Пояснительная записка
Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» и направлена на формирование социально-значимых качеств личности обучающихся (активной жизненной позиции), включение школьников в позитивное преобразование социального мира, способствующее самореализации в обществе и развитию социальных возможностей (потенций) – его способностей, знаний, ценностных установок. Программа построена на содержании деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента РФ 29 октября 2015 года.
Программа составлена в соответсвии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России от 05.07.2021 № 64100,
- учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2022- 2023 учебный год.
Цель программы – формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи программы представлены на трех уровнях и выстроены в логике достижения воспитательных результатов:
Уровень задач: приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке, природе, одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровень задач: формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Уровень задач получение школьником опыта самостоятельного социального действия, формирование элементарных социальных умений и навыков, позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели класса и др.).
Логика построения Программы основана на прохождении треков. Всего в программе представлено 7 треков (модулей – законченным по содержанию образовательным фрагментам), в совокупности треки представляют комплекс специально разработанных занятий воспитательной направленности, нацеленных на развитие социальной активности учащихся начальной школы, привитие любви к Родине, природе, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности).
Трек - от англ. track [træk] — «след, курс, трасса», рассматривается нами как направление развития обучающегося, как приоритетность направленности на формирование тех или иных ценностей. Треки состоят из 8 занятий, объединенных темами, первый трек Орленок-Эрудит включает 7 занятий. В программе предусмотрено поэтапное прохождение треков.
Все треки разработаны в логике деятельностного подхода и технологии коллективного творческого дела (КТД):
этап — введение в тему, мотивация, целеполагание (вовлечение детей в радостное перспективное интересное и полезное дело, творческий поиск) — 1–2 занятия.
этап — реализация задуманного, распределение ответственности, организация групповой работы, выполнение задания, коррекция и т. П. (коллективное планирование, подготовка КТД) — 4–5 занятий.
этап — проведение коллективного дела, рефлексия, стадия ближайшего воздействия КТД (что было хорошо, что не получилось, почему, как сделать, чтобы было лучше, реализация выводов и предложений при подведении итогов проделанной работы — часто является стартом нового КТД) — 1–2 занятия.
Логика построения программы
Название трека | Цель | Ценности и значимые качества |
Вводное занятие «Мы – Орлята» | Знакомство с программой, наставниками- старшеклассниками, историей ВДЦ «Орленок», песнями Орлят, атрибутикой и символикой | Команда, Творчество, Дружба |
«Орлёнок- эрудит» | Формирование интереса к научному знанию и исследовательской деятельности, положительного отношения к школе, учебной деятельности | Познание |
«Орлёнок- Хранитель» | Формирование познавательного интереса к изучению родного края, расширение кругозора, воспитание чувства любви и уважения к своей семье, малой родине, России. | Родина, Семья |
«Орлёнок- Мастер» | Содействие развитию творческих способностей обучающихся, формирование эстетического вкуса, умение ценить прекрасное. | Природа, Красота, Творчество |
«Орлёнок- Лидер» | Формирование лидерских качеств, умения работать в команде, брать ответственность за решения, формирование актива класса. | Команда, Дружба |
«Орлёнок- Спортсмен» | Формирование здорового образа жизни, привитие интереса к физической культуре и спорту. | Здоровье, Спорт |
«Орлёнок- Доброволец» | Формирование положительного отношения к волонтерскому (добровольческому) движению, развитие личностных качеств – сострадания, милосердия, доброты, желания помогать другому. | Милосердие, Забота, Доброта |
«Орлёнок- Эколог» | Формирование экологического мышления и экологической культуры. | Природа, Родина |
Сроки реализации программы
В 3 классе программа по внеурочной деятельности «Орлята России» рассчитана на 66 часов в год (2 часа) в неделю. На основании Постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году" с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 63 часа, так как 3 часа выпадает на праздничные и выходные дни: 01.05.23, 08.05.23, 09.05.2023.
Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У ученика будут сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России (Л-1).
