Рабочая программа внеурочной деятельности по истории
для 10-11 класса «По страницам Всемирной истории»
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 10-11 класса «Юный историк» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 (с изменениями);
Основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование». Приказ ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование» от 31.08. 2020 года№44/1-од.
Общее число учебных часов составляет – 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: Данный вариант программы обеспечен:
История античного мира составитель Медведев А.П. , 2009г. https://all.alleng.org/d/hist_vm/hist108.htm
История средних веков под редакцией Карпова С.П. , 2008г. https://all.alleng.org/d/hist_vm/hist087.htm
курс лекций по новой и новейшей истории Бобров И.В. , 1999г. https://all.alleng.org/d/hist_vm/hist110.htm
Рабочую программу составила: Бердникова Т.В., учитель истории высшей квалификационной категории ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»
2021
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение детей по программе должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностными результатами внеурочной деятельности являются:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора;
развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
Метапредметными результатами внеурочной деятельности являются:
умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;
определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей;
сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;
объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметными результатами внеурочной деятельности являются:
целостные представления об историческом пути народов и государств мира с древнейших времен;
исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении длительного периода, использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты.
Методы и приемы обучения, воспитания и развития
Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность. Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.
Учебно-тематический план
1 | Раздел 1. История как наука (1 час). |
2 | Раздел 2. Древнейшая история человечества (2 часа). |
3 | Раздел 3. Цивилизации Древнего мира (7 часов). |
4 | Раздел 4. История Средних веков (9 часов). |
5 | Раздел 5. История Нового времени (14 часов). |
6 | Итоговое повторение (1 час) |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. История как наука |
1. | Введение. История в системе гуманитарных наук. | 1 |
Раздел 2. Древнейшая история человечества |
2. | История и предыстория | 1 |
3. | Формирование древнейших форм социальной жизни | 1 |
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира |
4. | Ближний Восток. | 1 |
5. | Древняя Индия | 1 |
6. | Древний Китай. | 1 |
7. | Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса. | 1 |
8. | От полиса к эллинистическому миру | 1 |
9. | Древний Рим. Рождение республики. | 1 |
10 | Римская империя. | 1 |
Раздел 4. История Средних веков |
11. | Западноевропейское Средневековье. | 1 |
12. | Развитие феодальной системы. | 1 |
13. | Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. | 1 |
14. | Византия в Средние века. | 1 |
15. | Исламский мир в Средние века. | 1 |
16. | Индия в Средние века. | 1 |
17. | Китай в Средние века. | 1 |
18. | Япония в Средние века. | 1 |
19. | Начало эпохи Возрождения. | 1 |
Раздел 5. История Нового времени |
20. | Возникновение мирового рынка | 1 |
21. | Общество и экономика. | 1 |
22. | Промышленная революция. | 1 |
23. | Индустриальное общество | 1 |
24. | Религия и церковь в начале Нового времени | 1 |
25. | Наука и общественно-политическая мысль | 1 |
26. | Художественная культура | 1 |
27. | Государство на Западе и Востоке. | 1 |
28. | Политические революции XVII-XVIII вв. | 1 |
29. | Становление либеральной демократии. | 1 |
30. | Запад и Восток в Новое время. | 1 |
31. | «Европейское равновесие» в XVII-XVIII вв. | 1 |
32. | Конфликты и противоречия XIX в. | 1 |
33. | Становление индустриального общества | 1 |
34. | Итоговое повторение | 1 |