СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»»

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КОСИХИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЛОБИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. А.И.СКУРЛАТОВА»





Рассмотрено Согласовано Утверждена

на заседании педсовета заместитель директора по ВР приказом директора школы

Протокол №___ ___________Н.К.Клюкина ___________В.И. Киселёва

от «___»_______20___г. «___»____________20___г. №___ от «___» ______20___г










Рабочая программа

внеурочной образовательной деятельности

«Удивительный мир слов»

для обучающихся 1-4 классов.

Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации программы: 1 года.











Составитель дополнительной

образовательной программы:

Фогель Ольга Романовна,

учитель начальных классов.





с. Налобиха

2022год







Пояснительная записка

Программа курса «Удивительный мир слов» разработана для внеурочных занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Актуальность данной программы

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные   занятия. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.



Практическая значимость 

Внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.


Цели и задачи:

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетиским принципам и нормам общения и деятельности.

В этом курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Рабочая программа рассчитана на внеурочную деятельность во второй половине дня. Рабочая программа ориентирована на учащихся 3 классов: в количестве: 35 часов (1 час в неделю), способствует расширению и совершенствованию словарного запаса учащихся при одновременной работе над различными грамматическими категориями.

Возрастные особенности группы детей, участвующих в реализации данной внеурочной деятельности: 9 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения

Прогнозируемые результаты реализации рабочей программы

Рабочая программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребёнка в современном обществе, позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств школьника, даёт возможность сформировать у учащихся личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»   направлена на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

— уточнять значение слова по толковому словарю;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника)


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.





Содержание курса

Из истории языка.2ч

  • наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;

  • уточнять значение слова по толковому словарю;

  • сравнивать толкование слова в различных словарях;

  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

  • самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания



Загадки простого предложения. 9ч

  • наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

  • устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

  • наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;

  • исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

  • осуществлять учебное сотрудничество;

  • контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

  • составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

  • оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

  • оценивать положительные качества личности одноклассников;

  • создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;

  • сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

  • работать с информацией, представленной в виде модели;

  • соотносить схемы предложений с их моделями;

  • анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

Лабиринты грамматики.2 ч

  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

О существительных по существу.12 ч

  • соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;

  • осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

Такие разные признаки предметов.10ч

  • составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

  • анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

  • контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

  • выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;

  • осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

  • самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;

  • осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

  • контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

  • Механизм оценки получаемых результатов

  •     Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ, олимпиадных , конкурсов («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ»и т.д).

  • Целей этих работ несколько:

  •         стимулировать личностное развитие каждого ребенка;

  •         создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;

  •         формировать ключевые компетентности младших школьников.

  • Формы работы:

  • индивидуальная, работа в парах, групповая.

  • Применяемые технологии:

  • - игровые;

  • - здоровьесберегающие;

  • - информационные.

  • Методы работы:

  • - дидактическая игра;

  • - словесные методы;

  • - наглядные методы;

  • - аудиовизуальные методы;

  • - практические методы.

  • Формы организации учебно-воспитательного процесса.

  • - Игровая.

  • - Познавательная.

  • - Проблемно-ценностное общение.

  • - Трудовая (производственная) деятельность.





Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Из истории языка (2 ч)

1

Старые и новые слова в языке


1

2

Сокровища бабушкиного сундука

1

Загадки простого предложения (9 ч)

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении


1

4

Важные мелочи


1

5

Требуется определение

1

6

Важные обстоятельства

1

7

Необходимо дополнить.

1

8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»

1

9

Стройтесь в ряд!


1

10

Запятые, по местам!


1

11

Запятые, по местам!


1

Лабиринты грамматики (2 ч)

12

Слово в грамматике

1

13

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика


1

О существительных по существу (12 ч)

14

«Лебедь белая плывёт».

1

15

Может ли род быть общим?


1

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

17

Как быть, если нет окончания?


1

18

Один, два, много.


1

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

20

Как «работает» родительный падеж?


1

21

«Щедрый» падеж.


1

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

1

23

Падеж-работяга

1

24

Любимая «работа» предложного падежа.

1

25

Кому принадлежат имена собственные?


1

Такие разные признаки предметов (10 ч)

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах

1

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

1

28

Всё познаётся в сравнении.


1

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем

1

30

Что из чего и для чего?

1

31

Что кому принадлежит?


1

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных

1

33

«Крокодиловы слёзы»

1

34

Обобщение. Чему научились за год

1


Итого

34







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!