У ученика будут сформированы гуманистические и демократические ценностные ориентации, ученик овладеет начальными навыками адаптации в динамично
из меняющемся и развивающемся мире (Л- 2).
У ученика будет развита самостоятельность, личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах (Л- 3).
У ученика будут сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (Л-4)
У ученика будет сформирована установка на безопасный, здоровый образ жизни (Л-5)
У ученика будет сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (Л- 6).
У ученика будет сформированы эстетические потребности, ценности и чувства (Л-7).
Метапредметные результаты
У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:
владение методами поиска, переработки, хранения и передачи информации (КУУД- 1);
умение слушать собеседника и вести диалог (КУУД-2);
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (КУУД-3);
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности (КУУД-4);
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач (КУУД- 5);
умение определять общую цель и пути ее достижения (КУУД-6);
2. У ученика будут сформированы познавательные УУД:
умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам (ПУУД-1);
умение устанавливать аналогии и причинно- следственные связи (ПУУД-2);
умение работать с таблицами, картами, схемами (ПУУД-3);;
умение кодировать и декодировать информацию (ПУУД-4).
3.У ученика будут сформированы регулятивные УУД:
умение планировать свою деятельность (РУУД – 1);
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности (РУУД – 2);
умение анализировать причины своего
успеха/неуспеха (РУУД – 3).
Предметные результаты
Ученик научится:
использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (П- 1);
- самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации (П-2);
- применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач (П-3);
- выполнению элементарных правил экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей (П-4),
- элементарным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) (П-5);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (П-6);
- практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) (П- 7);
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач (П- 8).
4.Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельност и | Формы организаци и занятий |
Вводное занятие - 1час |
1. | «Мы - Орлята» | Знакомство с содержание программы, знакомство с наставниками, прохождение станций (треков), исполнение песен про Орлят | Игровая, проблемно- ценностное общение | Игра «Путешеств ие по созвездию Орла» |
Трек «Орленок -эрудит» - 7 часов |
1. | Как интеллектуал ьные игры помогают быть успешными | Значение интеллектуальных игр в развитии познавательных способностей человека, успешности в учебной деятельности. Классификация интеллектуальных игр. Общие способы решения интеллектуальных игр каждого вида | Познаватель ная, игровая | Беседа |
2. | Выберем лучшую интеллектуал ьную игру | Определение требований. Каким должны соответствовать интеллектуальные игры для обучающихся первых классов. Анализ интеллектуальных игр. Отбор и демонстрация игр по выделенным критериям | Игровая, познаватель ная | Сюжетные игры, беседа |
3. | Презентация интеллектуал ьных игр и заданий | Подготовка к презентации интеллектуальных игр в группах. Представление игр группами. Распределение интеллектуальных игр по группам. | Познаватель ная | Беседа, афиширован ие |
4. | Правила игры | Знакомство с правилами интеллектуальных игр. Определение правил собственной игры. Распределение этапов игры и игровых заданий. | Познаватель ная, игровая | Беседа, игра |
5. | Оформляем игру | Оформление афиши о проведении игры. Распределение игровых заданий и их оформление. Отбор музыкального сопровождения. Подготовка ведущих. Оформление класса для проведения интеллектуальной игры | Познаватель ная, художествен но- эстетическая | Беседа, мастерские |
6. | Интеллектуал ьная карусель | Проведение интеллектуальной игры для обучающихся первых классов. Презентация игры. Определение маршрута движения «карусели». Распределение обучающихся первых классов на команды. Прохождение этапов игры. Подведение итогов игры | Социальное творчество | КТД «Карусель» |
