СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаг в профессию" для обучающихся 9 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаг в профессию" для обучающихся 9 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Токарёвская средняя общеобразовательная школа №2









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ШАГ В ПРОФЕССИЮ»___________________


Уровень образования (класс) основное общее образование, 9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов ____34_____


Учитель Шиляева Светлана Леонидовна____________________________





















2021 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Найти свою дорогу,

Узнать свое место –

В этом все для человека,

Это для него значит

Сделаться самим собой».

(В.Г. Белинский)


Программа курса внеурочной деятельности «Шаг в профессию» по социальному направлению разработана для обучающихся 9 классов МБОУ Токаревской СОШ №2 в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта  воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.



Актуальность программы


Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Программа «Шаг в профессию» направлена на расширение кругозора обучающихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Курс «Шаг в профессию» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности, поможет соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.


Цель:

формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению в будущем.

Задачи:


Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания учащихся о современных профессиях, о профессиях родных людей, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Режим занятий

Курс реализуется в 9 классе, рассчитан на 34 ч. в год, 1 час в неделю. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Курс внеурочной деятельности «Шаг в профессию» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Личностные результаты:

- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Шаг в профессию» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.


Воспитательные результаты

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием обучающихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

- когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии современного рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

- мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

- деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, диспуты, экскурсии, проектная деятельность).


Формы и методы проведения занятий

  • беседы;

  • дискуссии;

  • ролевые игры;

  • тестирование на сайте «ПроеКтория»;

  • экскурсии в г. Тамбов;

  • встречи с представителями разных профессий р.п. Токаревка и г. Тамбова;

  • коллективно творческое дело как интерактивная форма профориентационной работы с учащимися;

  • профориентационные онлайн-мероприятия на сайте «ПроеКтория»

Ожидаемые результаты:

1. Формирование знаний обучающихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

2. Формирование у обучающихся адекватных представлений о себе и своём

профессиональном соответствии;

3. принятие обучающимися предварительного решения о профессиональном выборе;

4. Создание условий для повышения готовности подростков к социально-

профессиональному самоопределению.

По окончании курса обучающиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.

По завершении курса обучающиеся пишут письменную работу в форме составления резюме и сочинение «Я и моя профессия».


Содержание программы

Этот курс даёт информацию о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.


В курсе «Шаг в профессию» рассматриваются:


1.Классификация профессий по типам, классам, группам, отделам.

2.Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».

3.Склонности и интересы в профессиональном выборе.

4. Возможности личности в профессиональной деятельности.

5.Рынок труда и современные требования к профессионалу.

6. Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

7. Слагаемые выбора профессии.

Тема I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.


Тема 2. Познавательные процессы и способности линости

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.


Тема 3. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов.

Способы разрешения конфликтов. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.


Тема 4. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВ).

Этот раздел даёт информация о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.


Тема 5. Примерочная профессий

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.

Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.


Тема 6. Мои перспективы

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Этот раздел помогает обучающимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми. Составляется маршрут обучающихся после школы: пойдут учиться, работать, будут создавать семью.

Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Тема 1. Введение



1.

Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека

1


Тема 2

Познавательные процессы и

способности личности



2.

Что я знаю о своих возможностях?

1

3.

Особенности мышления

1

4.

Память и внимание

1

5.

Склонности и интересы в выборе профессий

1


Тема 3.

Психология личности



6.

Типы нервной системы. Темперамент. Характер. Самооценка

1

7.

Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции

1

8.

Общение. Деловое общение. Конфликт. Способы разрешения конфликтов

1


Тема 4.

Мир профессий



9.

«Что такое профессия?» Психологические типы профессий.

1

10.

Классификация профессий. Формула профессии.

Понятие профессиограммы

1

11.

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

1

12.

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

13.

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

14.

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»

1

15.

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

16.

Характеристика профессий типа «человек- художественный образ»

1

17.

Человек в новых социально-экономических условиях

1


Тема 5.

Профессиональное самоопределение



18.

Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии

1

19.

Определение типа будущей профессии

1

20.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

21.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.

1

22.

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

23.

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

24.

Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессий.

Трудом славен человек

1

25.

Встречи с людьми интересных профессий.

1

26.

«Все профессии нужны, все профессии важны»

1

27.

Игра «Моя будущая профессия»

1

28-29.

Встречи с людьми интересных профессий.

2

30.

Здоровье и выбор профессии

1


Тема 6.

Мои перспективы



31

Личный профессиональный план

1

32

Куда пойти учиться. Информация об учебных учреждениях г. Тамбова, г. Воронежа, г. Борисоглебска, условия поступления, сроки и т.д.

1

33.

Современный рынок труда и его требования

1

34.

Индивидуальное консультирование (беседа)

1


Итого :

34





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!