Пояснительная записка
Авторская программа учителем физической культурыразработана«Национальные виды» из расчета 1 часа в неделю (34 часов в год).Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима для детей, для нормального роста и развития.
Дети научатся играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания.работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Данная программапредставляетсобой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации начальных класс.
Личностные и метапредметные результаты освоений курса внеурочной деятельности
Личностнымирезультатами являетсяформирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатамиизучениякурса«Национальные игры»является формированиеуниверсальныхучебныхдействий (УУД):
РегулятивныеУУД:
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения,
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение
ПознавательныеУУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
КоммуникативныеУУД:
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий,
- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели
Предметнымирезультатамиизучениякурса«Национальные игры» являетсясформированностьследующихумений:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- знать о способах и особенностях движений и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические сведения
Раздел включает в себя сведения о личной гигиене, одежде для занятий в разное время года, о правилах здорового питания, о витаминах, о профилактике простудных и инфекционных заболеваний. Распорядок дня и двигательный режим.
Техника безопасности.
Учебные занятия
Соревновательные занятия
Строевые упражнения
Гимнастика
Подвижные и спортивные игры
Простейшие формы борьбы
Упражнения для укрепления силы – мышц шеи
Упражнения для изучения и совершенствования технических действий
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
(1часа в неделю – 34часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Развитие УУД | Дата | примечание |
всего | теория | практика | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |
1 | Вводное занятие. О личной гигиене и одежде для занятий. | 1 | | | Сведения о личной гигиене, одежде для занятий в разное время года, о правилах здорового питания, о витаминах, о профилактике простудных и инфекционных заболеваний | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | | | |
2 | Истории и правила соревновании по масрестлинга | 1 | | | | | |
3 | захваты | 1 | | | Организовыватьи проводитьзанятия физическойкультуройс разной целевойнаправленностью, подбиратьдля них физические упражненияивыполнятьихсзаданнойдозировкойнагрузки | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
4 | Забегание на помосте | 1 | | | Организовыватьипроводитьсосверстникамиподвижныеигрыи элементысоревнований,осуществлятьихобъективноесудейство. | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
5 | Сдача норматива мастрестлинга | 1 | | | | | |
6 | История и правила соревнования по якутским национальным прыжкам | 1 | | | Выполнятьжизненноважныедвигательныенавыкии умения различнымиспособами, вразличныхизменяющихся,вариативных условиях. | | | |
7 | Разбег | 1 | | | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
8 | Отталкивание | 1 | | | | | |
9 | Фаза полета. | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
10 | Приземлении | 1 | | | | | |
11 | Прыжки через скамейки | 1 | | | | | |
12 | Истории и правила соревновании по борьбе «Хапсагай» | 1 | | | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
13 | Стойка борца | 1 | | | | | |
14 | Проход в ноги и приемы «тургэнэьин» | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
15 | Прием «нырок» | 1 | | | | | |
16 | Борьба за площадь ковра в парах и т. д | 1 | | | | | |
17 | Борьба на коленях | 1 | | | | | |
18 | Борьба за захват руки | 1 | | | | | |
19 | Выталкивание или вынесение партнера за ковер в стойке | 1 | | | | | |
20 | Выталкивание с ковра сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и рукой | 1 | | | | | |
21 | Истории и правила соревновании по Настольному игру «хабылык» | 1 | | | | | |
22 | Упражнении для ловкости руки | 1 | | | | | | |
23 | Подвижные игры «балыксыт» | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | КоммуникативныеУУД: - уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий, -проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели | | | | |
24 | Весёлые эстафеты. | 1 | | | | | |
25 | «ойбонтонуулааьын». | 1 | | | | | |
26 | Игры «бой петухов» | 1 | | | | | |
27 | Игры борьба в квадратах | 1 | | | | | |
28 | «Бой всадников» | 1 | | | | | |
29 | Подвижная игра «тутумэргиир» | 1 | | | | | |
30 | Подвижная игра «чахарда» | 1 | | | | | |
31 | Кувырки вперед, назад, вперед-назад | 1 | | | | | |
32 | Кувырки назад с переходом в стойку на руках | 1 | | | Организовыватьи проводитьзанятия физическойкультуройс разной целевойнаправленностью, подбиратьдля них физические упражненияивыполнятьихсзаданнойдозировкойнагрузки | | | |
33 | Полет-кувырок в длину, в высоту, через препятствие | 1 | | | | | |
34 | Лазание на канат различными способами, на скорость | 1 | | | | | |
9 класс
(1часа в неделю – 34часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Развитие УУД | Дата | примечание |
всего | теория | практика | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |
1 | Вводное занятие. О личной гигиене и одежде для занятий. | 1 | | | Сведения о личной гигиене, одежде для занятий в разное время года, о правилах здорового питания, о витаминах, о профилактике простудных и инфекционных заболеваний | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | | | |
2 | Истории и правила соревновании по масрестлинга | 1 | | | | | |
3 | захваты | 1 | | | Организовыватьи проводитьзанятия физическойкультуройс разной целевойнаправленностью, подбиратьдля них физические упражненияивыполнятьихсзаданнойдозировкойнагрузки | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
4 | Забегание на помосте | 1 | | | Организовыватьипроводитьсосверстникамиподвижныеигрыи элементысоревнований,осуществлятьихобъективноесудейство. | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