7. | Подводим итоги | Обсуждение коллективного творческого дела – проведение игры «Интеллектуальная карусель». Знакомство с другими телевизионными интеллектуальными играми. Знакомство с правилами игры «Что? Где? Когда?». Отбор содержания. Распределение команд. Всероссийская интеллектуальная игра «Что? Где? Когда» для обучающихся начальной школы | Познаватель ная | Беседа, интервьюир ование |
Трек «Орленок-хранитель» - 8 часов |
1. | Школьные принадлежно сти | Школьные принадлежности, которые использовались раньше: промокашки, тетради, перьевые ручки и др. Школьная форма. Школьный класс. Досуг в школе: октябрята, пионеры. Атрибуты школьной жизни прошлых лет и их связь с историей страны. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Беседа, дискуссия |
2. | Наши экспонаты | Семейные школьные реликвии. Сбор экспонатов – атрибутов школьной жизни родителей обучающихся для классного музея. | Познаватель ная, игровая | Сюжетная игра «Сыщики», беседа |
3. | Встреча с интересным человеком | Как учились в старину. Школьная жизнь родителей (прародителей) учеников. Общее и различное в школьной жизни детей и их родителей. | Познаватель ная, Проблемно- ценностное общение | Беседа, интервьюир ование |
4. | История школы – история страны | Отбор и оформление экспонатов для классного музея. Подготовка карточек, картотеки экспонатов. Тематические выставки музея. Октябрятский и пионерский значки, символы, геральдика цвета. Связь с государственными символами того времени. Современная геральдика государственных символов и ее отражение в символах детских общественных организаций | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение, художествен но- творческая | Беседа, дискуссия, мастерская музея |
5. | Особенные экспонаты музея | Писатель А.Лиханов о своей первой учительнице, школьной жизни во время войны. Как изменились школьные принадлежности в военное время. Письма учеников фронтовикам. Символы победы. Определение особых экспонатов военного времени в классном музее и их значение для сохранения памяти потомков | Познаватель ная, | Дискуссия, чтение художествен ного произведени я А. Лиханова «Кресная» |
6. | Экспозиции нашего музея | Способы организации классного музея. Особенности размещения экспонатов. Распределение ролей в проведении презентации музея. Размещениеэкспонатов. Обустройство тематических выставок музея. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Дискуссия, беседа |
7. | Наш классный музей | Торжественное открытие музея. Проведение экскурсий по классному музею, демонстрация экспонатов. Игра «Ассоциации» | Социальное творчество | Коллективно е творческое дело |
8. | Подводим итоги | Обсуждение КТД. Игровая ситуация «Книга жалоб и предложений». Предложение по развитию музея. Знакомство с Всероссийскими проектами РДШ «Школьный музей», «Моя история» | Игровая, познаватель ная | Сюжетная игра, беседа |
Трек «Орленок - мастер» - 8 часов |
1. | Елочные украшения | Елочные игрушки: взгляд в прошлое. Символическое значение елочных игрушек. Традиции украшения новогодней ели в семье. Игры «Создадим гирлянду» | Познаватель ная, игровая | Беседа, игра |
2 | История елочных украшений | Техники изготовления елочных игрушек. Путешествие во времени: истории создания новогодних игрушек. Немецкие корни обычая украшать новогоднюю ель. Вклад Петра I в традицию украшения новогодней елки. Первый новогодний детский утренник с лесной красавицей. Украшение новогодней ели во время Великой Отечественной войны. Елочные игрушки советского периода. Новые виды игрушек начала XX века. Современная мода на елочные украшения. Традиции украшения елки в России. | Познаватель ная, игровая | Беседа, игры |
3. | Готовим замысел | Необычные новогодние игрушки. Игра «Венок эпитетов». Игра «Поиск главного». Игра «Лента времени». События класса и их символическое отражение в новогодних игрушках. | Познаватель ная, игровая | Беседа, игры |
4. | Выбираем технику изготовления елочных игрушек | Игры «Ассоциации», «Облако техник». Техники изготовления игрушек: тестопластика, нитеплетение, аппликация, пенопластика. Игры «Турнир экспертов», «Аукцион игрушек» | Познаватель ная, игровая | Дискуссия, презентация, игры |
5. | Разрабатывае м технологичес кую карту | Технологические карты. Виды карт, структура карт. Проектные игры «Перекличка», «Цепочка шагов», «Колесо обозрения» | Проектная, игровая | Проект технологиче ской карты, проектные игры |
