с изображением ветки. |
26 | «Паучок проснулся» | 1 | | Средства выразительности: пятно, цвет (чёрный). Материалы: бумага с изображением паутины, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. |
27 | «Фантазия» | 1 | | Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет (красный, желтый, зеленый, синий, чёрный). Материалы: восковые мелки, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки. Способ получения изображения: ребенок рисует круги, линии, точки, спирали восковыми мелками. Затем ребёнок берёт кисть, опускает её в краску чёрного цвета и тонирует весь лист. |
28 | «Весенние краски». | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет (зеленый, розовый, сиреневый, голубой, белый). Материалы: бумага (ватман), гуашь, листья разных деревьев, зубные щетки, кусок пластика. Способ получения изображения (коллективная работа): дети выкладывают картину из сухих листьев деревьев, затем каждый ребёнок набирает на зубную щётку краску определённого цвета и с помощью пластика брызгает на бумагу. Каждый раз убирается верхний слой листьев, после чего набирается краска другого цвета. |
29 | «Пенная вечеринка» | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет (красный, синий, желтый, зелёный). Материалы: бумага, пена для бритья, пальчиковая краска, пластиковая доска. Способ получения изображения: ребёнок размазывает пену для бритья на ровной твердой поверхности (пластиковая разделочная доска). Затем наносит на пену краску, берёт зубочистку, и выводит разнообразные узоры. Когда узоры готовы, ребёнок берёт лист бумаги и прикладывает его к рисунку, делая отпечаток. |
30 | «Мохнатая собачка» | 1 | | Средства выразительности: фактура, цвет (желтый, черный). Материалы: мисочки с гуашью, листы А4, с изображением собачки, салфетки, зубные щётки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь зубную щётку и наносит пятнышки, располагая их на изображении собаки. Отдельно пальчиками прорисовываются глазки и носик собачки. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
31 | «Весенний лес» | 1 | | Средства выразительности: пятно, точка, цвет (коричневый, зелёный). Материалы: голубая бумага, гуашь, ватные палочки, кисточки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечатки на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Затем ребёнок берёт ватную палочку, опускает её в краску и делает точки на бумаге (листья дерева). |
32 | «Бабочки» | 1 | | Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (красный, желтый, синий, зелёный). Материалы: гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки, бумага. Способ получения изображения: ребёнок наносит на половину листа краску разного цвета, по контуру крыльев бабочки. Затем сгибает лист пополам, делает отпечаток. Потом опускает в гуашь пальчик и проводит линии (туловище, усики). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. |
33 | «Одуванчики» | 1 | | Средства выразительности: точка, линия, цвет (желтый, зелёный, белый). Материалы: гуашь, бумага голубого цвета, пластиковые вилки. Способ получения изображения: ребенок опускает пальчик в зелёную краску и проводит линии (стебель и листья). После работы пальчики вытираются салфеткой; затем ребёнок берет вилку, окунает её в блюдце с краской и делает отпечатки. |
34 | «Во поле берёза стояла» | 1 | | Средства выразительности: пятно, точка, фактура, цвет (зеленый, красный, жёлтый, голубой). Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги для сминания, пластиковые бутылки, баночки с водой, бумага (ватман) с изображением ствола берёзы, салфетки. (коллективная работа) Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой и скатывает ком. После этого ребенок опускает бумажный ком в голубую краску и делает произвольные отпечатки на бумаге (небо); затем ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге (листья берёзы, трава, солнце). После работы руки вытираются салфеткой. Потом ребенок опускает в гуашь дно пластиковой бутылки и делает отпечатки (цветы) на бумаге. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Пальчиковые краски, акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролон; пробки; крышки от пластиковых бутылок, трубочки коктейльные, кусочек плотного картона либо пластика (55 см); природный материал (листья, шишки, еловые веточки, листья пекинской капусты, яблоки); спичечные коробки, пена для бритья, воздушные шарики; мыльные пузыри; стаканчики разного диаметра; пластиковые бутылки; зубные щётки; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти, кисти; клеёнка; мягкие формы для позиционирования; столики для колясок; скотч; тазы, ведра.
Используемая литература
Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - № 18.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина. – Каро, 2007.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Владос» - 2011.
Чарнецкий Я.Я. «Изобразительное искусство в школе продленного дня», Москва, «Просвещение»,1991.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
2 | Стол однотумбовый | 1 |
3 | Стул | 4 |
4 | Стол ученический | 10 |
5 | Стул ученический | 9 |
6 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
7 | Монитор | 3 |
8 | Системный блок | 3 |
9 | Клавиатура | 3 |
10 | Мышь оптическая | 3 |
11 | Принтер цветной | 1 |
12 | Интерактивная доска | 1 |
13 | Проектор | 1 |
14 | Диван | 1 |
15 | Набор мебели (стенка) | 1 |