5 | Сдача норматива мастрестлинга | 1 | | | | | |
6 | История и правила соревнования по якутским национальным прыжкам | 1 | | | Выполнятьжизненноважныедвигательныенавыкии умения различнымиспособами, вразличныхизменяющихся,вариативных условиях. | | | |
7 | Разбег | 1 | | | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
8 | Отталкивание | 1 | | | | | |
9 | Фаза полета. | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
10 | Приземлении | 1 | | | | | |
11 | Прыжки через скамейки | 1 | | | | | |
12 | Истории и правила соревновании по борьбе «Хапсагай» | 1 | | | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
13 | Стойка борца | 1 | | | | | |
14 | Проход в ноги и приемы «тургэнэьин» | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
15 | Прием «нырок» | 1 | | | | | |
16 | Борьба за площадь ковра в парах и т. д | 1 | | | | | |
17 | Борьба на коленях | 1 | | | | | |
18 | Борьба за захват руки | 1 | | | | | |
19 | Выталкивание или вынесение партнера за ковер в стойке | 1 | | | | | |
20 | Выталкивание с ковра сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и рукой | 1 | | | | | |
21 | Истории и правила соревновании по Настольному игру «хабылык» | 1 | | | | | |
22 | Упражнении для ловкости руки | 1 | | | | | | |
23 | Подвижные игры «балыксыт» | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | КоммуникативныеУУД: - уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий, -проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели | | | | |
24 | Весёлые эстафеты. | 1 | | | | | |
25 | «ойбонтонуулааьын». | 1 | | | | | |
26 | Игры «бой петухов» | 1 | | | | | |
27 | Игры борьба в квадратах | 1 | | | | | |
28 | «Бой всадников» | 1 | | | | | |
29 | Подвижная игра «тутумэргиир» | 1 | | | | | |
30 | Подвижная игра «чахарда» | 1 | | | | | |
31 | Кувырки вперед, назад, вперед-назад | 1 | | | | | |
32 | Кувырки назад с переходом в стойку на руках | 1 | | | Организовыватьи проводитьзанятия физическойкультуройс разной целевойнаправленностью, подбиратьдля них физические упражненияивыполнятьихсзаданнойдозировкойнагрузки | | | |
33 | Полет-кувырок в длину, в высоту, через препятствие | 1 | | | | | |
34 | Лазание на канат различными способами, на скорость | 1 | | | | | |
11 класс(1часа в неделю – 34часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Развитие УУД | Дата | примечание |
всего | теория | практика | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |
1 | Вводное занятие. О личной гигиене и одежде для занятий. | 1 | | | Сведения о личной гигиене, одежде для занятий в разное время года, о правилах здорового питания, о витаминах, о профилактике простудных и инфекционных заболеваний | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | | | |
2 | Истории и правила соревновании по масрестлинга | 1 | | | | | |
3 | захваты | 1 | | | Организовыватьи проводитьзанятия физическойкультуройс разной целевойнаправленностью, подбиратьдля них физические упражненияивыполнятьихсзаданнойдозировкойнагрузки | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
4 | Забегание на помосте | 1 | | | Организовыватьипроводитьсосверстникамиподвижныеигрыи элементысоревнований,осуществлятьихобъективноесудейство. | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
5 | Сдача норматива мастрестлинга | 1 | | | | | |
6 | История и правила соревнования по якутским национальным прыжкам | 1 | | | Выполнятьжизненноважныедвигательныенавыкии умения различнымиспособами, вразличныхизменяющихся,вариативных условиях. | | | |
7 | Разбег | 1 | | | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
8 | Отталкивание | 1 | | | | | |
9 | Фаза полета. | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
10 | Приземлении | 1 | | | | | |
11 | Прыжки через скамейки | 1 | | | | | |
12 | Истории и правила соревновании по борьбе «Хапсагай» | 1 | | | ПознавательныеУУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | | | |
13 | Стойка борца | 1 | | | | | |
14 | Проход в ноги и приемы «тургэнэьин» | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | РегулятивныеУУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | | | |
15 | Прием «нырок» | 1 | | | | | |
16 | Борьба за площадь ковра в парах и т. д | 1 | | | | | |
17 | Борьба на коленях | 1 | | | | | |
18 | Борьба за захват руки | 1 | | | | | |
19 | Выталкивание или вынесение партнера за ковер в стойке | 1 | | | | | |
20 | Выталкивание с ковра сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и рукой | 1 | | | | | |
21 | Истории и правила соревновании по Настольному игру «хабылык» | 1 | | | | | |
22 | Упражнении для ловкости руки | 1 | | | | | | |
23 | Подвижные игры «балыксыт» | 1 | | | Взаимодействоватьсо сверстникамипо правилам проведения подвижныхигрисоревнований | КоммуникативныеУУД: - уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий, -проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели | | | | |
24 | Весёлые эстафеты. | 1 | | | | | |
25 | «ойбонтонуулааьын». | 1 | | | | | |
26 | Игры «бой петухов» | 1 | | | | | |
27 | Игры борьба в квадратах | 1 | | | | | |
28 | «Бой всадников» | 1 | | | | | |
29 | Подвижная игра «тутумэргиир» | 1 | | | | | |
30 | Подвижная игра «чахарда» | 1 | | | | | |
31 | Кувырки вперед, назад, вперед-назад | 1 | | | | | |
32 | Кувырки назад с переходом в стойку на руках | 1 | | | Организовыватьи проводитьзанятия физическойкультуройс разной целевойнаправленностью, подбиратьдля них физические упражненияивыполнятьихсзаданнойдозировкойнагрузки | | | |
33 | Полет-кувырок в длину, в высоту, через препятствие | 1 | | | | | |
34 | Лазание на канат различными способами, на скорость | 1 | | | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечении
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва, «Просвещение», 2012г.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2014. – 124 c.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Подливаев Б.А. Миндиашвили Д.Г., Грузных Г.М., Купцов А.П., Громыко В.В., Лукичева А.Ю.. Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2003.-216с