Рабочая программа
внеурочной деятельности по английскому языку
для 6 класса
«Английский с удовольствием».
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане.
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе театрально-языкового социума.
Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала.
Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.
Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание театрально-языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социоингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Цели и задачи программы.
Основной целью организации работы группы внеурочной деятельности является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе английского языка и расширение языковой среды.
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей школьников;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка и изучения образцов английской литературы.
Деятельностный характер театра соответствует природе школьника 6 класса, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе.
Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
С учетом сформулированных целей организация работы группы внеурочной деятельности направлена на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;
расширение лингвистического кругозора школьников средней школы; освоение лингвистических представлений;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки спектаклей на иностранном языке;
приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.
Формы занятий.
Материал подается в форме текстовых материалов, рабочих материалов из учебников по страноведению для школьников, иллюстраций, отрывков художественных произведений в оригинале и адаптированных, презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
вводное занятие
творческая мастерская,
игры, упражнения и этюды,
постановочные работы над спектаклем.
занятие;
занятие-путешествие;
комбинированное учебное занятие,
дискуссия;
викторина;
защита творческих работ и проектов;
итоговое занятие;
самопрезентации.
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения.
Представленная программа организации работы группы внеурочной деятельности «Английский с удовольствием» реализуется в течение года: в 6 классе, что соответствует изучению иностранного языка на среднем этапе в общеобразовательной школе.
Программа предусматривает работу группы внеурочной деятельности: 68 часов в 6 классе (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Предполагаемые результаты реализации программы.
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности. К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу;
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Личностные результаты: к концу обучения в кружке учащиеся знают, что такое музыкальный театр, чем он отличается от других видов искусства. Знают общие сведения из истории развития мюзикла Англии и мира.
Умеют самостоятельно изготовить костюмы, декорации.
Имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно мыслить, концентрировать внимание. Приобретают навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира.
В области английского языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах программных тем, повышается уровень практического владения английским языком, улучшается.
2.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока. | Планир. неделя | Фактическая дата | | | |
Модуль 1. Повторяем времена английского глагола | | | |
1 | Present Simple (простое настоящее время) | 1 | 4.09 | | | |
2 | Present Progressive (простое длительное время) | 1 | 5.09 | | | |
3 | Present Simple or Present Progressive | 2 | 11.09 | | | |
4 | Past Simple (простое прошедшее время) | 2 | 12.09 | | | |
5 | Past Progressive (простое длительное время) | 3 | 18.09 | | | |
6 | Past Simple or Past Progressive | 3 | 19.09 | | | |
7 | Present Perfect (настоящее совершенное время) | 4 | 25.09 | | | |
8 | Past Simple or Present Perfect | 4 | 26.09 | | | |
9 | Future Simple (простое будущее время) | 5 | 2.10 | | | |
10 | Future Simple, Present Progressive, to be going to | 5 | 3.10 | | | |
11 | Практика употребления времен | 6 | 9.10 | | | |
12 | Практика употребления времен | 6 | 10.10 | | | |
13 | Степени сравнения прилагательных | 7 | 16.10 | | | |
14 | Степени сравнения прилагательных | 7 | 17.10 | | | |
15 | Артикли | 8 | 23.10 | | | |
16 | Викторина «Хорошо ли ты знаешь времена английского глагола?» | 8 | 24.10 | | | |
Модуль 2. Бытовой английский. | | | |
17 | Снова в школу. | 9 | 6.11 | | | |
18 | Школьная жизнь | 9 | 7.11 | | | |
19 | Я и моя семья. | 10 | 13.11 | | | |
20 | Я и моя семья. | 10 | 14.11 | | | |
21 | Животные в нашей жизни | 11 | 20.11 | | | |
22 | Наши питомцы | 11 | 21.11 | | | |
23 | Мой дом – моя крепость. | 12 | 27.11 | | | |
24 | Дом моей мечты | 12 | 28.11 | | | |
25 | Питание в нашей жизни. | 13 | 4.12 | | | |
26 | Мифы о еде | 13 | 5.12 | | | |
27 | Готовим любимое блюдо. | 14 | 11.12 | | | |
28 | В кафе | 14 | 12.12 | | | |
29 | В магазине | 15 | 18.12 | | | |
30 | Что мы носим? | 15 | 19.12 | | | |
31 | Моя любимая одежда | 16 | 25.12 | | | |
32 | В магазине одежды | 16 | 26.12 | | | |
33 | Ты чудесно выглядишь. | 17 | 15.01 | | | |
34 | Черты характера | 17 | 16.01 | | | |
35 | Какой он? | 18 | 22.01 | | | |
36 | Наш организм. | 18 | 23.01 | | | |
37 | Части тела | 19 | 29.01 | | | |
38 | Ты заболел? | 19 | 30.01 | | | |
39 | Спорт в нашей жизни | 20 | 5.02 | | | |
40 | Мой любимый вид спорта | 20 | 6.02 | | | |
41 | Какая сегодня погода? | 21 | 12.02 | | | |
42 | Какая сегодня погода? | 21 | 13.02 | | | |
43 | Проект (на любую тему по выбору) | 22 | 19.02 | | | |
44 | Проект (на любую тему по выбору) | 22 | 20.02 | | | |
Модуль 3. Английская литература | | | 26.02 |
45 | Английские скороговорки | 23 | 26.02 | | | |
46 | Английские скороговорки | 23 | 27.02 | | | |
47 | Английские стишки | 24 | 4.03 | | | |
48 | Английские стишки | 24 | 5.03 | | | |
49 | Лимерики. Что это? | 25 | 11.03 | | | |
50 | Сочиняем лимерики | 25 | 12.03 | | | |
51 | Английская сказка | 26 | 18.03 | | | |
52 | Английская сказка | 26 | 19.03 | | | |
53 | Читаем сказки | 27 | 1.04 | | | |
54 | Читаем сказки | 27 | 2.04 | | | |
55 | Обсуждаем героев | 28 | 8.04 | | | |
56 | Проект «Мой любимый герой сказки». | 28 | 9.04 | | | |
57 | Проект «Мой любимый герой сказки». | 29 | 15.04 | | | |
58 | Сочиняем сказку | 29 | 16.04 | | | |
59 | Сочиняем сказку | 30 | 22.04 | | | |
60 | Читаем свои сказки | 30 | 23.04 | | | |
61 | Читаем свои сказки | 31 | 29.04 | | | |
62 | Смотрим мультфильмы | 31 | 30.04 | | | |
63 | Смотрим мультфильмы | 32 | 6.05 | | | |
64 | Смотрим мультфильмы | 32 | 7.05 | | | |
65 | Смотрим мультфильмы | 33 | 13.05 | | | |
66 | Смотрим мультфильмы | 33 | 14.05 | | | |
67 | Смотрим мультфильмы | 34 | 20.05 | | | |
68 | Смотрим мультфильмы | 34 | 21.05 | | | |
69 | Английская детская литература для чтения летом. | 35 | 27.05 | | | |
70 | Викторина, обобщающая изученное за год. | 35 | 28.05 | | | |