СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов " для обучающихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 4 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

 

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО: Зам.директора по ВР: Директор школы:

______ / / _____ / / _____/ /

___ _________20___г ___ _________20___г ___ _________20___г

Протокол № ____ Приказ № _____








РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

факультатива « Удивительный мир слов»


для 4 класса


Пороховой Ирины Геннадьевны















Рассмотрена на методическом совете (______________, протокол № 1)


  Утверждена решением педагогического совета (______________, протокол № 1) 










с.Пригорское

2015 – 2016 учебный год



« Удивительный мир слов»

(факультатив)

Пояснительная записка


  • Рабочая программа факультатива « Удивительный мир слов» для учащихся 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года № 1089, примерной основной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана, годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год; начальной и основной образовательных программ; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2014. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).


Направление: общеинтеллектуальное развитие личности









































Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает

познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея-тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы-слушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы-ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по-знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.




































Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих

целей:

осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Задачи курса «Удивительный мир слов»:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;

- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно – нравственного характера;

- уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно  - нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Срок реализации программы – 1 год.


Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.


Формы организации детского коллектива

  • игровая

  • познавательная

  • краеведческая

  • просмотр мультфильмов

  • посещение музеев

  • посещение библиотеки

  • праздники

  • конкурсы

  • олимпиады

  • викторины

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.































Содержание курса


Поиграем со звуками, словами и предложениями (7ч)

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

образовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,

«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,

состоящих из искусственных слов.


Пора действовать! (14ч)

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Практическая и игровая деятельность:

—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии,

не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

—игра «Меняемся ролями»;

—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

—ролевая игра «Просить или приказывать?»;

—составление загадок с помощью глаголов;

—игра-соревнование «Орфографический поединок».


Числа и слова (4ч)

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».


Прочные связи (7ч)

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.


Любимые игры со словами (1ч)

Практическая и игровая деятельность:

—игра «Словосочетания в пазлах»;

—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Универсальные учебные действия

1



Поиграем со звуками, словами и предложениями


7

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

2

Пора действовать!


14

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

3

Числа и слова


4

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

4

Прочные связи


7

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

5

Любимые игры со словами

1

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы





Тематический планирование

 

№ темы


Название темы

Количество часов

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями

7

2

Пора действовать!

14

3

Числа и слова

4

4

Прочные связи

7

5

Любимые игры со словами

1



Итого: 33






































Планируемые результаты изучения курса

        В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

      Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

        Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

       Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Личностные результаты:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.






























Основные виды деятельности учащихся:

  • решение лингвистических задач;

  • оформление тематических газет;

  • участие в олимпиаде, международной игре « Русский медвежонок»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.





ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ


В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения:

  • разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • проекты;

  • мини-исследования;

  • экскурсии

  • конкурсы;

  • мини-сочинения;

  • составление мини-словариков;

  • составление шуточных рассказов и стихов;

  • творческие работы;

  • викторины;

  • фонетические и графические задачи.




Требования к знаниям, умениям и навыкам


К окончанию курса учащиеся должны:


         - обучиться безошибочному письму словарных слов;

    - развить умение анализировать языковые факты и явления;

         - сформировать орфографическую зоркость;

    - овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний

о слове на практике;

    - расширить активный словарь.








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.


Материалы для учителя:

Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.



Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Даты

Тема урока

Всего, часов

Характеристика деятельности обучающихся

планир.

факт.

Поиграем со звуками, словами и предложениями 7

1



Смотрю, говорю, слушаю.

1

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

2



Лексические загадки.

1

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

3



Анаграммы, ребусы, шарады.

1

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

4



Словесный конструктор.

1

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

5



Логогрифы. Листовертни.

1

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

6



Палиндромы (или перевёртыши)

1

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

7



Занимательная грамматика.

1

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Пора действовать! 14

8



Что значит действовать?

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

9



Для чего нужны глаголы?

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

10



Делать и сделать — не одно и то же.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

11



Меняемся ролями.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

12



Вчера, сегодня, завтра.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

13



Одно вместо другого.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

14



Один – много.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

15



Она меня поняла и приняла.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

16



Кто говорит, кто действует?

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

17



Сумею победить!

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

18



Мечтаем и фантазируем.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

19



Дай-подай… и поезжай!

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

20



Живые образы.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

21



Орфографический поединок.

1

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

Числа и слова 4

22



Для чего нужны числительные?

1

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

23



Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

24



Рекорды в цифрах.

1

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

25



За семью печатями.

1

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

Прочные связи 7

26



Треугольный шарик.

1

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

27



Как водить машину за нос?

1

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

28



Послушный “подчинённый”.

1

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

29



О “земляной” или “земной” красоте.

1

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

30



Строгий “управляющий”.

1

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

31



В Сибири и на Урале.

1

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

32



Связаны смыслом.

1

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

Любимые игры со словами 1

33



Конкурс «Любимые игры со словами»

1

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы

ИТОГО: 33ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!