6. | Мастерская Деда Мороза | Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Способы (техники) изготовления елочных игрушек. Изготовление игрушек и их презентация. | Художестве нно- творческая | Мастерская Деда Мороза |
7. | Украшаем классную ель | Приветствие гостей праздника «Украсим нашу ель». Коллективная установка ели. Рассказ о новогодних игрушках, сделанных своими руками. Игра «Что бы сказал Дед Мороз?», «Расшифруй», «Ответная реакция».Праздничное фотографирование у новогодней ели. | Проблемно- ценностное общение, игровая | Дискуссия, игры |
8. | Подводим итоги | Игры «Вдох-выдох», «Ответная реакция». Рефлексивный круг «Делимся впечатлениями». Знакомство с Всероссийским проектом РДШ «Творческая мастерская». | Проблемно- ценностное общение, игровая | Дискуссия, игры |
Трек «Орленок - лидер» - 8 часов |
1. | Лидер – это кто? | Общее дело – подготовка дня воинской славы. Определение постоянных команд класса. Выбор лидера. Качества лидера. Лидеры России. Игровые приемы «Афиширование», «Шкатулка вопросов», «Четвертый важный» | Игровая, познаватель ная | Беседа, игры |
2. | Лидерами не рождаются | Истории лидерства. Просмотр видео «Что делать?» о главных качествах и правилах лидера из материалов курса «Совместное лидерство» КУ РДШ. Приемы «Я выбираю, меня выбирают», «Вредные советы» | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Беседа о просмотренн ом видео, обсуждение в командах. |
3. | Вместе мы сила! | Ввидеоролик «Акция «Блокадный свет». Фрагменты из видеоурока «Битва за Ленинград» проекта Агентства социальных технологий и коммуникаций «Памятные даты Великой Победы». Секрет Победы. Игра «Башня», приемы «Чек-лист», «Обсудить - предложить», «Общее мнение» | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Игра, беседа |
4. | Роли в командной работе | Мои прародители – участники великой отечественной войны. Подготовка устного журнала. Игра «Расшифруй», «Ярмарка идей», игровые приемы «Интрига», «Мозговой штурм», «Афиширование». | Проблемно- ценностное общение, игровая | Игры беседы |
5. | Что ценнее всего? | Важные факты о дне воинской славы. Жизнь детей-сверстников во время блокады. Отрывки из произведения Ю. Германа «Вот как это было», В. Дубровина «Мальчишки в сорок первом», Э. Фоняковой «Хлеб той зимы». Игра «Шкатулка вопросов». Подготовка страниц устного журнала. | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Обсуждение прочитанны х произведени й, беседа |
6. | Моя роль в команде | Фрагмент «эпизода нашествия» Симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича. Обсуждение. Подготовка страниц устного журнала, посвященного дню воинской славы – дню полного освобождения Ленинграда от блокады. Представление страниц журнала командами. | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Беседа, презентация страниц журнала |
7. | Наш устный журнал | Презентация классного устного журнала. Замысел, Цель подготовки журнала. Презентация обложки. История создания симфонии Шостаковича №7. Презентация страниц журнала: стихи, проза о блокаде Ленинграда, произведения исскуства о жизни ленинградцев, жизнь детей во время блокады. Прием «Сердца». | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Презентация классного журнала для родителей обучающихс я, учеников младших классов. |
8. | Подводим итоги | Оценочные листы «Я-орленок». Оценка работы команд и собственной активности в команде. Приемы «Мозговой штурм», «Афиширование», «Творческая мастерская по созданию эмблемы команды» | Проблемно- ценностное общение, художествен ное творчество. | Беседа, мастерская |
Трек «Орленок - спортсмен» - 8 часов |
1. | Спорт и физкультура | Самопознание физических, спортивных возможностей. Характеристики спортсменов. Кого можно назвать спортсменом? Понятия о спорте, физкультуре, отраженные в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Составление блок- схемы: спорт, спортсмен, физкультура, физкультурник, массовый спорт и др. | Игровая, проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Беседа. афиширован ие, игры «По секрету всему свету», «Картина старта» |
2. | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | Традиции физкультуры и спорта в нашей стране. Утренняя гимнастика. Производственная гимнастика. Польза ежедневных физических упражнений. ЗОЖ и физическая активность. Вредные привычки. Трекер здоровых привычек. | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Интеллектуа льная эстафета «Знаю, могу, хочу!» (1 дистанция игры), беседа |
3. | Движение – это жизнь, а жизнь – это движение! | Рассказ М. Дружининой «Спортивная шоколадка». Почему движение жизненно важно для человека. Двигательный режим. Нормативы и требования. Оценка собственного двигательного режима. Способы повышения двигательного режима. Игры детства. | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Чтение, обсуждение, мини- исследовани е, соревновани е «Угадай игру» (2 дистанция игры) |
4. | Каждый ребенок – чемпион! | Российские чемпионы – участники Олимпийских игр в Токио. Виды спорта. Индивидуальные виды спорта. Групповые виды спорта. Виды спорта: командные, зимние, летние, водные, силовые, боевые, экстремальные, циклические, Олимпийские, технические, прикладные, сложнокардинальные и др. | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Игра «Виды спорта» (3 дистанция игры), просмотр видеофрагме нтов, обсуждение. |
5. | Спорт – норма жизни! | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». ГТО. История возрождения ГТО в нашей стране. ВФСК ГТО: основные этапы развития комплекса, нормативы, для возрастной группы от 9 до 10 лет | Проблемно- ценностное общение, познаватель ная | Интервьюир ование, игра «Дистанция ГТО» (4 дистанция) |
6. | Будь в движении! | Роуп-скрипингу. Физическая подготовка. Техника выполнения. Возрастные нормативы. История развития роуп-скрипа в мире. Роуп- скрип как современный вид спорта. Международная акция по роуп- скиппингу «На спорте!». | Физкультур но- спортивная, познаватель ная | Просмотр видеоролико в, обсуждение, соревновани е по роуп- скриппингу (5 дистанция) |
7. | На старт! | Классное соревнование по командам. Дистанции «вредные и полезные привычки», «Игры детства», «Виды спорта», «ГТО», «Роуп-скриппинг» | Физкультур но- спортивная, познаватель ная | Соревновани е команд (эстафета) |
8. | Подводим итоги | Итоги эстафеты. Спортивные достижения одноклассников. Оценочные листы. Значки спортсмена и физкультурника. Анализ и самоанализ трекеров здоровых привычек. Анализ и самоанализ командной работы. | Проблемно- ценностное общение | Беседа, обсуждение |
Трек «Орленок - доброволец» - 8 часов |
1. | Что такое благотворите льность и почему «Добро не уходит на каникулы» | Знакомство с волонтерским движением, с проектом РДШ «Добро не уходит на каникулы» | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Марафон добра |
2. | Создай волонтерский отряд | Основные идеи, задачи добровольческого движения, разработка идеи создания школьного волонтерского отряда | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Дискуссия, игра- соревновани е |
3. | Направления добровольчес кой деятельности | Обсуждение алгоритма создания добровольческого отряда. Распределение ответственности, выбор содержания деятельности. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Беседа, дискуссия |
4. | Проектная деятельность | Виды проектов. Социальное проектирование в деятельности волонтера. Этапы работы над проектом. Разработка идеи проекта | Познаватель ная, проектная | Сопричастно е проектирова ние |
5. | ДоброТворче ство (4 часа) | Реализация проекта, распределение обязанностей, планирование деятельности, изготовление полезного продукта «Открытка для друга», «Кормушка птицам»: изучение видов корма, изучение вариантов и возможностей для изготовления кормушки, установка кормушек для птиц, отправка открытки адресату. Подведение итогов, демонстрация итогов деятельности | Проблемно- ценностное общение, игровая, трудовая, социальное творчество | Коллективно -творческое дело |
Трек «Орленок - эколог» - 8 часов |
1. | Что такое добровольчес тво (волонтерств о) и благотворите льность | Смысл слов «доброволец», «волонтер», «благотворительность». Примеры добровольцев и добровольческих акций. Фрагмент из к/ф «Тимур и его команда» (1976 года). Деятельность Волонтеров Победы, волонтеров Олимпийских игр. Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы». Притча «Мальчик и морские звезды». Эмблема добровольчества. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Беседа, обсуждение |
