Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО: Зам.директора по ВР: Директор школы:
______ / / _____ / / _____/ /
___ _________20___г ___ _________20___г ___ _________20___г
Протокол № ____ Приказ № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива « Удивительный мир слов»
для 4 класса
Пороховой Ирины Геннадьевны
Рассмотрена на методическом совете (______________, протокол № 1)
Утверждена решением педагогического совета (______________, протокол № 1)
с.Пригорское
2015 – 2016 учебный год
« Удивительный мир слов»
(факультатив)
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива « Удивительный мир слов» для учащихся 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года № 1089, примерной основной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана, годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год; начальной и основной образовательных программ; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2014. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Направление: общеинтеллектуальное развитие личности
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает
познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея-тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы-слушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы-ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по-знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Общая характеристика курса
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих
целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Задачи курса «Удивительный мир слов»:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно – нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно - нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Срок реализации программы – 1 год.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.
Формы организации детского коллектива
игровая
познавательная
краеведческая
просмотр мультфильмов
посещение музеев
посещение библиотеки
праздники
конкурсы
олимпиады
викторины
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Содержание курса
Поиграем со звуками, словами и предложениями (7ч)
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-
образовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,
«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,
состоящих из искусственных слов.
Пора действовать! (14ч)
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Практическая и игровая деятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии,
не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова (4ч)
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Практическая и игровая деятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи (7ч)
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Практическая и игровая деятельность:
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Любимые игры со словами (1ч)
Практическая и игровая деятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Универсальные учебные действия |
1 | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 7 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
2 | Пора действовать! | 14 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
3 | Числа и слова | 4 | —наблюдать использование числительных в речи; —воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; —находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему; —выступать перед одноклассниками; —соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника. |
4 | Прочные связи | 7 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
5 | Любимые игры со словами | 1 | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы |
Тематический планирование
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 7 |
2 | Пора действовать! | 14 |
3 | Числа и слова | 4 |
4 | Прочные связи | 7 |
5 | Любимые игры со словами | 1 |
| | Итого: 33 |
Планируемые результаты изучения курса
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение лингвистических задач;
оформление тематических газет;
участие в олимпиаде, международной игре « Русский медвежонок»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения:
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
сюжетно-ролевые игры;
проекты;
мини-исследования;
экскурсии
конкурсы;
мини-сочинения;
составление мини-словариков;
составление шуточных рассказов и стихов;
творческие работы;
викторины;
фонетические и графические задачи.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
К окончанию курса учащиеся должны:
- обучиться безошибочному письму словарных слов;
- развить умение анализировать языковые факты и явления;
- сформировать орфографическую зоркость;
- овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний
о слове на практике;
- расширить активный словарь.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Даты | Тема урока | Всего, часов | Характеристика деятельности обучающихся |
планир. | факт. |
Поиграем со звуками, словами и предложениями 7 |
1 | | | Смотрю, говорю, слушаю. | 1 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
2 | | | Лексические загадки. | 1 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
3 | | | Анаграммы, ребусы, шарады. | 1 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
4 | | | Словесный конструктор. | 1 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
5 | | | Логогрифы. Листовертни. | 1 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
6 | | | Палиндромы (или перевёртыши) | 1 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
7 | | | Занимательная грамматика. | 1 | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
Пора действовать! 14 |
8 | | | Что значит действовать? | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
9 | | | Для чего нужны глаголы? | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
10 | | | Делать и сделать — не одно и то же. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
11 | | | Меняемся ролями. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
12 | | | Вчера, сегодня, завтра. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
13 | | | Одно вместо другого. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
14 | | | Один – много. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
15 | | | Она меня поняла и приняла. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
16 | | | Кто говорит, кто действует? | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
17 | | | Сумею победить! | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
18 | | | Мечтаем и фантазируем. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
19 | | | Дай-подай… и поезжай! | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
20 | | | Живые образы. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
21 | | | Орфографический поединок. | 1 | — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
Числа и слова 4 |
22 | | | Для чего нужны числительные? | 1 | —наблюдать использование числительных в речи; —воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; —находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему; —выступать перед одноклассниками; —соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника. |
23 | | | Важные даты истории нашей страны (города, края). | 1 | —наблюдать использование числительных в речи; —воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; —находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему; —выступать перед одноклассниками; —соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника. |
24 | | | Рекорды в цифрах. | 1 | —наблюдать использование числительных в речи; —воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; —находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему; —выступать перед одноклассниками; —соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника. |
25 | | | За семью печатями. | 1 | —наблюдать использование числительных в речи; —воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; —находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему; —выступать перед одноклассниками; —соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника. |
Прочные связи 7 |
26 | | | Треугольный шарик. | 1 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
27 | | | Как водить машину за нос? | 1 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
28 | | | Послушный “подчинённый”. | 1 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
29 | | | О “земляной” или “земной” красоте. | 1 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
30 | | | Строгий “управляющий”. | 1 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
31 | | | В Сибири и на Урале. | 1 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
32 | | | Связаны смыслом. | 1 | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему. |
Любимые игры со словами 1 |
33 | | | Конкурс «Любимые игры со словами» | 1 | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы |
ИТОГО: 33ч |