Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я – пешеход и пассажир», разработана в соответствии с ООП НОО МБОУ «Большесейская СОШ».
Актуальность. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Цель программы: Формирование у обучающихся обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
- обучать школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
- развивать у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице;
- формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице;
- воспитать любовь к ближнему: ценность чужой жизни.
Целевая аудитория: программа предназначена для учащихся 6-7лет.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- чувства справедливости, ответственности;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
-навыки самостоятельности суждений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- уметь анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формировать способность, оценивать своё поведение со стороны;
- формировать рефлексивные умения — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
-формировать умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Познавательные УУД:
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
Коммуникативные УУД:
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать сигналы светофора и объяснять их значение;
- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Формы подведения итогов реализации программы:
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
Основное содержание
№ п/п | | Содержание |
1 | Ориентировка в окружающем мире | Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство.Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). |
2 | Ты — пешеход | Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса», «место остановки трамвая». Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. |
3 | Ты — пассажир | Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 12 |
2 | Ты – пешеход | 13 |
3 | Ты – пассажир | 8 |
| Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование, 1 класс (33 ч)
№ | Тема занятия | Форма организации | Основные виды организации деятельности | Дата |
план | факт |
Ориентировка в окружающем мире -12 ч |
1 | Для чего мы учим правила дорожного движения | Викторина | Викторина «Правила по ПДД» | | |
2 | Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат) | Игра | Игра «Кто самый внимательный» | | |
3 | Цвет (цветовые оттенки) предметов | Беседа | Загадки, исторический материал | | |
4 | Пространственные положения: близко - далеко; рядом, около и т.д. | Беседа | Презентация «Близко - далеко, рядом, около» | | |
5 | Форма и цвет знаков дорожного движения. | Творческая работа | Конкурс плакатов «Мы на дороге» | | |
6 | Цвет и форма запрещающих знаков. | Игра - викторина | Правила дорожного движения | | |
7 | Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр. | Творческая работа | Конкурс схем «Школа-дом» для первоклассников и их родителей | | |
8 | Практическое занятие «Дорога домой» | Творческая работа | Изготовление памяток для детей, родителей, учителей | | |
9 | Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный | Беседа | Презентация «Транспорт бывает разный …» | | |
10 | Транспортное средство | Конкурс - письмо | Письма – обращения к водителям | | |
11 | Участники дорожного движения | Конкурс | Конкурс на знание автомобилей | | | |
12 | Мы идем по улице | Конкурс | Конкурс рисунков «Моя улица» | | |
Ты – пешеход (13 ч.) |
13 | Дорога. Тротуар как часть дороги. | Беседа | Презентация «Дороги» | | |
14 | Правила движения по тротуару. | Беседа | Презентация «Тротуар часть дороги» | | |
15 | Нас увидят в темноте | Беседа | Презентация «Светоотражающие элементы» | | |
16 | Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка» | Беседа | Презентация «Знаки разные нужны» | | |
17 | Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» | Творческая работа | Конкурс рисунков «Знаки» | | |
18 | Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». | Беседа | Презентация «Автобус и остановка» | | |
19 | «Живые знаки» | Игра | Игра «Живые знаки» | | |
20 | Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода | Конкурс | Конкурс рисунков «Сказочные герои на дороге» | | | |
21 | Перекресток | Конкурс | Проведение конкурса «Путешествие в страну дорожных знаков» | | |
22 | Ролевая игра «Переходим дорогу» | Игра | Ролевая игра «Переходим дорогу» | | |
23 | Светофор пешеходный | Конкурс | Конкурс рисунков «Волшебник Светофор» | | |
24 | Светофор транспортный | Викторина | Викторина «Узнай меня» | | |
25 | Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. | Беседа | Презентация «Светофор и пешеход» | | |
| Ты – пассажир ( 8 часов) |
26 | Правила поездки в автомобиле. | Беседа | Презентация « Дорожная безопасность» | | |
27 | Правила поездки в автобусе, троллейбусе | Беседа | Презентация «Правила должен соблюдать каждый» | | |
28 | Правила поездки в электричке | Беседа | Презентация «Соблюдай тишину» | | |
29 | Правила поездки в метро | Беседа | Презентация «Безопасность» | | |
30 | Опасные ситуации | Конкурс | Конкурс рисунков «По безопасной дороге» | | |
31 | Ролевая игра «Едем в гости». | Игра | Ролевая игра «Едем в гости» | | |
32 | Подготовка к проекту «Правила движения — достойны уважения!» | Проект | Проект ««Правила движения — достойны уважения!»» | | |
33 | Урок-игра «Азбука безопасности». | Урок - игра | Урок-игра «Азбука безопасности». | | |