2. | Направления добровольчес кой деятельности | Видеоролик о сборе корма для животных от «Добро не уходит на каникулы». 14 основных направлений добровольческой деятельности и виды работ. Мамины дела. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Дискуссия |
3. | Мешочек добрых дел | Мультфильм «Волшебный мешочек» (1975 г.). Схема «Добро вокруг меня». Добровольческие дела. Моя помощь маме. «Домашний доброволец». Классный «Мешочек добрых дел». Уборка на корабле. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Беседа, обсуждение м/ф |
4. | Взаимопомо щь и поддержка | Стихотворение О. Высоцкой «Ежик». Значение великодушия, участия, взаимопонимания и взаимопомощи в жизни людей. | Проблемно- ценностное общение, игровая | Игра «Пазлы». Акция взаимопомо |
| | Взаимопомощь в классе: помощь в освоении учебного материала одноклассниками. Картотека взаимопомощи. Тайный помощник. | | щи в классе |
5. | Отзовись сердцем | Наши полезные дела: «Душевный разговор с мамой», «Трекер полезных дел», «Уборка на корабле», «Картотека взаимопомощи», «Тайный помощник». История документального фильма «Я волонтер. Истории неравнодушных». Помощь детям, находящимся на длительном лечении. Акция «Коробка храбрости» | Проблемно- ценностное общение | Беседа |
6. | Добротворчес тво | Подготовка школьной акции «Коробка храбрости». Информация о проведении акции. Рекомендации по отбору игрушек, игр изобразительных материалов и др. для детей, находящихся в больницах. Агитационные листовки. Решение организационных вопросов проведения общешкольной акции. | Проблемно- ценностное общение. Художестве нно- творческая деятельност ь | Беседа, мастерские. |
7. | Наша «коробка храбрости» | Песня «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук», слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова. Схема «Добро вокруг меня». Открытие акции «Коробка храбрости». Советы родителям. Видеообращение. Наша коробка храбрости. Игрушки для коробки. | Социальное творчество | Коллективно -творческое дело |
8. | Подводим итоги | Обсуждение итогов акции. Защита трекера полезных дел. Итоги работы команд. Всероссийский конкурс РДШ «Добро не уходит на каникулы!» | Проблемно- ценностное общение | Рефлексивна я беседа |
Трек «Орленок - эколог» - 8 часов |
1. | Что делает эколог? | Дерево возможностей (смысл слова «эколог»). Направления экологической помощи. Действия эколога. | Проблемно- ценностное общение, игровая | Беседа, игра |
2. | Фотокросс «Наш школьный двор» | «Школьный двор глазами эколога». Экологические проблемы школьного двора. | Проблемно- ценностное общение, художествен но- творческая | Фотомастерс кая, обсуждение |
3. | Полевые работы | Исследование растений школьного двора. Описание растений. Характеристики растений Природные факторы. Наблюдение за растениями. Школьный мусор. | Познаватель ная, трудовая | Практическо е занятие |
4. | Экологически | Фрагмент из 9 главы книги И. | Познаватель | Практическо |
| й паспорт школьного двора | Вандич, Н. Голышкиной «Когда я вырасту, я стану экологом». Экологический паспорт школьного двора: текстовый, графический, электронный. | ная, проблемно- ценностное общение | е занятие | |
5. | Неизведанное рядом | Рубрики экологического паспорта. Общая характеристика школьной территории. Зеленые насаждения нашего двора. Пернатые друзья. Почвенный покров. Загрязнение школьной территории. Экологический прогноз. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Афиширова ние рубрик | |
6. | Что такое РСМ? | Фрагмент из 12 главы книги И. Вандич, Н. Голышкиной «Когда я вырасту, я стану экологом». Разложение мусора в земле. Опасный мусор. Что такое раздельный сбор мусора и в чем его целесообразность. Переработка мусора. Вторая жизнь мусора. | Познаватель ная, проблемно- ценностное общение | Беседа, обсуждение. | |
7. | Орлята- экологи – школе | Презентация экологического паспорта школьного двора. Проведение акции по раздельному сбору мусора. | Социальное творчество | Акция «Раздельный сбор мусора на школьной территории» | |
8. | Подводим итоги | Вывоз мусора. Оценка работы команд. Оценочные листы «Орленок-эколог». | Трудовая Проблемно- ценностное общение | Десант. Беседа | |
Построение курса внеурочной деятельности для 2-3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года.
Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы.
Четверть | Деятельность | Даты | Комментарии |
| Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | сентябрь | Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. |
I четверть | Вводный «Орлятский урок» для детей второго года участия в Программе | | |
| «Орлёнок – Лидер» | октябрь | Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека |
| | | позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп. |
Каникулы с 31 октября по 6 ноября |
II четверть | «Орлёнок – Эрудит» | ноябрь | Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации. |
«Орлёнок – Мастер» | декабрь | Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; 2 – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны. |
Каникулы с 29 декабря по 10 января |
| Игра для подведения | январь | Игра по итогам 3х треков: |
| промежуточных | | «Орлёнок – Лидер» |
| итогов участия в | | «Орлёнок – Эрудит» |
| Программе | | «Орлёнок – Мастер» |
| | | Игру учитель проводит |
| | | самостоятельно, используя |
| | | предоставленные методические |
| | | рекомендации. |
| «Орлёнок – | январь | Тематика трека актуальна круглый |
| Доброволец» | | год, поэтому учитель может |
| | | обращаться к имеющемуся |
| | | социальному опыту детей и истории |
III четверть | | | добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года. |
| «Орлёнок – | февраль | Учитывая разницу в погодных |
| Спортсмен» | | условиях предлагается трек провести |
| | | в данное время: в большинстве школ |
| | | проходят различные соревнования, |
| | | посвященные 23 февраля и пр. В том |
| | | числе, в соответствии с возрастом, |
| | | можно провести Весёлые страты, |
| | | «Папа, мама, я – спортивная семья» и |
| | | другие соревнования, чтобы |
| | | минимизировать воздействия |
| | | гиподинамического кризиса |
| | | середины учебного года. |
| «Орлёнок – Эколог» | март | Несмотря на большую разницу в климате регионов страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы. |
Каникулы с 27 марта по 2 апреля |
| «Орлёнок – | апрель | В логике Программы важно, чтобы |
| Хранитель | | все треки прошли до трека «Орлёнок |
| исторической | | – хранитель исторической памяти», |
| памяти» | | так как он является треком, |
| | | подводящим итоги участия в учебном |
| | | году. Основная смысловая нагрузка |
| | | трека: |
| | | Я – хранитель традиций своей семьи, |
| | | Мы (класс) – хранители своих |
| | | достижений, |
| | | Я/Мы – хранители исторической |
IV | | | памяти своей страны. |
четверть | Подведение итогов | май | В УМК – использование игровых |
| участия в Программе | | методов диагностики результатов. |
| в текущем учебном | | Основными результатами, которые |
| году | | нам необходимо оценить, станут: |
| | | - личностное развитие ребёнка |
| | | (изменение его позиции от |
| | | «наблюдателя» до «активного |
| | | участника»); |
| | | - сформированность класса как |
| | | коллектива; |
| | | - уровень принятия/осознания |
| | | ценностей, заложенных в Программе. |
5.Календарно-тематическое планирование 3класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводный «Орлятский урок» | 1 | 05.09 |
«Орлёнок – Лидер» |
2 | «Лидер – это…» | 1 | 06.09 |
3 | «Я могу быть лидером» | 1 | 12.09 |
4 | «В команде рождается лидер» | 1 | 13.09 |
5 | «КЛАССный выходной» | 1 | 19.09 |
6 | «От идеи – к делу» | 1 | 20.09 |
7 | КТД «Вместе мы сможем всё» | 1 | 26.09 |
8 | «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 1 | 27.09 |
9 | «Мы дружный класс!» | 1 | 03.10 |
«Орлёнок – Эрудит» |
10 | «Кто такой эрудит?» | 1 | 04.10 |
11 | «Я – эрудит, а это значит…» | 1 | 10.10 |
12 | «Игра – это полезно и интересно» | 1 | 11.10 |
13 | «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 | 17.10 |
14 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» | 1 | 18.10 |
15 | КТД «Играй, учись и узнавай» | 1 | 24.10 |
16 | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» | 1 | 25.10 |
17 | Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 | 07.11 |
«Орлёнок – Мастер» |
18 | «Мастер – это…» | 1 | 08.11 |
19 | «Россия мастеровая» | 1 | 14.11 |
20 | «Город Мастеров» | 1 | 15.11 |
21 | «В гости к мастерам» | 1 | 21.11 |
22 | «От идеи – к делу!» | 1 | 22.11 |
23 | КТД «Мастер своего дела» | 1 | 28.11 |
24-25 | «Мастер – это звучит гордо!» | 2 | 29.11 05.12 |
26 | «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | 06.12 |
Подведение промежуточных итогов |
27 28 | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 2 | 12.12 13.12 |
«Орлёнок – Доброволец» |
29 | «От слова к делу» | 1 | 19.12 |
30 | «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | 20.12 |
31 | КТД «Создай хорошее настроение» | 1 | 26.12 |
32 | «С заботой о старших» | 1 | 27.12 |
33 | Подготовка КТД «От идеи к делу» | 1 | 16.01 |
34 | КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | 17.01 |
35 36 | «Доброволец – это доброе сердце» | 2 | 23.01 24.01 |
37 | «Портрет добровольца» | 1 | 30.01 |
«Орлёнок – Спортсмен» |
38 | «Движение – жизнь!» | 1 | 31.01 |
39 | «Основы ЗОЖ» | 1 | 06.02 |
40 | «Мы гордимся нашими спортсменами» | 1 | 07.02 |
41 | «Сто затей для всех друзей» | 1 | 13.02 |
42 | КТД «Спортивное» | 1 | 14.02 |
43 | Спортивная игра «Книга рекордов» | 1 | 20.02 |
44 45 | «Встреча-подарок» | 2 | 21.02 27.02 |
46 | «Азбука здоровья» | 1 | 28.02 |
«Орлёнок – Эколог» |
47 | «ЭКОЛОГиЯ» | 1 | 06.03 |
48 | «Страна экологии | 1 | 07.03 |
49 | «Мой след на планете» | 1 | 13.03 |
50 | КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | 14.03 |
51 | Экологический квест «Ключи природы» | 1 | 20.03 |
52 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | 21.03 |
53 | Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом | 1 | 03.04 |
54 | «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 | 04.04 |
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» |
55 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | 10.04 |
56 | «Традиции моей страны» | 1 | 11.04 |
57 | Кодекс «Орлёнка – Хранителя» | 1 | 17.04 |
58 | «Знать, чтобы хранить» | 1 | 18.04 |
59 | КТД «История становится ближе» | 1 | 24.04 |
60 | КТД «Мы – хранители памяти» | 1 | 25.04 |
61 | «Расскажи мне о России» | 1 | 02.05 |
62 | «Мы – хранители» | 1 | 15.05 |
Подведение итогов |
63 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | 16.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска от 30.08.2022 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко |
28